Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1595/2020 (УИД) 38RS0017-01-2020-001371-19 по иску Деваева Алексея Борисовича и Деваевой Юлии Сергеевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Д.1, Деваевой Екатерины Алексеевны, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Д.2, к администрации Нижнеудинского муниципального образования, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о признании незаконными ненормативных правовых актов и о возложении обязанности, по кассационной жалобе администрации Нижнеудинского муниципального образования на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Деваев А.Б. и Деваева Ю.С, действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего Д.1, Деваева Е.А, действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего Д.2 обратились в суд с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о признании незаконными ненормативных правовых актов и о возложении обязанности.
В обоснование исковых требований истцы указали, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Деваев А.Б. является собственником жилого дома "адрес", а вместе с ним в данном доме проживают его супруга Деваева Ю.С, сын Д.1, дочь Деваева Е.А. и внук Д.2 В июне 2019 г. данный дом находился в границах зоны чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области, был повреждён паводком и является непригодным для проживания. Между тем межведомственная комиссия, ссылаясь на акт обследования дома и заключение строительно-технической экспертизы N, пришла к заключению о нуждаемости дома в капитальном ремонте, вследствие чего администрация Нижнеудинского муниципального образования вынесла соответствующее постановление от 16 августа 2019 г. Однако в соответствии с заключением специалистов "Независимая оценка экспертиза недвижимости" от 7 августа 2020 г. дом является аварийным и подлежащим сносу.
С учётом уточнения исковых требований истцы просили суд установить факт владения и пользования Деваевым А.Б. вышеназванным жилым домом и факт постоянного проживания Деваева А.Б, Деваевой Ю.С, Д.1, Деваевой Е.А. и Д.2 в данном жилом доме на день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения; признать незаконными Заключение межведомственной комиссии и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования; обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования по вступлении решения суда в законную силу обследовать дом и принять решение по результату обследования.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 июня 2021 г. исковые требования удовлетворены, установлен юридический факт владения и пользования Деваевым Алексеем Борисовичем, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилым домом "адрес" в день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 г, и юридический факт постоянного проживания Деваева Алексея Борисовича, Деваевой Юлии Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Д.1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Деваевой Екатерины Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Д.2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в жилом доме "адрес" в день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 г.
Признаны незаконными заключение межведомственной комиссии от 2 августа 2019 г. N о выявлении оснований для признания дома "адрес" подлежащим капитальному ремонту и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 16 августа 2019 г. N о проведении капитального ремонта вышеуказанного жилого дома.
Суд обязал администрацию Нижнеудинского муниципального образования по вступлении решения суда в законную силу обследовать жилой дом "адрес" и принять решение по результату обследования.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представителем администрации Нижнеудинского муниципального образования ставится вопрос об отмене решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 июня 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что судебные постановления обжалуются только в части признания незаконными заключения межведомственной комиссии от 2 августа 2019 г. N, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 16 августа 2019 г. N о проведении капитального ремонта жилого дома по адресу: "адрес" и, согласно части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, подлежат проверке в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (абзацы первый и четвертый статьи 1).
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).
Порядок удостоверения права на получение социальной выплаты регламентирован Главой 3 указанного Положения.
В соответствии с пунктами 10, 11, 16 Положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, в целях выдачи которого граждане обращаются с заявлением по установленной форме в уполномоченный исполнительным органом государственной власти Иркутской области с приложением соответствующих документов, после получения которых учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения, в том числе сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определённой решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".
В силу пункта 16 названного Порядка об условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 июня 2019 г. N 934 на территории Нижнеудинского муниципального образования введён режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признаётся непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Деваев А.Б. является принявшим наследство, открывшимся после смерти его матери Д.3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в виде жилого дома, площадью 32, 3 кв.м. и земельного участка, площадью 820 кв.м, расположенных по адресу: "адрес".
Согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г. N "Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования" здание жилого дома по "адрес" подтоплено.
Межведомственной комиссией произведено обследование жилого дома по адресу: "адрес", составлен акт N от 10 июля 2019 г, в соответствии с которым жилой дом расположен в зоне затопления. При визуальном осмотре наблюдаются разрушения фундамента, требуется дополнительное инструментальное обследование. При этом из акта обследования жилого дома от 10 июля 2019 г. следует, что эксперты и специалисты для осмотра помещения не приглашались.
Согласно заключению строительно-технической экспертизы ООО "МНСЭ" от 29 июля 2019 г. N, проведённой в рамках дополнительного инструментального обследования, состояние дома является ограниченно-работоспособным и нуждается в капитальном ремонте.
Из заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия жилого дома от 2 августа 2019 г. межведомственная комиссия в соответствии с актом обследования жилого помещения от 10 июля 2019 г. N, копией постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 года N "Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования", а также с учётом заключения строительно-технической экспертизы от 29 июля 2019 г. N выявила основания для признания жилого дома подлежащим капитальному ремонту.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 16 августа 2019 г. N спорный дом признан подлежащим капитальному ремонту.
