Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И, судей Панфиловой Л.Ю, Наконечной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Е.А, действующего в своих интересах и интересах супруги Бондаренко В.Г. Министерству труда и социальной политики "адрес" о взыскании компенсаций, морального вреда, по кассационной жалобе Бондаренко Е.А, действующего в своих интересах и в интересах Бондаренко В.Г. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, выслушав пояснения Бондаренко Е.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Бондаренко Е.А, действующий в своих интересах, и интересах Бондаренко В.Г, обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав в обоснование заявленных требований, что Министерство труда и социальной политики Приморского края с 01.01.2016 г. по 01.01.2020 г. не предоставляло ему (инвалиду) денежную компенсацию по оплате за содержание жилого помещения и ЖКУ в размере 50% на площадь квартиры равной 50, 9 кв.м, а также с 01.01.2005 г. по настоящее время не предоставляется денежная компенсация за пользование телефоном и радиоточкой. С 01.08.2008 г. по 01.01.2016 г. денежная компенсация в размере 50% за содержание жилого помещения (50, 9 кв.м.) и ЖКУ ему, как инвалиду производилась в полном объеме. У истца никогда не было задолженностей по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, но ресурсоснабжающие организации в квитанциях выставляли к оплате необоснованные законодательством задолженности в разных суммах с начислением пени.
На основании предоставленных сведений о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт и по электрической энергии, предоставление ЕДВ на оплату ЖКУ с 01.01.2016 г. по 01.09.2016 г. не производилась, но после документального подтверждения отсутствия задолженности по оплате за ЖКУ, выставляемых ресурсоснабжающими организациями, выплата денежной компенсации не в полном размере была произведена.
Таким образом, с 01.01.2016 г. по 01.01.2020 г. за содержание жилого помещения и коммунальные услуги была оплачена сумма 142 516 руб. 13 коп, положена денежная компенсация в размере 50% - в сумме 71 258 руб. 06 коп, фактически выплачена компенсация в сумме 51 747 руб. 48 коп. (7599, 26 руб. +44 148, 22 руб.). На 01.01.2020 г. не выплачена денежная компенсация в сумме 19 510 руб. 58 коп. (71 258, 06 руб. - 51 747, 48 руб.)
Истец полагает, что сбор взносов в фонд капитального ремонта МКД в Приморском крае, осуществляется принудительно с несоблюдением ст. 118 ГК РФ и при отсутствии согласия решения общедомового собрания собственников квартир. В сентябре 2015 истцу исполнилось 80 лет, но Министерство труда и социальной политики Приморского края не освободило его от внесения взносов на капитальный ремонт в 100%-размере согласно ФЗ от 29.12.2015 г. N 399-Ф3, а с 01.01.2016 г. лишило выплаты денежной компенсации по оплате за ЖКУ до сентября 2019 г.
Истец просил суд привлечь Министерство труда и социальной политики Приморского края за неисполнение статей 17, 28 и 30 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ст. 153 Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. и решений Конституционного Суда Российской Федерации к административной ответственности согласно ст. 32 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"; потребовать от Министерства труда и социальной политики Приморского края выполнять ст. 28 Федерального закона N 181-ФЗ о предоставлению денежной компенсации в размере 50% от стоимости оплаты контактного телефона и радиоточки; взыскать с Министерства труда и социальной политики Приморского края государственную пошлину в сумме 500 руб. в доход бюджета г. Владивостока.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 16.11.2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16.02.2021 г. решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, принято новое решение о взыскании с пользу Бондаренко Е.А. и Бондаренко В.Г. с Министерства труда и социальной политики Приморского края компенсации морального вреда по 5 000 руб. каждому.
В кассационной жалобе Бондаренко Е.А, действующий в своих интересах и интересах Бондаренко В.Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу решений в части отказа в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судами неверно оценены представленные сторонами доказательства, а также не применены нормы ФЗ N 181, и разъяснения Конституционного суда РФ в части сохранения ранее предоставленных льгот при изменении законодательства.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения Бондаренко Е.А, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бондаренко Е.А. состоит на учете в отделении АТУ по Первореченскому и Советскому районам КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" как ветеран труда с 02.12.2004 г, инвалид 2 группы с 01.01.2005 г, "дети войны" с 01.12.2018 г.
Бондаренко В.Г. - как реабилитированные лица с 26.01.2003 г, инвалид 3 группы с 01.08.2007, "дети войны" с 01.12.2018 г.
