Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Рахманкиной Е.П, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Федорченко Дмитрия Сергеевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 июня 2021 года, вынесенное по административному делу N 2а-313/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Тамбову к Федорченко Дмитрию Сергеевичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову (далее - Инспекция) с обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федорченко Д.С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование, пени.
В обоснование административного иска указала, что Федорченко Д.С. с 6 ноября 2015 года является адвокатом, в связи с чем обязан современно уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Административному ответчику было направлено требование N 910 от 15 января 2020 года об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, согласно которому за Федорченко Д.С. числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2019 год в сумме 29 354 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии (на недоимку 29 354 рублей за 2019 год) за период с 1 января 2020 года по 14 января 2020 года в сумме 85, 62 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2019 год в сумме 5 840 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере (на недоимку 5 840 рублей) за период с 01 января 2020 г. по 14 января 2020 года в сумме 17, 03 рублей, указанные требования не исполнены, задолженность не погашена, вынесенный по заявлению Инспекции судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 18 февраля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 июня 2021 года названное решение отменено. Постановлено взыскать с Федорченко Д. С. в пользу ИФНС России по г. Тамбову задолженность за 2019 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 29 354 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 85.62 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 5 840.00 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 17.03 рублей, в бюджет Муниципального образования - городской округ г. Тамбова госпошлину в размере 1 258, 88 рублей.
В кассационной жалобе Федорченко Д.С. просит отменить апелляционное определение, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска. Указывает, что оплатил задолженность в пределах указанных Инспекцией сумм за налоговые периоды, по которым направлялись налоговые уведомления. Считает, произведенный Инспекцией зачет поступивших платежей в счет оплаты задолженности за предыдущий период незаконным.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 августа 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства апелляционной инстанцией допущено не было.
Из материалов дела следует, что Федорченко Д.С. с 6 ноября 2015 года является адвокатом, в соответствии с положениями ст. 419 КАС является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Обязанность по уплате за 2019 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 29 354 рублей и на обязательное медицинское страхование в сумме 5 840 рублей Федорченко Д.С. не исполнена.
За несвоевременною уплату страховых взносов за 2019 год административному ответчику на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ были начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 1 - 14 января 2020 года на недоимку 29 354 рублей (остаток задолженности за 2019 год) в сумме 85, 62 рублей и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 1-14 января 2020 года на недоимку 5 840 рублей (страховые взносы за 2019 год) в сумме 17, 03 рублей.
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось требование N 910 от 15 января 2020 года с предложением погасить задолженность в срок до 17 марта 2020 года, которое оставлено им без исполнения.
Судебным приказом, вынесенным по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 2 Советского района г. Тамбова 18 июня 2020 года с Федорченко Д.С. взыскивалась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Определением мирового судьи от 9 июля 2020 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от должника.
12 января 2021 года налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
Согласно представленным Советскому районному суду г. Тамбова платежным поручениям N 5 на сумму 29 354 рублей страховые взносы на ОПС в фиксированном размере за 2019 год) и N 6 на сумму 6 884 рублей (страховые взносы на ОМС за 2019 год) от 20 декабря 2019 года Федоченко Д.С. оплатил страховые взносы на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование за 2019 год современно.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что сумма налога исчислена правильно, пени начислены обоснованно, порядок взыскания обязательных платежей и срок на обращение в суд соблюдены. При этом районный суд счел, что возникшая налоговая задолженность погашена, в подтверждение чего административным ответчиком предоставлены платежные поручения N 5 и N 6 от 20 декабря 2019 года.
Отменяя решение районного суда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что указанная в платежных поручениях информация не позволяет идентифицировать платежи, в связи с чем, налоговый орган правильно воспользовался правом самостоятельно отнести поступившие денежные средства в счет погашения недоимки по налогу за предшествующий период в хронологическом порядке, что не противоречит законодательству о налогах и сборах.
Как установлено судом апелляционной инстанции на дату уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рублей - 20 декабря 2019 года за Федорченко Д.С. числилась задолженность на общую сумму 46 420 рублей за 2017 и 2018 годы.
На дату уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 рубля за административным ответчиком силилась задолженность в сумме 5 840 рублей за 2018 год.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии в чеках-ордерах информации, позволяющей идентифицировать платежи как относящиеся к уплате спорных сумм за 2019 год.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Применив положения статей 48, 52, 69, 70, 75, глав 28, 32, 34 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Возникновение обязанности по уплате предъявленных ко взысканию обязательных платежей по делу не оспаривалось.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотривает положения о сроках и порядке принудительного взыскания налога.
Согласно части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В настоящем деле указанный срок административным истцом соблюден.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы исполнения обязанности по уплате налога, установлено, в частности, что поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В пункте 2 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (вместе с "Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)", "Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации") (далее - Приказ Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н) предписана, обязанность указывать в реквизите платежного поручения по графе "106" распоряжения о переводе денежных средств значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов).
В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
В предоставленных административным ответчиком платежных поручениях, по оплате задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС, и пени по ним, графа "106" имеют статус "ТП". Согласно карточке расчета с бюджетом, указанные платежи также имеют статус "ТП".
В соответствии с приказом ФНС России от 18 января 2012 года N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку ведения карточки "Расчетов с бюджетом", исчисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налогов, сборов, страховых взносов отражаются в карточках "РСБ" в хронологическом порядке в валюте Российской Федерации. Информация о начисленных к уплате, уменьшению сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей отражается в карточках "РСБ" на основании данных информационных ресурсов налогового органа.
Пунктом 8 приложения N2 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н предписано, что в реквизите платежного поручения по графе 107 распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой ("."). Данный показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.
Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой.
Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом:
"МС" - месячные платежи;
"КВ" - квартальные платежи;
"ПЛ" - полугодовые платежи;
"ГД" - годовые платежи.
В платежных поручениях Федорченко Д.С. графы 107 имеют значение "0" т.е. не указан налоговый период, за который выставлено требование об уплате задолженности.
Рассматривая спор суд апелляционной инстанции, установив наличие у административного ответчика задолженности за предыдущие налоговые периоды, а также невозможность идентификации платежа, пришел к выводу о том, что налоговый орган обоснованно, в установленном законом порядке, воспользовался правом самостоятельно отнести поступившие денежные средства в счет погашения недоимки по налогу за предшествующий период в хронологическом порядке.
При таких данных у судебной коллегии не имеется оснований считать, что по названным платежным документам произведена оплата задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование за 2019 год.
Заявления налогоплательщика об уточнении платежа, об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой при оплате денежных средств за образовавшуюся налоговую задолженность в материалы административного дела не представлено.
Между тем, при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
При таких данных не имеется оснований считать, что по названным платежным документам произведена оплата задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2019 год.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федорченко Дмитрия Сергеевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.