Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Хуторной А.С. на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 6 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Хуторной А.С. к краевому государственному бюджетному учреждению "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учёта недвижимости" о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Хуторной А.С. - Поскребышева Р.К, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 6 августа 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Хуторной А.С. к краевому государственному бюджетному учреждению "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учёта недвижимости" (далее - КГБУ "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учёта недвижимости", учреждение) о признании незаконным отказа во внесении изменений в технический паспорт (поэтажный план) дома N 3а по переулку Отрадный в городе Хабаровске, а также о возложении на административного ответчика обязанности внести изменения в технический паспорт (поэтажный план) многоквартирного дома N 3а по переулку Отрадный в городе Хабаровске в части указания на наличие в жилой комнате 2 "адрес" указанного дома оконного проёма.
7 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Хуторной А.С, поданная 27 августа 2021 года через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, допущенными судами нарушениями норм процессуального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение.
Помимо представителя административного истца, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 6 августа 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания части 2 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ) следует, что кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
В соответствии с частью 2.1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации учётно-техническая документация об объектах государственного технического учёта и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются собственностью субъекта Российской Федерации. Хранение документации относится к полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2.2 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ постоянное хранение и использование документации осуществляются в установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядке.
Такое постоянное хранение технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) может осуществляться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, учреждением либо организацией, заключившими с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор хранения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2.3 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ).
Порядок постоянного хранения и использования являющихся государственной собственностью Хабаровского края технических паспортов, оценочной и иной документации об объектах государственного технического учёта и технической инвентаризации, хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года, утверждённый приказом министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 12 декабря 2016 года N 79 (далее - Порядок), в пункте 7.3 предусматривает, что внесение изменений в архивные документы допускается по решению суда.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, КГБУ "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учёта недвижимости" с 1 июня 2017 года является хранителем технических паспортов, оценочной и иной документации об объектах государственного технического учёта и технической инвентаризации.
9 февраля 2021 года в КГБУ "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учёта недвижимости" поступило заявление Хуторной А.С, являющейся нанимателем по договору социального найма "адрес" по переулку Отрадный в городе Хабаровске, в котором она просила внести изменения в поэтажный план и технический паспорт многоквартирного жилого дома N 3а по переулку Отрадный в городе Хабаровске, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с допущенной в нём ошибкой: по мнению административного истца, в плане "адрес", расположенной в указанном многоквартирном жилом доме, в жилой комнате N 2 не указано окно, которое существовало по проекту и имелось на момент постройки многоквартирного жилого дома.
Письмом от 19 февраля 2021 года N за подписью первого заместителя директора КГБУ "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учёта недвижимости" Вакульчика Р.Ю. административному истцу было сообщено, что оснований для внесения заявленных им изменений в техническую документацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, пер. Отрадный, д. 3а, не имеется, поскольку на дату первичной инвентаризации, проведённой 1 сентября 1970 года, в жилой комнате N "адрес" наружной стене оконный проём отсутствовал. То обстоятельство, что согласно техническому паспорту на указанную квартиру, изготовленному по состоянию на 18 августа 2020 года, в жилой комнате N в наружной стене имеется окно с видом на улицу, не свидетельствует о том, что данное окно существовало на момент первичной инвентаризации многоквартирного жилого дома. Разрешающих документов на установку окна в "адрес" по адресу: г. Хабаровск, пер. Отрадный, д. 3а, в архиве учреждения не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам "адрес"вого суда, проанализировав приведённые положения Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ и Порядка, установив, что отсутствие окна в наружной стене комнаты N "адрес" по переулку Отрадный в городе Хабаровске подтверждается также техническим паспортом указанной квартиры, который был составлен по состоянию на 24 августа 1999 года, указал в решении, что у КГБУ "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учёта недвижимости" отсутствовали предусмотренные действующим законодательством основания для внесения предложенных Хуторной А.С. изменений в техническую документацию указанного многоквартирного жилого дома, изготовленную по состоянию на 1 сентября 1970 года.
Соответствующие выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, осуществлённой по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отказ Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края в удовлетворении ходатайства административного истца о назначении по настоящему административному делу судебной строительно-технической экспертизы для разрешения вопроса о том, имелся ли оконный проём в жилом помещении (комнате) N "адрес", расположенной по адресу: "адрес", пер. Отрадный, "адрес", при вводе многоквартирного дома в эксплуатацию, не может рассматриваться как допущенное судом первой инстанции нарушение процессуальных требований, которое привело к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае, как верно указали суды, предусмотренных статьёй 77 КАС РФ оснований для назначения по делу указанной экспертизы не имелось, поскольку, учитывая предмет заявленных административных исковых требований, связанный с оспариваем конкретного решения КГБУ "Хабаровский краевой центр государственной кадастровой оценки и учёта недвижимости", имеющие значение для разрешения административного спора доказательства были представлены сторонами по делу. В свою очередь, вопрос оценки имеющихся в деле доказательств относится к компетенции суда.
Иные доводы кассационной жалобы воспроизводят позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении административного дела. Эти доводы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах. По существу они направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что в силу частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, а также не свидетельствует об ошибках, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела.
Таким образом, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, положенные в основу принятых по делу судебных актов, установленным обстоятельствам дела соответствуют, нарушений норм материального и процессуального права нижестоящими судами не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, как и оснований, влекущих их безусловную отмену, не имеется.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 6 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хуторной А.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.