Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-50/2021, УИД 22RS0028-01-2021-000020-25 по иску Курцева Сергея Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) о возложении обязанности засчитать периоды работы в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе представителя истца Курцева Сергея Николаевича по доверенности Прокоповой Светланы Равильевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Курцев Сергей Николаевич (далее по тексту - Курцев С.Н, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) (далее - УПФР в Каменском районе Алтайского края (межрайонное)) о возложении обязанности засчитать периоды работы в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование исковых требований Курцев С.Н. указал, что он обратился в УПФР в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) от 28 декабря 2020 г. N в назначении страховой пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. В его специальный стаж не засчитаны следующие периоды: с 16 января 2006 г. по 28 января 2006 г.; с 21 апреля 2014 г. по 25 апреля 2014 г. (курсы повышения квалификации с отрывом от производства); с 13 августа 1992 г. по 15 сентября 1992 г.; 27 сентября 1993 г, 28 сентября 1993 г, 2 октября 1993 г, 4 октября 1993 г, 5 октября 1993 г, 6 октября 1993 г, 18 октября 1993 г, 13 сентября 1996 г. - сельхозработы; с 2 февраля 1999 г. по 5 февраля 1999 г. - отмена занятий; с 4 декабря 1991 г. по 5 декабря 1991 г.; с 11 декабря 1991 г. по 12 декабря 1991г.; с 16 августа 2006 г. по 23 августа 2006 г.; 7 декабря 2008 г. - командировки; с 1 сентября 2000 г. по 21 сентября 2000 г.; с 13 сентября 2004 г. по 19 октября 2004 г.; с 21 октября 2004 г. по 15 января 2006 г.; с 29 января 2006 г. по 15 августа 2006 г.; с 24 августа 2006 г. по 31 августа 2006 г.; с 1 сентября 2007 г. по 6 декабря 2008 г.; с 8 декабря 2008 г. по 31 августа 2009 г.; с 1 сентября 2011г. по 9 января 2012 г.; с 19 января 2012 г. по 31 августа 2012 г.; с 1 сентября 2013 г. по 20 апреля 2014 г.; с 26 апреля 2014 г. по 31 августа 2016 г. - периоды работы преподавателем-организатором ОБЖ МОУ "Крутихинская средняя общеобразовательная школа", так как работа осуществлялась не на полную ставку заработной платы (ведение учебной нагрузки менее 9 часов в неделю).
В решении УПФР в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) указано, что специальный стаж истца составляет 16 лет 11 месяцев 9 дней при требуемом стаже - 25 лет.
С учётом уточнений исковых требований Курцев С.Н. просил суд признать решение пенсионного органа недействительным в части невключения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить спорные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить страховую пенсию досрочно с 1 июня 2020 г.
Решением Крутихинского районного суда Алтайского края от 16 марта 2021 г. исковые требования удовлетворены, признано недействительным в части решение УПФР в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) от 28 декабря 2020 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд обязал УПФР в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) включить Курцеву С.Н. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" периоды работы:
- с 16 января 2006 г. по 28 января 2006 г.; с 21 апреля 2014 г. по 25 апреля 2014 г. - курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
- с 13 августа 1992 г. по 15 сентября 1992 г.; 27 сентября 1993 г, 28 сентября 1993 г, 2 октября 1993 г, 4 октября 1993 г, 5 октября 1993 г, 6 октября 1993 г, 18 октября 1993 г, 13 сентября 1996 г. - сельхозработы;
- с 2 февраля 1999 г. по 5 февраля 1999 г. - отмена занятий;
- с 4 декабря 1991 г. по 5 декабря 1991 г, с 11 декабря 1991 г. по 12 декабря 1991 г.; с 16 августа 2006 г. по 23 августа 2006 г, 7 декабря 2008 г. - нахождение Курцева С.Н. в командировках;
- с 1 сентября 2000 г. по 21 сентября 2000 г.; с 13 сентября 2004 г. по 19 октября 2004 г.; с 21 октября 2004 г. по 15 января 2006 г.; с 29 января 2006 г. по 15 августа 2006 г.; с 24 августа 2006 г. по 31 августа 2006 г.; с 1 сентября 2007 г. по 6 декабря 2008 г.; с 8 декабря 2008 г. по 31 августа 2009 г.; с 1 сентября 2011 г. по 9 января 2012 г.; с 19 января 2012 г. по 31 августа 2012 г.; с 1 сентября 2013 г. по 20 апреля 2014 г.; с 26 апреля 2014 г. по 31 августа 2016г. - периоды работы в должности преподавателя-организатора ОБЖ в МБОУ "Крутихинская СОШ".
