Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Шеломановой Л.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Правительства Москвы, представителя административного истца Меквабишвили Мераби Джемаловича на основании доверенности Кочурина Олега Михайловича на решение Московского городского суда от 18 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 08 июня 2021 года по административному делу по административному иску Меквабишвили Мераби Джемаловича о признании недействующими отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (дело N3а-856/2021), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя административного истца Кочурина О.М, поддержавшего доводы жалобы, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики города Москвы, на основании доверенностей Голубевой Е.К, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещённым 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (https://www.mos.ru/) и 2 декабря 2014 года опубликованным в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов недвижимого имущества), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, опубликованным на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 27 ноября 2015 года, 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды".
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, опубликованным 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также 30 декабря 2016 года в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72 том 2 (постановление, приложение 1 (начало)), 30 декабря 2016 года "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72 том 3 (приложение 1 (продолжение)), 30 декабря 2016 года "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 72 том 4 (приложение 1 (окончание), приложение 2), Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
В указанный Перечень на 2017 год под пунктами 22401, 22780, 22785, 22786 включены здания с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес" "адрес".
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, опубликованным 29 ноября 2017 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 69, Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.
В указанный Перечень на 2018 год под пунктами 23038, 23586, 23591, 23592 включены вышеуказанные здания.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, 27 ноября 2019 года опубликованным на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 10 декабря 2019 года в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 том 1 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 том 2 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 том 3 (приложение 1 (окончание), приложение 2), названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года.
В данный Перечень на 2020 год под пунктами 8798, 11278 включены здания с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес"
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, 25 ноября 2020 опубликованным на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 8 декабря 2020 года в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 том 1, 2, 3, 4, названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2021 года.
В указанный Перечень на 2021 год под пунктами 24442, 24646, 24647 включены здания с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес" "адрес"
Меквабишвили М.Д, являясь собственником указанных зданий, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими вышеуказанные пункты приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", ссылаясь на то, что здания не обладают признаками объектов налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение зданий в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 18 февраля 2021 года административные исковые требования удовлетворены, с Правительства Москвы в пользу Меквабишвили М.Д. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 08 июня 2021 года решение суда первой инстанции отменено в части, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействующими с 01 января 2020 года пунктов N8798, 11278 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП"; о признании недействующими с 01 января 2021 года пунктов N24442, 24646 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительства Москвы, поступившей в суд первой инстанции 09 августа 2021 года, заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения и решения суда первой инстанции в части признания не действующими пунктов 22401, 22780, 22785, 22786 Перечня на 2017 года, пунктов 23038, 23586, 23591, 23591 Перечня на 2018 год, с направлением дела на новое рассмотрение. Указывает на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильного применения норм материального права.
В кассационной жалобе представителя административного истца, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 14 октября 2021 года, заявителем ставится вопрос об отмене апелляционного определения в части, в который административному истцу отказано в удовлетворении требований, с оставлением в силе решения суда первой инстанции, по мотиву неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права.
Правительством Москвы поданы возражения на кассационную жалобу административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца кассационную жалобу поддержал, возражал против доводов кассационной жалобы административного ответчика.
Представитель Правительства Москвы кассационную жалобу поддержал, дал объяснения по доводам в ней изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что судебные акты по настоящему делу являются законными и обоснованными, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14, 372 данного Кодекса).
Налог на имущество организаций на территории города Москвы урегулирован Законом города Москвы N 64, в соответствии с которым с 1 января 2014 года этот налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором, в том числе, указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно пункту 3 приведённой статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1), либо в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации), имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешённое использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо фактически используется в указанных целях (подпункт 2).
Пунктами 1, 2 и 5 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания и помещения в них, включённые в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 поименованного закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Таким образом, в Перечень подлежат включению здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административному истцу на праве собственности принадлежат здания, расположенные по адресу:
город ФИО3, "адрес", с кадастровым номером N, общей площадью 4 647, 8 кв.м;
город ФИО3, "адрес"А, стр. 3, с кадастровым номером N, общей площадью 671, 9 кв.м;
город ФИО3, "адрес"А, стр. 2, с кадастровым номером N, общей площадью 574, 3 кв.м;
город ФИО3, "адрес"А, стр. 1, с кадастровым номером N, общей площадью 1 351, 3 кв.м;
город ФИО3, "адрес", стр. 2, с кадастровым номером N, общей площадью 13 761, 5 кв.м;
город ФИО3, "адрес", стр. 1, с кадастровым номером N, общей площадью 2 188, 2 кв.м.
