Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рассказовой Г.В, судей Печуриной Ю.А, Фофонова А.С, при ведении протокола секретарем судебного заседания Зверевой А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-1177/2021 (УИД 23OS0000-01-2021-000069-04) по административному исковому заявлению Васюта ФИО8 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
по апелляционным жалобам Васюта ФИО9, Главного Управления федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю на решение Краснодарского краевого суда от 2 июня 2021 г, которым исковые требования Васюта ФИО10 удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Фофонова А.С, Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Васюта ФИО11 обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству Финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Центрального районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность вернуть списанные с ее текущего счета денежные средства.
Исполнительный лист, выданный Центральным районным судом г. Сочи, направлен в территориальный отдел службы судебных приставов, на основании которого 4 мая 2017 г. возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени взысканные денежные средства истцу не возращены. Полагает, что длительность неисполнения решения суда связана с незаконными действиями судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в возбуждении исполнительного производства по исполнению решения от ДД.ММ.ГГГГ и отсутствием должного контроля за исполнением судебных актов со стороны Центрального районного суда г. Сочи ошибочно направившего исполнительный лист в Центральный районный отдел судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю, у которого отсутствовали полномочия по его исполнению. Незаконные действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства установлены решениями Хостинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ
Считает, что на основании Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В качестве последствий допущенных по делу нарушений просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию в размере 320 000 руб, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб, судебные расходы в размере 9 440 руб.
Решением Краснодарского краевого суда от 2 июня 2021 г. Васюта ФИО12 присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю за счет средств федерального бюджета взыскано 35 000 руб, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб, расходы на оплату юридических услуг в размере 5000 руб, почтовые расходы в размере 829, 66 руб.
На указанное решение административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда первой инстанции в части взыскиваемой суммы изменить, удовлетворить административный иск в части присуждения компенсации в размере 320 000 руб.
В апелляционной жалобе Главное Управление федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю просит решение Краснодарского краевого суда от 2 июня 2021 г. отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Иные участники процесса в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не поступило.
При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Условия и порядок обращения с административным иском о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок установлены главой 26 КАС РФ, Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Указанным Законом компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) (часть 2 статьи 1); размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека (часть 2 статьи 2).
В силу части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Положениями части 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляются в разумный срок.
В соответствии с положениями части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 11 по делам о присуждении компенсации является обязательным привлечение к участию в деле представляющих интересы публично-правовых образований финансовых органов, а также в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 части 9 статьи 3 Закона о компенсации, главных распорядителей бюджетных средств.
Под главными распорядителями средств соответствующего бюджета, по смыслу указанных норм Закона о компенсации, понимаются главные распорядители средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования по ведомственной принадлежности органа, организации, должностного лица, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение права заявителя на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок.
Под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения по искам о возложении обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, в целях применения части 5 статьи 253 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понимается орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностные лица, государственные или муниципальные служащие, на которых в соответствии с решением суда возложена обязанность произвести выплаты за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации; орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета или орган по месту открытия должнику счета как получателю средств соответствующего бюджета как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации (пункт 36 Постановления).
Судом установлено и подтверждается материалами дела ДД.ММ.ГГГГ, что ДД.ММ.ГГГГ решением Центрального районного суда г. Сочи признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о списании денежных средств ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5624, 40 руб. и ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 778, 36 руб. с текущего счета N, открытого в АО "АльфаБанк", принадлежащего Васюте ФИО13
На Центральный районный отдел судебных приставов г. Сочи УФССП по Краснодарскому краю возложена обязанность вернуть списанные с текущего счета денежные средства в сумме 8 402, 76 руб. на текущий счет N Васюты ФИО14, открытый в АО "АльфаБанк". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Решение сторонами не обжаловано и вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ Васюта ФИО15. выдан исполнительный лист ФС N.
24 марта 2017 г. Центральный районный суд г. Сочи сопроводительным письмом за N направил исполнительный лист в Центральный районный отдел судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Хостинского РОСП г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении должника - УФССП России по Краснодарскому краю в пользу взыскателя - ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Хостинского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю указанное исполнительное производство N-ИП окончено в связи с тем, что поступило заявление взыскателя об окончании исполнительного производства.
Из материалов дела усматривается, что вышеуказанное решение по административному делу должно исполняться судебным приставом-исполнителем, именно на подразделение УФССП России по "адрес" возложена обязанность произвести действия.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" ФССП России, помимо прочего, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций.
Из Положения о Федеральной службе судебных приставов следует, что УФССП России по Краснодарскому краю как указанный территориальный орган полномочиями главного распорядителя бюджетных средств не обладает.
В нарушение приведенных выше нормативных предписаний суд первой инстанции к участию в деле ФССП России, как главного распорядителя средств федерального бюджета, не привлек.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным, поскольку принято о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, а потому подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения закона и вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 2 июня 2021 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Председательствующий Г.В. Рассказова
Судьи Ю.А. Печурина
А.С. Фофонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.