Суд обязал УПФР в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) назначить Курцеву С.Н. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" со дня возникновения права, то есть с 1 июня 2020 г.
Представителем УПФР в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) подана апелляционная жалоба на решение Крутихинского районного суда Алтайского края от 16 марта 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 июня 2021 г. решение Крутихинского районного суда Алтайского края от 16 марта 2021 г. отменено в части возложения на УПФР в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) обязанности включить Курцеву С.Н. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) в МБОУ "Крутихинская средняя общеобразовательная школа" и назначения досрочной страховой пенсии по старости. Принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения на УПФР в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) обязанности включить в стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", периодов работы Курцева С.Н. преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) в МБОУ "Крутихинская средняя общеобразовательная школа": с 1 сентября 2000 г. по 21 сентября 2000 г.; с 13 сентября 2004 г. по 19 октября 2004 г.; с 21 октября 2004 г. по 15 января 2006 г.; с 29 января 2006 г. по 15 августа 2006 г.; с 24 августа 2006 г. по 31 августа 2006 г.; с 1 сентября 2007 г. по 6 декабря 2008 г.; с 8 декабря 2008 г. по 31 августа 2009 г.; с 1 сентября 2011г. по 9 января 2012 г.; с 19 января 2012 г. по 31 августа 2012 г.; с 1 сентября 2013 г. по 20 апреля 2014 г.; с 26 апреля 2014 г. по 31 августа 2016 г. и назначения досрочной страховой пенсии по старости с 1 июня 2020 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представителем истца Курцева С.Н. по доверенности Прокоповой С.Р. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 июня 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что апелляционное определение обжалуется только в части отказа в удовлетворении исковых требований Курцева С.Н. в части возложения на УПФР в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) обязанности включить в стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", периодов работы Курцева С.Н. преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) в МБОУ "Крутихинская средняя общеобразовательная школа" и назначения досрочной страховой пенсии по старости, и, согласно части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, подлежит проверке в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 8 октября 2020 г. Курцев С.Н. обратился в УПФ РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) с заявлением N о назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 28 декабря 2020 г. N Курцеву С.Н. отказано в назначении пенсии по старости, поскольку отсутствует стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения пенсии.
Из решения следует, что по представленным документам стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил 16 лет 11 месяцев 9 дней. Дата регистрации Курцева С.Н. в системе обязательного пенсионного страхования -11 октября 1999 г.
