Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 8 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Министерству образования и науки Хабаровского края, министру образования и науки Хабаровского края Хлебникова В.Г. о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 8 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 августа 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее - Общественное движение) к Министерству образования и науки Хабаровского края (далее - Министерство), министру образования и науки Хабаровского края Хлебниковой В.Г. о признании незаконным решения от 21 декабря 2020 года 04.3-16-16935 об отказе в принятии предложения Общественного движения о взаимодействии по вопросу организации и проведения вебинара "Военный заём 1942 - 1945 годов".
3 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная им 7 августа 2021 года через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 8 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 августа 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации или лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 8 декабря 2020 года Общественное движение направило в Министерство обращение - предложение о намерении взаимодействовать с органом государственной власти субъекта Российской Федерации в части организации добровольческой деятельности в виде проведения вебинара "Военный заём 1942 - 1945 годов", в том числе, в целях социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональной ориентации и самоопределения детей, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей.
Письменный ответ на данное обращение об отказе в принятии предложения Общественного движения в связи с тем, что в организациях детей-сирот и детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории Хабаровского края, реализуются программы, направленные на социальную реабилитацию, профессиональную ориентацию и самоопределение, патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, был направлен в адрес административного истца 21 декабря 2020 года (исходящий N 04.3-16-16935) за подписью министра образования и науки Хабаровского края Хлебниковой В.Г.
Дополнительно Общественному движению было сообщено, что информация о проектах и программах, реализуемых в Хабаровском крае в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Хабаровского края, направлена заявителю 28 октября 2020 года за исходящим N 02.1-15-14115.
В силу положений статьи 17.2 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ) организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право: получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из содержания пунктов 2 и 3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 N 1425 (далее - Общие требования к порядку взаимодействия), следует, что организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности; орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают решения либо о принятии предложения либо об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения; срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации.
Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения (пункт 4 Общих требований к порядку взаимодействия).
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав содержание обжалуемого ответа, а также правильно применив нормы Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ и Общих требований к порядку взаимодействия, пришли к обоснованному выводу о том, что в нём содержится письменная информация по поставленным в обращении административного истца от 8 декабря 2020 года вопросам; заявителю указано на обстоятельства, по которым административный ответчик не принимает предложение административного истца о взаимодействии по вопросу организации и проведения вебинара "Военный заём 1942-1945 годов", а также сообщено о том, что письменная информация о проектах и программах, реализуемых в Хабаровском крае в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была направлена заявителю ранее. Судами верно указано, что оспариваемый ответ не нарушает прав, свобод и законных интересов Общественного движения, а также не создаёт препятствий к их осуществлению и не возлагает на административного истца каких-либо обязанностей.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с соответствующими выводами нижестоящих судов, которые основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Применительно к настоящему спору следует отметить, что положения Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ и Общих требований к порядку взаимодействия не возлагали на Министерство безусловной обязанности принять предложение Общественного движения о взаимодействии в части организации и проведения вебинара "Военный заём 1942 - 1945 годов".
Как обоснованно указали суды в обжалуемых судебных актах, исходя из положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия, в том числе, они вправе самостоятельно определять порядок и способы реализации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации социально-ориентированных программ.
Ссылки административного истца в кассационной жалобе на то, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм процессуального права, несостоятельны, поскольку само по себе ненаправление административному истцу письменных возражений административного ответчика на административное исковое заявление не может расцениваться в качестве допущенного судами существенного нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, которые могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Иные доводы кассационной жалобы воспроизводят позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении административного дела. Эти доводы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется.
Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 8 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.