Указанные выше нежилые здания были включены в Перечни на 2017, 2018, 2020 и 2021 год по виду разрешенного использования земельного участка.
По сведениям, представленным ФГБУ "ФКП" Управления Росреестра по г. Москве, в отношении нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2017 года, 1 января 2018 года информация о вхождении объекта в пределы границ земельного участка отсутствует; по состоянию на 1 января 2021 года здание имело принадлежность к земельным участкам с кадастровыми номерами N (склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)) и N (склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7));
в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами N по состоянию на 1 января 2017 года, 1 января 2018 года информация о вхождении объектов в пределы границ земельного участка отсутствует;
в отношении нежилого здания с кадастровым номером N- по состоянию на 1 января 2020 года, 1 января 2021 года здание имело принадлежность к земельным участкам с кадастровыми номерами N (склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)) и N (склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7));
в отношении нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года, 1 января 2021 года здание имело принадлежность к земельному участку с кадастровым номером N (склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия сведений о вхождении зданий с кадастровыми номерами N в пределы границ земельного участка по состоянию на 2017, 2018 годы.
Удовлетворяя требования в остальной части, суд исходил из того, что по состоянию на 2020, 2021 годы здания с кадастровыми номерами N, а также здание с кадастровым номером N по состоянию на 2021 год, не отвечали критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с множественностью видов разрешённого использования земельных участков, к которым здания имели принадлежность в спорные периоды. Кроме того, суд указал, что виды разрешенного использования земельных участков не соответствуют Методическим указаниям.
Отменяя решения суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального права и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований в части признания недействующими с 01 января 2020 года пунктов 8798, 11278 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, а также пунктов 24442, 24646, 24647 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП судебная коллегия исходила из того, что одним из видов разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N является "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)", который в полной мере соответствует пункту 1.2.7 Методических указаний и предусматривает возможность размещения офисов. Одним из видов разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7) соответствует пункту 1.2.7 Методических указаний и предусматривает возможность размещения офисов.
Кроме того, судебной коллегией учтено что, Меквабишвили М.Д, являясь собственником указанных земельных участков, инициировал изменение видов разрешённого использования земельных участков, на которых расположены вышеуказанные объекты. Виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N были установлены распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы N13586 от 17 августа 2015 года М.Д. от 23 июля 2015 года, соответственно, на основании обращения самого истца, что подтверждается материалами дела.
Судом апелляционной инстанции не были приняты во внимание представленные административным истцом акты о фактическом использовании зданий с кадастровыми номерами N 30 июня 2016 года, поскольку здания были включены в Перечни на основании положений подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть исходя из расположения здания на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Удовлетворяя исковые требования в части признания недействительными пунктов 22401, 22780, 22785, 22786, 23038, 23586, 23591, 23592 приложения N 1 обжалуемого постановления Правительства Москвы в отношении зданий с кадастровыми номерами N, суд первой инстанции, установив отсутствие сведений об их вхождении в пределы границ земельного участка по состоянию на 2017, 2018 годы, пришел к выводу о том, что указанные здания не отвечают признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогово кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года. С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит выводы обеих судебных инстанций правильными, основанными на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований в части исключения из Перечней зданий с кадастровыми номерами N на 2020 и 2021 годы; и здания с кадастровым номером N на 2021 год и отмене решения суда первой инстанции в указанной части как постановленного с нарушением требований статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ссылки административного истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П судебной коллегий отклоняются как несостоятельны, поскольку являясь собственником, как объектов недвижимости, так и земельных участков, на которых данные объекты расположены, административный истец не лишен возможности, в установленном законом порядке обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков.
Доводы кассационных жалоб сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов, однако их не опровергают, потому не могут служить основанием для отмены постановленных судебных актов.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалобы не содержит, следовательно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб у судебной коллегии не имеется.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского городского суда от 18 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 08 июня 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Москвы, представителя административного истца Меквабишвили Мераби Джемаловича без удовлетворения
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.