Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-509/2021 (N) по иску Дружиловой С.В... в интересах ФИО2 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, Министерству социальной защиты Алтайского края о возложении обязанности по предоставлению субсидии
по кассационной жалобе Дружиловой С.В. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 2 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дружилова С.В, действующая в интересах ФИО2, обратилась в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, Министерству социальной защиты Алтайского края о возложении обязанности по предоставлению субсидии.
Исковые требования мотивированы тем, что Дружилова С.В, ее сын ФИО2, а также дочь ФИО6, бывший супруг ФИО7 зарегистрированы и постоянно проживают в однокомнатном жилом помещении, общей площадью 38, 8 кв.м, по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение принадлежит указанным лицам на праве общей долевой собственности по "данные изъяты" доле каждому.
ФИО2 является инвалидом "данные изъяты" группы ("данные изъяты"), страдающим "данные изъяты"), состоит на диспансерном учете у врача- "данные изъяты", в связи с чем по состоянию здоровья имеет право на получение жилого помещения (субсидии на приобретение жилого помещения) вне очереди. Учитывая состояние здоровья ФИО2, совместное проживание в жилом помещении невозможно.
Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула от 15 сентября 2003 г. N Дружилова С.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от 10 января 2019 г. N/пр-15 очередность Дружиловой С.В. переведена на ФИО2, в связи с достижением им совершеннолетнего возраста.
По состоянию на 1 декабря 2019 г. очередь ФИО2 на получение субсидии для приобретения (строительства) жилья N.
Поскольку ФИО2 относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, при наличии заболевания, включенного в Перечень, он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением в форме выплаты субсидии из краевого жилищного фонда социального использования как инвалид детства вне зависимости от имущественного положения, с учетом дополнительной площади.
Истец просила предоставить ей вне очереди субсидию на приобретение (строительство) жилья в размере не менее 1 294 810 рублей 10 копеек.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 2 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 июня 2021 г, в удовлетворении требований отказано.
Дружиловой С.В. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 2 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 июня 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Дружилова С.В. является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которому установлена бессрочно "данные изъяты" группа инвалидности ("данные изъяты").
Распоряжением Управления социальной защиты населения по городу Барнаулу от 26 июня 2018 г. N Дружилова С.В. назначена опекуном ФИО2
Согласно справке врачебной комиссии N и сообщению КГБУЗ "АКППБ им. Эрдмана Ю.К." ФИО2 с 2018 года страдает хроническим заболеванием ("данные изъяты"), подпадающим под утвержденный перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилплощадь.
ФИО1, ФИО2, а также ФИО7, ФИО6 принадлежит на праве общей долевой собственности по "данные изъяты" доли каждому жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В указанном жилом помещении зарегистрированы ФИО7 (владелец), ФИО2 (сын), Дружилова С.В. (жена), ФИО6 (дочь).
Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула от 15 сентября 2003 г. N Дружилова С.В. в составе семьи 4 человека (ФИО7, ФИО2, ФИО1, ФИО6) поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и среди инвалидов и их семей.
Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от 10 января 2019 г. N/пр-15 очередь Дружиловой С.В. среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, переведена на ФИО2 в связи с достижением им совершеннолетнего возраста.
В связи с расторжением 19 января 2009 г. брака между ФИО7 и Дружиловой С.В, приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от 9 сентября 2020 г. N/пр-980 состав семьи ФИО2 изменен, составляет 3 человека - ФИО2, Дружилова С.В, ФИО6
Из сообщения комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от 6 марта 2020 г. N/отв. 1558 следует, что ФИО2 включен в общегородской список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на получение субсидии для приобретения (строительства) жилья. По состоянию на 1 декабря 2019 г. очередь ФИО2 на получение субсидии - N.
Согласно сообщению Министерства социальной защиты Алтайского края от 1 февраля 2021 г. на основании сведений, представленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе администрацией г. Барнаула, Министерством социальной защиты Алтайского края сформирован список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, меры социальной поддержки которым установлены статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N1814-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, по Алтайскому краю. По состоянию на 1 октября 2020 г. в данном списке по дате постановки на учет номер очереди ФИО2 - 78. Субсидия на приобретение (строительство) жилья будет выделена ФИО2 администрацией г. Барнаула согласно очередности, определяемой по дате постановки на учет в администрации города (района). Выделение субсидии вне очереди не представляется возможным, так как это приведет к нарушению прав граждан, поставленных на соответствующий учет ранее.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 2, 13, 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закона Алтайского края от 14 сентября 2006 г. N92 - ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", исходя из того, что законодательством Алтайского края установлено предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилья в порядке очередности, в той же хронологической последовательности, в какой граждане - получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, установив, что истец обратился в суд за защитой жилищных прав в форме предоставления субсидии, исходя из даты включения истца в список граждан - получателей субсидий, право на предоставление субсидии не наступило, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Такой перечень был утвержден приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции на момент принятия на жилищный учет истца, действовавшей с 1 января 1996 г, было предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г, как следует из части второй статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 указанного Федерального закона.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В силу статьи 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).
Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 г. N92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - государственные полномочия).
В силу пункта 3 части 2 статьи 1 вышеуказанного закона Алтайского края органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года.
Предоставление мер социальной поддержки гражданам, указанным в части 2 статьи 1 указанного Закона, осуществляется в форме субсидии.
Постановлением Администрации Алтайского края от 6 октября 2006 г. N407 утверждено Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, согласно пункту 8 которого органы местного самоуправления ежегодно формируют перечень граждан - получателей субсидий, указанных в пункте 3 части 2 статьи 1 закона Алтайского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Перечни граждан - получателей субсидий, указанных в пунктах 1 и 3 части 2 статьи 1 закона Алтайского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", формируются ежегодно, по состоянию на 1 декабря, в той же хронологической последовательности, в какой граждане - получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в перечне граждан - получателей субсидий в алфавитном порядке.
Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, установив, что истцом выбран способ реализации права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления субсидии на приобретение (строительство) жилья, исходя из того, что вышеуказанными правовыми нормами предусмотрено предоставление субсидий в той же хронологической последовательности, в какой граждане - получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не предусмотрено внеочередное предоставление субсидии инвалидам, страдающим тяжелой формой заболевания, при котором невозможно совместное проживание, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассатора о нахождении в списке лиц, не имеющих права на внеочередное обеспечение жильем, необходимости применения положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права с учетом выбора истцом меры социальной поддержки в виде субсидии на приобретение (строительство) жилья.
Доводы кассационной жалобы по сути повторяют правовую позицию истца, выраженную в ходе судебного разбирательства, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судебными инстанциями все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 2 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дружиловой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.