В стаж не включены следующие периоды работы, являющиеся предметом спора при рассмотрении дела судом первой инстанции:
с 16 января 2006 г. по 28 января 2006 г.; с 21 апреля 2014 г. по 25 апреля 2014 г. - курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
с 13 августа 1992 г. по 15 сентября 1992 г.; 27 сентября 1993 г, 28 сентября 1993 г, 2 октября 1993 г, 4 октября 1993 г, 5 октября 1993 г, 6 октября 1993 г, 18 октября 1993 г, 13 сентября 1996 г. - сельхозработы;
с 2 февраля 1999 г. по 5 февраля 1999 г. - отмена занятий;
с 4 декабря 1991 г. по 5 декабря 1991 г.; с 11 декабря 1991 г. по 12 декабря 1991 г.; с 16 августа 2006 г. по 23 августа 2006 г.; 7 декабря 2008 г. - нахождение Курцева С.Н. в командировках;
с 1 сентября 2000 г. по 21 сентября 2000 г.; с 13 сентября 2004 г. по 19 октября 2004 г.; с 21 октября 2004 г. по 15 января 2006 г.; с 29 января 2006 г. по 15 августа 2006 г.; с 24 августа 2006 г. по 31 августа 2006 г.; с 1 сентября 2007 г. по 6 декабря 2008 г.; с 8 декабря 2008 г. по 31 августа 2009 г.; с 1 сентября 2011 г. по 9 января 2012 г.; с 19 января 2012 г. по 31 августа 2012 г.; с 1 сентября 2013 г. по 20 апреля 2014 г.; с 26 апреля 2014 г. по 31 августа 2016 г. - периоды работы преподавателем-организатором ОБЖ в МБОУ "Крутихинская СОШ".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования о включении в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировках на выполнении сельхозработ, суд первой инстанции пришёл к выводу, что в указанные периоды за истцом место работы и заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и, соответственно, исчислять стаж для назначения пенсии.
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периода отмены учебных занятий в связи с эпидемией гриппа, суд первой инстанции исходил из того, что указанное время было оплачено работодателем в размере 2/3 ставки, отменённые занятия впоследствии были проведены в неурочное время, школьная программа была выполнена учащимися в полном объёме.
Удовлетворяя требования истца в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы Курцева С.Н. преподавателем-организатором ОБЖ в МБОУ "Крутихинская средняя общеобразовательная школа" с 1 сентября 2000 г. по 21 сентября 2000 г.; с 13 сентября 2004 г. по 19 октября 2004 г.; с 21 октября 2004 г. по 15 января 2006 г.; с 29 января 2006 г. по 15 августа 2006 г.; с 24 августа 2006 г. по 31 августа 2006 г.; с 1 сентября 2007 г. по 6 декабря 2008 г.; с 8 декабря 2008 г. по 31 августа 2009 г.; с 1 сентября 2011 г. по 9 января 2012 г.; с 19 января 2012 г. по 31 августа 2012 г.; с 1 сентября 2013 г. по 20 апреля 2014 г.; с 26 апреля 2014 г. по 31 августа 2016 г, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, исходил из того, что работа преподавателем-организатором ОБЖ в МБОУ "Крутихинская средняя общеобразовательная школа" осуществлялась в сельской местности.
Установив, что с учётом спорных периодов работы и периодов работы включённых в специальный стаж пенсионным органом в бесспорном порядке продолжительность специального стажа Курцева С.Н. по состоянию на 31 декабря 2019 г. составила 25 лет 01 месяц 01 день, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 1 июня 2020 г.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований Курцева С.Н. в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов его работы преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности в МБОУ "Крутихинская средняя общеобразовательная школа" с 1 сентября 2000 г. по 21 сентября 2000 г.; с 13 сентября 2004 г. по 19 октября 2004 г.; с 21 октября 2004 г. по 15 января 2006 г.; с 29 января 2006 г. по 15 августа 2006 г.; с 24 августа 2006 г. по 31 августа 2006 г.; с 1 сентября 2007 г. по 6 декабря 2008 г.; с 8 декабря 2008 г. по 31 августа 2009 г.; с 1 сентября 2011 г. по 9 января 2012 г.; с 19 января 2012 г. по 31 августа 2012 г.; с 1 сентября 2013 г. по 20 апреля 2014 г.; с 26 апреля 2014 г. по 31 августа 2016 г. и назначения досрочной страховой пенсии по старости с 1 июня 2020 г.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и принимая по делу в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и в других учреждениях для детей, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, пришёл к выводу, что периоды работы после 1 сентября 2000 г. засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, в то время как истец работал в спорные периоды на 0, 5 ставки.
Также суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, согласно которому работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объёма выполняемой учебной нагрузки, распространяется только на учителей, тогда как истец работал преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности, при этом должность "учитель" и "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)" поименованы в пункте 1 раздела "наименование должностей" Списка, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 как различные должности, не тождественные.
