Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Наконечной Е.В.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шиловой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны РФ к Новичихину Сергею Вячеславовичу, Новичихиной Юлии Владимировне, Новичихину Глебу Сергеевичу о признании утратившими право пользования жилым помещением, по кассационной жалобе Новичихина Сергея Вячеславовича
на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 31 марта 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, пояснения представителя Новичихина С.В. Сазонова Д.М, заключение прокурора Шиловой Я.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с исковым заявлением к Новичихину С.В, Новичихиной Ю.В, Новичихину Г.С. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении.
В обоснование заявленных требований указало, что Новичихину С.В. на основании ордера на служебное жилое помещение N серии ХБ от 11.10.2004 Министерством обороны Российской Федерации предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", на время прохождения военной службы в данном населенном пункте, при выделении служебного жилья учтены члены семьи: жена - Новичихина Ю.В, сын - Новичихин Г.С. В соответствии с постановлением и.о. мэра города Хабаровска от 21.09.2004 года, а также приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2019 года N1001, спорное жилое помещение включено в список жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации. Согласно выписке из приказа командира войсковой части 75070 от 29 сентября 2006 года N 30, Новичихин С.В. уволен с военной службы приказом командующего войсками Дальневосточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N-Г1М в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, исключен из списков личного состава воинской части, снят со всех видов довольствия и обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Центрального района г..Хабаровска. В настоящее время Новичихин С.В. ни в служебных, ни в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состоит. Согласно поквартирной карточке бывший военнослужащий Новичихин С.В, и члены его семьи: жена - Новичихина Ю.В. и сын - Новичихин Г.С. в настоящее время зарегистрированы в спорном жилом помещении. Согласно учетным данным ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Новичихин С.В. на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по линии Министерства обороны Российской Федерации не состоит, с заявлением не обращался.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда и решением Центрального районного суда г..Хабаровска от 09.06.2015 года в удовлетворении исковых требований Новичихина С.В, Новичихиной Ю.В, Новичихина Г.С, о признании права собственности на служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", в порядке приватизации отказано. Истец просил суд признать ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", выселить их без предоставления другого жилого помещения.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены. Новичихин С.В, Новичихина Ю.В, Новичихин Г.С. признаны утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес"; Новичихин С.В, Новичихина Ю.В, Новичихин Г.С. выселены из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" без предоставления другого жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 31 марта 2021 года решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Новичихин С.В. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции. Указывает, что судами неверно определены обстоятельства имеющие значения для дела, не учтено, что Новичихин С.В. поступил на службу в 1988 году, по контракту в 1993 году. Полагает, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, которые проживают в служебных помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не попускалось законом до введение в действие жилищного кодекса Российской Федерации. Обращает внимание на то, что на момент предоставления спорной служебной квартиры в 2004 году имел более 5 лет выслуги на военной службе по контракту, следовательно, вправе рассчитывать на получение жилого помещения на общих основаниях. Ссылаясь по положения ст. 94 ЖК РСФСР указывает, что офицеры, прапорщики, уволенные с действительной военной службы в отставку или запас, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых или жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами. Также указывает, что ответчику не позднее 2015 год были известны обстоятельства использования спорного жилого помещения, в связи с чем считает, что Министерство обороны Российской федерации пропущен срок исковой давности для предъявления заявленных требований. Вместе с тем, заявленное стороной ходатайство о пропуске исковой давности судом апелляционной инстанции не рассмотрено.
Представитель ответчика Новичихина С.В. в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы в полнм объеме.
Прокурор в заключении поддержал возражения прокурора Хабаровского края на кассационную жалобу, полагая, что основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 10, 92, 93 99, 100, 101, 102, ст.103, ч.3.104 ЖК РФ, ст. 290 ГК РФ, Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", учитывая, что спорное жилое помещение, занимаемое ответчиками, отнесено к специализированному жилищному фонду, предоставлено Новичихину С.В. в связи с прохождением военной службы, Новичихин С.В. уволен с военной службы в запас в связи с истечением срока действия контракта о прохождении военной службы, собственник согласие на дальнейшее проживание в служебном жилом помещении не давал, договор найма жилого помещения с момента увольнения Новичихина С.В. с военной службы с ответчиками не заключался, в связи с чем, дальнейшее проживание ответчиков в служебном жилом помещении, является незаконным, пришел к выводу, что Новичихин С.В. и члены его семьи утратили право пользования служебным жилым помещением.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что предоставленное ответчикам жилое помещение является собственностью РФ, относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ, предоставлено на основании служебного ордера в связи с прохождением военной службы Новичихиным С.В, наличие у спорного жилого помещения статуса служебного не оспаривалось ответчиками, ответчики на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят, не состояли на момент прекращения военной службы, в служебных (трудовых) отношениях с учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, не находятся; к категории лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, не относятся; обстоятельств, с которыми закон связывает невозможность выселения из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, не имеется, права на обеспечение жильем в порядке статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" Новичихин С.В. не имеет.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены судебных постановлений.