Меры социальной поддержки инвалидам, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДВ на оплату ЖКУ), предоставляется в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181 - ФЗ).
До 01.01.2005 г. меры социальной поддержки ветеранам труда регламентировались Федеральным законом N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии со статьей 22 Закона РФ от 12.01.1995 г. N 5 - ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ? Федеральный закон N 122 - ФЗ)) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В связи с этим в Приморском крае принят закон Приморского края N 206 КЗ от 29.12.2004 г. "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (далее - закон N 206- КЗ).
Статьей 4 Закона N 206 - КЗ введена ежемесячная денежная выплата, которой заменены предоставляемые ранее ветеранам труда натуральные льготы: зубопротезирование, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, льгота по оплате телефона, и т.д.
В то же время Федеральный закон N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. модернизировал механизм финансирования предоставляемых гражданину (федеральному льготнику) отдельных льгот путем установления ежемесячной денежной выплаты при сохранении права на возможность получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 25 статьи 63 Федерального закона N122-ФЗ от 22.08.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" Закон N181 - 53 от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен статьей 28.1, устанавливающей ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) для данной категории граждан. Пункт 7 этой статьи предусматривает, что часть суммы ЕДВ может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно статьи 6.2 этого закона в состав набора социальных услуг включаются социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 3 статьи 28.1 Закона N 181 - ФЗ, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Соответственно, истец получает ЕДВ только как инвалид 2 группы, и права на получение ЕДВ как ветеран труда не имеет.
В настоящее время согласно данным за июль 2020 г, предоставленным в рамках информационного обмена с органами Пенсионного фонда Приморского края, размер ЕДВ у Бондаренко Е.А, как у инвалида 2 группы, составляет 2 782, 67 рублей, в том числе 1 627, 61 рубль в денежном выражении, и соответственно 1 155, 06 рублей в виде набора социальных услуг: лекарство, проезд, санаторно-курортное лечение.
Согласно предоставленной представителем ответчика выписке из карточки информационного обмена, Бондаренко Е.А. инвалиду 2 группы, размер установленной ЕДВ составляет 2 782, 67 руб, получает набор социальных услуг в текущем году (лекарства, проезд, санаторно-курортное лечение).
В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122 - ФЗ статья 16 Закона РФ от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" изложена в новой редакции, вступившей в силу с 01.01.2005: "Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации".
Согласно выписке из карточки информационного обмена, Бондаренко В.Г. инвалиду 3 группы, размер установленной ЕДВ составляет 2 227, 55 руб, получает набор социальных услуг в текущем году (лекарства, проезд, санаторно-курортное лечение).
Из ответа УФПС Приморского края N 10.4.5.2-25/689 от 27.10.2020, следует, что Бондаренко Е.А. единовременные выплаты по 1 000 рублей с 2016 г. по 2020 г. получал лично (поручения NN 0009420 от 16.06.2017 г, 0009420 от 16.11.2018 г, 0009420 от 16.03.2019 г, 0009420 от 16.04.2019 г, 0009420 от 16.08.2019 г, 0009420 от 16.02.2020 г, 0009394 от 16.10.2020 г, 009420 от 16.10.2020 г.)
Согласно предоставленной выписке Бондаренко Е.А. полагается соцподдержка в виде скидки 50% за январь 2016 г. по канализации ГВС, по электроэнергии, по оплате взноса за капитальный ремонт, по отоплению, за ремонт жилья, по канализации, по ХВС (соглашение отсутствует, есть задолженность).
До августа 2008 г. льгота по оплате расходов на жилищно-коммунальные услуги предоставлялась льготным категориям граждан в виде скидки 50% в квитанциях.
С 01.08.2008 г. в связи с принятием Постановления Губернатора Приморского края от 16.07.2008 г. N 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" (далее - Порядок) МСП на ЖКУ стали предоставляться в виде ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ на ЖКУ).
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законом порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с частью 14 статьи 13 Закона меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, квартира, расположенная по адресу г. Владивосток ул. Невская, д.15 кв.70, приватизирована 18.10.2005 г, правообладателями квартиры являются Бондаренко Е.А. и Бондаренко В.Г, квартира находится в общей совместной собственности, поэтому согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 19 ЖК РФ относится к частному жилищному фонду (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц).
