Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Рахманкиной Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области по доверенности - Степанова С.Н. на решение Ухоловского районного суда Рязанской области от 3 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 19 мая 2021 года, вынесенные по административному делу N 2а-6/2021 по административному исковому заявлению Ковылина Сергея Александровича к администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области о признании незаконными бездействия и постановления N 23 от 12 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ковылин С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации монопольного образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области (далее - администрация МО) о признании незаконными бездействия.
В обоснование требований административный истец указал, что он является собственником квартиры N 1, расположенной по адресу: "адрес". На основании акта обследования межведомственной комиссии Смолеевского сельского поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области от 13 июля 2020 года N 6 вышеназванная квартира, признана непригодной для проживания. Администрацией МО решение о дальнейшем использовании указанной квартиры не принято, как и не предоставлено иное помещение.
Решением Ухоловского районного суда Рязанской области от 3 февраля 2021 года административные исковые требования Ковылина С.А. к администрации МО - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области удовлетворены, признаны незаконными: постановление Администрации МО - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области N 23 от 12 августа 20 года в части признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных раб квартиры N 1, расположенной по адресу: Рязанская область, Ухоловский район, село Чуриловка, ул. Черемушки, д. 13; бездействие административного ответчика, выразившееся в неиздании на основании принятого решения распоряжения в соответствии положениями абзаца 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 27 от 28 января 2006 года. Суд обязал Администрацию МО: издать распоряжение в соответствии с положениями, содержащимся в абзаца 2 пункта 49 указанного нормативного акта в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, о чем сообщить в суд и административному истцу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 19 мая 2021 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, административный ответчик ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения с принятием нового решения об отказе в иске. Полагает, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 августа 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Не явившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
В силу ч. 2 ст. 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Из материалов дела следует, Ковылину С.А. принадлежит на праве собственности квартира с кадастровым номером 62:22:0040103:257, площадью 35.3 кв. м, расположенная по адресу: "адрес".
13 июля 2020 года межведомственная комиссия Смолеевского сельского поселения Ухоловского муниципального района Рязанской области, утвержденная постановлением главы - Администрации МО N 27 от 28 июня 2019 года (далее - МВК), произвела обследование вышеназванного жилого помещения, о чем был составлен акт N 6 от 13 июля 2020 года.
Согласно заключению МВК N 6 от 13 июля 2020 года об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 27 от 28 января 2006 года, жилое помещение, расположенное по адресу: Рязанская область, Ухоловский район, село Чуриловка, ул. Черемушки, д. 13, кв. 1, признано непригодным для постоянного проживания.
Постановлением Администрации МО N 23 от 12 августа 2020 года "О признании жилых помещения непригодным для проживания" спорное жилое помещение, признано непригодным для постоянного проживания, при этом указано на необходимости проведения в квартире ремонтно-восстановительных работ, административному истцу рекомендовано обратится в Администрацию МО для постановки на учет, как нуждающегося в жилом помещении.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суды, руководствуясь предписаниями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 27 от 28 января 2006 года а также "Положения о межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции", утвержденного пунктом 1 постановления Администрации Смолеевского сельского поселения N 23 от 12 августа 2020 года, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу представлен, вывод органа местного самоуправления о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ не подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производятся межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) (абзац седьмым пункта 7 Положения).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Судами достоверно установлено, что в заключении МВК от N 6 от 13 июля 2020 года сделаны выводы о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для постоянного проживания.
Решения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик спорного жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями МВК по настоящему делу не принимала.
Вывод административного ответчика фактически противоречит выводам МВК, обоснованность данного вывода соответствующими техническими заключениями вопреки требованиям части 11 статьи 226 КАС РФ не подтверждена.
В связи с чем, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ни фактических, ни правовых оснований для проведения ремонтно-восстановительных работ при вынесении постановления N 25 от 12 августа 2020 года у Администрацией МО не имелось.
Поскольку решение во исполнение абзаца 2 пункта 49 Положения Администрацией МО не принято, суды пришли к верному выводу о признании бездействия административного ответчика незаконным и обязании восстановить нарушенное право в соответствии с требованиями приведенных правовых положений.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводам кассационной жалобы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ, дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанции.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по дел судебных актов не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Вопреки доводам административного ответчика, выводы, изложенные в судебных актах мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ухоловского районного суда Рязанской области от 3 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 19 мая 2021 года, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области Степановой С.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.