Судом установлено, что на основании постановления Мэра города Хабаровска от 31.09.2004 года N 1414 "О включении квартир в закрытом военном городке "адрес" служебный жилищный фонд" в число служебного жилищного фонда Дальневосточного военного округа включены квартиры "адрес" в "адрес". Согласно ордеру на служебное жилое помещение от 11.10.2004 года N ХБ Новичихину С.В. на состав семьи три человека предоставлено служебное жилое помещение 78 в "адрес" "адрес" "адрес".
Приказом заместителя министра обороны Российской Федерации от 30.10.2019 N1001 указанная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.
Согласно поквартирной карточке Новичихин С.В. и члены его семьи (Новичихина Ю.В, Новичихин Г.С.) зарегистрированы по месту жительства и проживают по указанному адресу, на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоят.
Приказом командира войсковой части 75070 N-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ прапорщик Новичихин С.В... уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Из приведенных правовых норм следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия Хабаровского краевого суда обоснованно исходил из того, что предоставленное ответчикам жилое помещение является собственностью РФ, относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны, предоставлено на основании служебного ордера в связи с прохождением военной службы Новичихиным С.В, наличие у спорного жилого помещения статуса служебного не оспаривалось ответчиками, ответчики на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят, не состояли на момент прекращения военной службы, в служебных (трудовых) отношениях с учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, не находятся; к категории лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, не относятся; обстоятельств, с которыми закон связывает невозможность выселения из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения не имеется, права на обеспечение жильем в порядке статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Новичихин С.В. не имеет, коллегия полагает, что исковые требования подлежали удовлетворению.
Довод кассационной жалобы Новичихина С.В. о наличии у него права пользования спорным жилым помещением, поскольку первый контракт о прохождении военной службы был заключен им до 1998 года, на момент увольнения его выслуга составляла более пяти лет, в связи с чем он не подлежит выселению из служебной квартиры, был предметом оценки суда апелляционной инстанции, верно указавшей, что в отношении лиц, уволенных с военной службы, для реализации прав на обеспечение жилыми помещениями в порядке, предусмотренном ФЗ "О статусе военнослужащих", в ныне действующей и в ранее действующей редакциях, существенное значение имеет не только дата заключения контракта о прохождении военной службы, но и основание увольнения с военной службы и выслуга лет в календарном исчислении.
Так военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства, а военнослужащим, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями предоставляется за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения государственный жилищный сертификат.
Между тем судом установлено, что на день увольнения с военной службы Новичихина С.В. выслуга лет в календарном исчислении составила 15 лет 11 месяцев 26 дней, ответчик уволен по п.п. "б" п.1 ст. 51 (по истечении срока контракта о прохождении военной службы) б) Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О воинской обязанности и военной службе".
При таких обстоятельствах судебная коллегия верно указала, что совокупность необходимых условий для реализации жилищных прав в рамках Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" у Новичихина С.В. отсутствует.
Ссылка ответчика на Приказ Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80 (ред. от 13.10.2009) "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" также не влечет отмену принятых по делу судебных постановлений, поскольку утвержденная данным Приказом Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации не содержит положений закрепляющих право пользования служебным жилым помещением за военнослужащим, имеющим выслугу более пяти лет, не состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении.
Доводы жалобы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности также обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку в силу положений ст. 208 ГК РФ на спорные правоотношения исковая не распространяется, до принятия решения судом первой инстанции ответчик не заявлял о пропуске срока исковой давности.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судом первой и апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении суда и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Новичихина Сергея Вячеславовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.