В связи с этим, Бондаренко Е.А. и Бондаренко В.Г. как инвалидам 2 и 3 группы предоставляются меры социальной поддержки только на оплату коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение холодной и горячей воды, электрическая энергия, холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды, а в отопительный период - на отопление.
В соответствии с пунктом 3.2. Порядка Бондаренко Е.А. как ветерану труда и Бондаренко В.Г. как реабилитированной предоставляется компенсация в размере 50 % расходов по оплате содержания и ремонта жилья с учетом региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий в Приморском крае, без учета льготного размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения.
Данные региональные стандарты утверждены Законом Приморского края от 11.06.2002 г. N 241-КЗ "О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере". Согласно статье 7 данного закона размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, в Приморском крае составляет: 33 кв. м общей площади жилья - на одиноко проживающих граждан; 42 кв. м общей площади жилья - на семью из двух человек;
18 кв. м общей площади жилья - на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.
Ранее в пункте 6 статьи 22 Закона N 5 -ФЗ для ветеранов труда была предусмотрена оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно вступившему в силу с 01.07.2015 г. Федеральному закону от 29.06.2015. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам и участникам ВОВ, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее - федеральные льготники) предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, т.е. компенсация предоставляется на фактический объем потребленных и оплаченных жилищно-коммунальных услуг (по показаниям приборов учета).
С целью единообразия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (далее - краевые льготники) внесены соответствующие изменения в Закон Приморского края от 29.12.2004 г. N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", которые вступили в силу с 01.01.2016 г.
Сведения о фактическом объеме потребленных и оплаченных жилищно-коммунальных услуг от поставщиков услуг начали поступать только в ноябре 2015 г, поэтому перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ с 01.07.2015 г. федеральным льготникам территориальные отделы Департамента труда и социального развития Приморского края структура, действовавшая до 01.01.2020 г.) начали производить после поступления указанных сведений.
Краевым льготникам ЕДВ на оплату ЖКУ с января 2016 г. предоставляется на основании фактических данных, предоставленных поставщиками коммунальных услуг.
Статьей 160 ЖК РФ предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.11 (пункт 1.4. действующей редакции) Порядка приостановление предоставления ЕДВ на оплату ЖКУ производится при наличии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в течение более двух месяцев.
По сведениям, предоставленным Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края и ПАО "ДЭК", у истца имелась задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт, а также по электрической энергии. В связи с задолженностью, предоставление ЕДВ на оплату ЖКУ было приостановлено с 01.08.2016 г.
Выплата ЕДВ на ЖКУ истцу и его супруге восстановлена с 01.08.2019 г. с учетом изменений в составе семьи: с мая 2017 г. - на 16, 97 кв.м, с сентября 2019 г. - на 21 кв.м на каждого на содержание и ремонт жилья.
Доплата за период с 01.08.2016 г. по 31.07.2019 г. года в размере 22 302, 64 рублей истцу предоставлена в октябре 2019 г, Бондаренко В.Г. в размере 21 845, 58 руб. в октябре 2019 г.
Согласно пункту 3.1 Порядка расчет суммы ежемесячной денежной выплаты производится индивидуально каждому получателю в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 3.2. Порядка от 16 июля 2008 г. N 63-пг "О форме, Порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" при расчете суммы ежемесячной денежной выплаты учитываются: перечень фактически предоставляемых коммунальных услуг; количество лиц, зарегистрированных совместно с получателем, и членов семьи, на которых распространяется право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг согласно действующему законодательству; общая площадь жилого помещения; нормативы потребления коммунальных услуг, установленные в соответствии с действующим законодательством и т.д.
В связи с этим ЕДВ на оплату ЖКУ истцу и его супруге предоставлялась с учетом изменений в составе семьи:
- с 01.08.2008 г. по 10.05.2017 г. назначение ЕДВ на оплату ЖКУ истцу и его супруге произведено с учетом 4-х зарегистрированных в квартире, общей площадью 50, 9 кв.м, включая их сына Бондаренко В.Е. и внука Купцова А.С. Соответственно, меры социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, отопление, рассчитывались на долю площади 12, 72 кв.м каждому, а компенсация расходов на коммунальные услуги 50% на 1/4 часть.