Установив, что без включения указанных спорных периодов работы истца в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности у Курцева С.Н. отсутствует требуемый стаж педагогической работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии у суда первой инстанции оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 1 июня 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах пенсионного законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям, и не вызывают сомнений в законности.
Доводы кассационной жалобы представителя истца Курцева С.Н. - Прокоповой С.Р. о том, что истец работал в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, а также занимался иной педагогической деятельностью, проводил внеурочные мероприятия с детьми, то есть суммарно выполнял норму педагогической нагрузки, тем самым осуществлял педагогическую деятельность, работал в сельской местности, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанции, они были предметом проверки суда апелляционной инстанции, и им судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ; здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент первоначального обращения Курцева С.Н. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости - 8 октября 2020 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на её получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Списком должностей, работа на которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, предусмотрена должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), при этом, пунктом 1 Правил исчисления сроков по выслуге лет для назначения пенсии по выслуге лет, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, установлена необходимость выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена должность "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)", а также, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определённых настоящими Правилами.
В силу пункта 6 указанных Правил, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Приказом Министерства образования Российской Федерации N 235 от 7 июня 1993 г. "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик", руководителям образовательных учреждений, в которых введено преподавание курса "Основы безопасности жизнедеятельности", было рекомендовано привести наименование должности работника, ведущего этот курс, в соответствие с наименованием, предусмотренным тарифно-квалификационной характеристикой, утверждённой Приказом Минобразования России и Госкомитета России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 марта 1993 г. N 66/85.
Как установлено пунктом 4.1 Приказа Министерства образования Российской Федерации N 66, Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 85 от 16 марта 1993 г. "Об организации подготовки учащихся по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных учреждениях преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности: должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объёме 9 часов в неделю (360 часов в год). При объёме преподавательской работы по курсу ОБЖ менее 5 часов в неделю (180 часов в год) оплата производится в размере 0, 5 должностного оклада с продолжительностью рабочей недели 18 часов.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьёй 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учёт - это организация и ведение учёта сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Курцева С.Н. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов его работы преподавателем - организатором основ безопасности жизнедеятельности в МБОУ "Крутихинская средняя общеобразовательная школа" с 1 сентября 2000 г. по 21 сентября 2000 г.; с 13 сентября 2004 г. по 19 октября 2004 г.; с 21 октября 2004 г. по 15 января 2006 г.; с 29 января 2006 г. по 15 августа 2006 г.; с 24 августа 2006 г. по 31 августа 2006 г.; с 1 сентября 2007 г. по 6 декабря 2008 г.; с 8 декабря 2008 г. по 31 августа 2009 г.; с 1 сентября 2011 г. по 9 января 2012 г.; с 19 января 2012 г. по 31 августа 2012 г.; с 1 сентября 2013 г. по 20 апреля 2014 г.; с 26 апреля 2014 г. по 31 августа 2016 г. и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 1 июня 2020 г, суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведёнными выше нормами материального права, установив, что в спорные периоды норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы, истцом не выработана, пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанных спорных периодов в специальный стаж истца, и как следствие, об отсутствии оснований для досрочного назначения страховой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
При этом суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, распространяется на учителей расположенных в сельской местности общеобразовательных школ, тогда как Курцев С.Н. занимал должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности в сельской школе.
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 поименована как должность "учитель", так и должность "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки". Установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей законом не допускается.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судом апелляционной инстанции определены верно. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к принятию неправильного судебного постановления, судом апелляционной инстанции не допущено.
Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемом судебном акте содержатся исчерпывающие выводы суда апелляционной инстанции, вытекающие из установленных фактов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применён судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделён в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 ГПК РФ.
Таким образом, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 июня 2021 г. по существу спора является законным и обоснованным, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Курцева Сергея Николаевича по доверенности Прокоповой Светланы Равильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.