Согласно заключению специалистов "Независимая оценка экспертиза недвижимости" от 7 августа 2020 г. N, в котором указаны дефекты дома, которые также зафиксированы и в заключении ООО "МНСЭ" от 29 июля 2019 г. N, дом является аварийным и проживание в нём представляет опасность для жизни и здоровья.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истцов о признании незаконными заключения межведомственной комиссии N от 2 августа 2019 г. и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования N от 16 августа 2019 г. о проведении капитального ремонта жилого дома по адресу: "адрес", суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что выводы двух экспертиз, проведённых ООО "МНСЭ" и "Независимая оценка экспертиза недвижимости" являются противоречивыми, при этом достаточных и достоверных доказательств возможности приведения дома в первоначальное состояние путём проведения капитального ремонта не представлено. При этом инструментальное обследование при наличии противоречий экспертных заключений и имеющихся повреждений в спорном жилом доме не проводилось.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с пунктом 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых актов; далее - Положение) основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Исходя из пунктов 42, 45, 47, 48 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признаёт жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признаёт многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
В пункте 36 Положения указано, что непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 45 Положения в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.
Согласно пункту 46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Так, согласно абзацу 2 указанного пункта 46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Таким образом, указанное Положение предусматривает, что по результатам обследования межведомственная комиссия может принять не только одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, но и решение о проведении дополнительного обследования.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что при обследовании спорного жилого дома межведомственная комиссия пришла к выводу о необходимости проведения дополнительного инструментального обследования, доказательством его проведения является заключение строительно-технической экспертизы ООО "МНСЭ" от 29 июля 2019 г. N об ограниченно-работоспособном состоянии дома и нуждаемости его в капитальном ремонте.
Между тем, из представленного истцами заключения специалистов "Независимая оценка экспертиза недвижимости" от 7 августа 2020 г. N, содержащего указания на те же дефекты, что и в заключении строительно-технической экспертизы ООО "МНСЭ", следует, что при наличии выявленных дефектов жилого дома он представляет опасность и угрозу для дальнейшего проживания. Состояние дома свидетельствует об исчерпании несущей способности основания и сруба, опасности обрушения. Гигиенические требования не соответствуют требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Данные выводы стороной ответчика опровергнуты не были, как и не представлено доказательств того, что спорный жилой дом пришёл в указанное состояние непригодности после обследования его межведомственной комиссией.
Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что осмотр жилого дома межведомственной комиссией проводился только визуально, суды нижестоящих инстанций, принимая во внимание выводы, содержащиеся в заключении специалистов "Независимая оценка экспертиза недвижимости" от 7 августа 2020 г. N, пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания незаконным заключения межведомственной комиссии от 2 августа 2019 г. N о выявлении оснований для признания дома по адресу: "адрес", подлежащим капитальному ремонту и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 18 августа 2019 г. N о проведении капитального ремонта указанного жилого дома, поскольку нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения требованиям.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что заключение межведомственной комиссии составлено 2 августа 2019 г, в то время как заключение специалистов "Независимая оценка экспертиза недвижимости" от 7 августа 2020 г, на правильность выводов суда первой и апелляционной инстанции не влияет.
Так, из заключения строительно-технической экспертизы ООО "МНСЭ", принятого межведомственной комиссией во внимание, следует, что обследование жилого дома проводилось путём визуального и инструментального обследования конструкций здания. При выполнении обследования использовались цифровая камера, рулетка металлическая и лагерный дальномер. По результатам визуального обследования экспертами выявлены дефекты, снижающие технические характеристики и несущую способность обследуемых конструкций, расчёт стоимости ремонтно-восстановительных работ приведён в локальном сметном расчёте, стоимость строительных работ определена в сумме 419 527 руб. При этом доказательств целесообразности проведения капитального ремонта не представлено.
Вместе с тем, при обследовании спорного жилого дома экспертами "Независимая оценка экспертиза недвижимости" использовались цифровая камера, дальномер лазерный, рейка геодезическая, влагомер, уровень строительный, измеритель прочности бетона. Рыночная стоимость жилого дома определена оценщиками в размере 301 460 руб.
По результатам обследования эксперты пришли к выводу, что для приведения жилого дома в исправное состояние необходим демонтаж дома в целом, подготовка основания под фундаменты, устройство фундамента, монтаж дома в целом с отделочными работами, с учётом замены строительного материала, для несущих конструкций новыми (что не рационально, не целесообразно).
Выводы межведомственной комиссии о возможности проведения капитального ремонта не подтверждены ни техническим заключением о целесообразности ремонтных работ, ни каким-либо иным документом.
Доводы кассационной жалобы о том, что настоящий иск подлежал рассмотрению в порядке административного судопроизводства, подлежат отклонению.
В соответствии с разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в абзаце пятом пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учётом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Как следует из заявленных истцами требований, они заявлены в защиту жилищных прав истцов, связанных с признанием жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования, что повлечёт возникновение у истцов права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного.
Кроме того, согласно части 1 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Исходя заявленных требований, а также принимая, что требования истцов об установлении фактов, имеющих юридическое значение подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, суд первой инстанции правомерно рассмотрел исковое заявление Деваев А.Б. и Деваевой Ю.С, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Д.1, Деваевой Е.А, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Д.2, к администрации Нижнеудинского муниципального образования, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о признании незаконными ненормативных правовых актов и о возложении обязанности, в порядке гражданского судопроизводства.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 24 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Нижнеудинского муниципального образования - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.