- с 11.05.2017 г. по 18.09.2017 г. - с учетом того, что в квартире осталось зарегистрировано 3 человека, то ЕДВ на ЖКУ рассчитывалась по 50% каждому льготнику на содержание жилья долю площади 16, 97, на коммунальные услуги 50% на 1/3 часть расходов по ЖКУ;
- с 19.09.2017 г. по настоящее время - 50% на содержание жилья на 21 кв.м каждому, на коммунальные услуги - 50% на 1/2 доли расходов.
Согласно справке о лицах, зарегистрированных по месту жительства (пребывания) в жилом помещении (выписка из Ф-10), в квартире по адресу: "адрес", зарегистрированы Бондаренко Е.А. и ФИО2, сын ФИО7 снят с регистрационного учета 19.09.2017 г, внук ФИО9 снят с регистрационного учета 11.05.2017 г. (площадь квартиры 50, 90 кв.м, жилая площадь 34, 30 кв.м.)
До 01.06.2019 г. согласно пунктам 3.3 и 3.6 Порядка, ЕДВ на оплату ЖКУ рассчитывалась исходя из нормативов потребления коммунальных услуг или с учетом последних полученных сведений, подтверждающих фактический объем оплаченных коммунальных услуг, и предоставляется получателям в месяце, за который необходимо произвести оплату коммунальных услуг, с последующим перерасчетом, с учетом данных о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг, с последующей доплатой или удержанием (в зависимости от сложившегося факта). Излишне выплаченная сумма мер социальной поддержки удерживается из сумм, начисленных на текущий месяц.
У Бондаренко Е.А. по состоянию на 01.01.2016 г. имелась переплата (излишне выплаченная сумма ЕДВ на ЖКУ за 2015 г.) в размере 947, 55 рублей, а также в процессе выплаты в 2016 г. возникали переплаты, которые удерживались из текущих выплат. Данные суммы были выплачены, поэтому учитываются в общей сумме предоставленной ЕДВ на ЖКУ
Общая сумма расчетной ЕДВ на ЖКУ за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2019 составила 30103, 2 руб, общая сумма предоставленной ЕДВ на ЖКУ- 30 103, 6 руб.
11.04.2019 г. принято постановление N 25-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. N 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края", вступившее в силу с 01.06.2019 г, согласно которому предусмотрено предоставление льготным категориям граждан компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг без авансирования.
В связи с этим в июне и июле 2019 г. ЕДВ на ЖКУ федеральным и краевым льготникам не предоставлялась.
Выплата за июнь 2019 г. (по оплаченным квитанциям по ЖКХ) произведена всем льготникам в августе 2019, за июль 2019 - в сентябре 2019, за август 2019 г. - в октябре 2019 г. и т.д. Поэтому в таблице расчета данные за июнь и июль 2019 г. обнулены, а выплаты ЕДВ на ЖКУ отражены в сведениях за январь и февраль 2020 г. соответственно (полностью расчет предоставлен в информации о начисленной и выплаченной сумме ЕДВ на оплату ЖКУ Бондаренко Е.А. с 01.01.2016 г. по 31.12.2019 г. и информации о начисленной и выплаченной сумме ЕДВ на оплату ЖКУ Бондаренко В.Г. с 01.01.2016 г. по 31.12.2019 г.).
Согласно статье 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего и имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Компенсация по капитальному ремонту предоставлялась супругам Бондаренко 01.10.2014 г. на долю занимаемой площади с учетом количества зарегистрированных в квартире в общей сумме льготы. В связи с наличием задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт в количестве 12 месяцев ЕДВ на ЖКУ, в том числе компенсация по капитальному ремонту супругам Бондаренко была приостановлена с 01.08.2016 г.
Установив указанные обстоятельства, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении иска Бондаренко Е.А. о взыскании с ответчика ЕДВ на ЖКУ в сумме 19510 руб, поскольку представленный истцом расчет ЕДВ на ЖКУ не соответствует требованию действующего законодательства.
С 01.05.2019 г. года супругам Бондаренко по заявлению согласно Закону Приморского края от 30.10.2018 г. N 366-K3 "О детях войны в Приморском крае" предоставляется 100 % компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт на доли площади жилого помещения (по 25, 45 кв.м) по категории "дети войны" с 01.12.2018 г. в виде нулевых квитанций от Фонда капитального ремонта. Задолженность перед Фондом капитального ремонта по уплате взноса на капитальный ремонт до 01.12.2018 г. у семьи Бондаренко по данным за июль 2020 г. ФПК Фонда капитального ремонта Приморского края составляет 4 месяца.
Как следует из справок Отделения Административного территориального управления по Первореченскому и Советскому районам N и 872 от 21.09.2020 г, Бондаренко Е.А. получает 50% скидку по оплате ЖКУ инвалидам, ветеранам труда: общая выплаченная сумма с января 2016 по февраль 2020 г. составляет 26 798, 46 руб, Бондаренко Е.А. получает 100% скидку на капитальный ремонт: общая выплаченная сумма с января 2016 г. по февраль 2020 г. составляет 2 754, 73 руб, и ФИО2 получает 50% скидку по оплате ЖКУ инвалидам: общая выплаченная сумма с января 2016 г. по февраль 2020 г. составляет 26 798, 46 руб, Бондаренко Е.А. получает 100% скидку на капитальный ремонт детям войны: общая выплаченная сумма с января 2016 г. по февраль 2020 г. составляет 2 754, 73 руб.
Согласно справке Административного территориального управления по Первореченскому и Советскому районам N от 22.09.2020 г, Бондаренко Е.А. и ФИО2 получают единовременную выплату лицам, получающим пенсию в Приморском крае общая выплаченная сумма каждому из истцов с января 2016 г. по февраль 2020 г. составляет 5000 руб.; получают ежегодную денежную выплату детям войны к знаменательным датам, общая выплаченная сумма с января 2016 г. по февраль 2020 г. составляет 2000 руб. каждому; единовременную социальную выплату детям войны, выплаченная сумма с января 2016 г. по февраль 2020 г. составляет 1 000 руб. каждому.
Согласно ст. 47 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи", для отдельных категорий пользователей услугами связи международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности оказания услуг связи, порядка и размера их оплаты. Пользователи услугами связи, указанные в пункте 1 данной статьи, обязаны вносить плату за оказанные им услуги связи в полном объеме с последующей компенсацией произведенных ими расходов непосредственно за счет средств бюджета соответствующего уровня.
Частью 5 ст. 28 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 23.10.2003 года, действовавшей до 01.01.2005 г.), инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливалась 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
С принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ часть 5 статьи 28 Закона РФ "О социальной защите прав инвалидов" утратила силу. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были изменены условия предоставления ряда мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Статьей 63 данного Закона исключена часть мер, предоставлявшихся ранее инвалидам в силу ч. 5 ст. 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", в том числе и 50-процентная скидка за пользование телефоном, и введена ст. 28.1, предусматривающая ежемесячную денежную выплату инвалидам.
Таким образом, законодатель предусмотрел компенсационный механизм льгот с целью установления соответствующего возмещения ранее предусмотренной льготы, в том числе и 50-процентной льготы за пользование телефоном, которая заменена вышеназванной денежной выплатой, которая устанавливается и выплачивается в силу п.5 ст. 28.1 территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. По данному делу данный территориальный орган Пенсионного фонда РФ не являлся ответчиком, требования к нему истцами не предъявлялись. При этом установлено, что истцы за спорный период получали ежемесячные денежные выплаты, установленные ст. 28.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"N 181-ФЗ от 24.11.1995 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами права, принимая во внимание, установленные по делу обстоятельства, указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика компенсации по ЖКУ в сумме 19 500 руб. и компенсации за пользование телефоном.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части.
Между тем, не соглашаясь с решением суда в части взыскания компенсации морального вреда, судебная коллегия указала, что судом не учтены положения норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, не допускающих приостановление мер социальной поддержки при отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и не предусматривающих возможность приостановления предоставления названной меры социальной поддержки, если задолженность имеет место, но она образовалась по уважительной причине.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства, и не вызывают сомнений в законности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно. Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемых актах содержатся исчерпывающие выводы судов, вытекающие из установленных фактов.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к принятию неправильных судебных постановлений, судами не допущено, из кассационной жалобы не усматривается.
Все доводы и доказательства, приводимые Бондаренко Е.А. в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями ч.4 ст.198, п.п. 5 и 6 ч.2 ст.329 Гражданского процессуального кодекса РФ содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Несогласие сторон с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения и апелляционного определения, либо отвергнутых судами первой и апелляционной инстанции, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводов, ставящих под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Таким образом, судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы Бондаренко Е.А. и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 16 ноября 2020 года в неизменённой части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бондаренко Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.