Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Максимова Александра Петровича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 2 февраля 2021 г. (дело N 2а- 48/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 июня 2021 г. (дело N 33а-2589/2021), вынесенные по административному делу по коллективному административному иску Максимова А.П, Костериной О.В, Кружкова А.А, Андреева К.М, Дружбина С.В, Асанова В.Н, Гуляева М.М, Ермолаева М.А, Нергадзе П.А, Прах С.А, Морозова С.А, Макаренко Т.Н, Быкова И.В, Сидориной О.А, Тараскиной Т.В, Тимашова В.В, Масалова В.В, Баранова В.В, Зайцева И.И, Денисовой Н.М, Жималовой Л.М, Боброва С.В. к Министерству юстиции России о признании создания политической партии, признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения административных истцов Макарова А.П, Макаренко Т.Н, Сидориной О.А, Тимашова В.В, представителя Минюста России Нисина И.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы Максимов А.П, Костерина О.В, Кружков А.А, Андреев К.М, Дружбин С.В, Асанов В.Н, Гуляев М.М, Ермолаев М.А, Нергадзе П.А, Прах С.А, Морозов С.В, Макаренко Т.Н, Быков И.В, Сидорина О.А, Тараскина Т.В, Тимашов В.В, Масалов В.В, Баранова В.В, Зайцев И.И, Денисова Н.М, Жималова Л.М, Бобров С.В. обратились в суд с коллективным административным иском о признании факта создания политической партии "Социалистическая Партия Российской Федерации" с 17 октября 2019 г, права политической партии осуществлять организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, признании незаконным уведомления N11-1343336/20 от 25 ноября 2020 г, как не соответствующего положениям ст. ст. 30, 32, 55 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, создающего препятствие к осуществлению прав и реализации законных интересов его и других членов партии, обязании отменить уведомление и устранить препятствия к осуществлению прав и законных интересов истцов и других членов партии.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что выводы Минюста России, изложенные в уведомлении об отказе в государственной регистрации партии, не соответствуют действительности. Все необходимые для регистрации документы были представлены, в том числе и решение уполномоченного органа об избрании председателя и секретаря партии, постоянно действующие руководящие органы сформированы, в связи с чем партия создана и вправе осуществлять деятельность. Положения подпункта "ф" части 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" к спорным отношениям не применимы.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 2 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 июня 2021 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 августа 2021 г, административный истец Максимов А.П, представляющий также интересы других истцов по коллективному иску, просил отменить решение суда и апелляционное определение, указывая на неправильное применение судами норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Исходя из положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон N 95-ФЗ) решение о государственной регистрации политической партии принимается федеральным уполномоченным органом.
Органом, правомочным принимать решение о государственной регистрации (федеральным органом государственной регистрации) партии "Социалистическая Партия Российской Федерации", является Министерство юстиции Российской Федерации, что следует из подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации".
Юридическим фактом - основанием для начала предоставления государственной услуги - является получение центральным аппаратом Минюста России документов, представленных заявителем для государственной регистрации некоммерческой организации, в том числе политической партии, что приведено в пункте 66 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455 (далее - Регламент).
Как видно из материалов административного дела, 9 ноября 2020 г. в Минюст России Филимоновым В.Ю. представлены документы для государственной регистрации политической партии "Социалистическая Партия Российской Федерации" при создании.
25 ноября 2020 г. Минюстом России принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с несоблюдением партией положений действующего законодательства, а именно: содержащаяся в представленных документах информация не соответствует требованиям Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", представленные для включения в ЕГРЮЛ сведения об учредителях партии, а также лице, имеющем право без доверенности действовать от имени партии, подпадают под условия, предусмотренные подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 11, пункта 1 статьи 20, пункта 1 статьи 16, пунктом 4 статьи 25, подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и установив, что со стороны административного ответчика не было допущено нарушений требований закона при вынесении оспариваемого решения, факт нарушения прав и законных интересов истца отсутствует, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, сделаны с учетом обстоятельств административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Минюстом России в рамках предоставленных полномочий осуществлена проверка сведений, размещенных на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет (www.nalog.ru), после чего сделан вывод о том, что некоторые лица, указанные в заявлении как учредители партии, не могут быть включены в ЕГРЮЛ, так как они отвечают признакам, которые в соответствии с подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ являются основанием для отказа в регистрации юридического лица.
Как следует из материалов дела, к лицам указанным в подпункте "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 29-ФЗ были отнесены: Сычева Е.С. (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности; Морозов С.В. (причастность к юридическому лицу, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица; Антонов Д.Г. (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности; Филимонов В.Ю. (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности - уполномоченное лицо, лицо имеющее право действовать от имени партии без доверенности; Боковин Ю.В. (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности; Комаров О.В. (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности; Филимонов В.Ю, в отношении которого имеются предусмотренные подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N129-ФЗ ограничения, является секретарем Центрального комитета Партии и единственным уполномоченным лицом партии; Бураков А.В. (дисквалифицированное лицо (ООО "СТРОИТЕЛЬСТВО ЭКСПЛУАТАЦИЯ РЕМОНТ") входит в состав Центрального комитета партии.
Наличие в рассматриваемом случае обстоятельств, предусмотренных подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ в качестве оснований для отказа в совершении регистрационных действий, установлено судами, подтверждается материалами административного дела и доводами кассационной жалобы не опровергается.
Минюстом России были сопоставлены представленные документы со сведениями ГУВМ МВД России и установлено, что в отношении учредителей Ермолаевой М.А, Звонаревой О.П, Джураева Е.Н. указаны недействительные паспортные данные, при этом паспорт Звонаревой О.П. числится в розыске. Заявление содержит недостоверные сведения относительно адресов проживания учредителей (Тарасов А.В, Захарченко С.В, Алексеев А.А, Зорина Е.Г, Княжинская М.В, Журавлев Н.А, Беспалова Т.А.), их ИНН (Белов А.Е, Княжинская М.В.), недостоверные персональные данные Ушакова О.В, Спирюговой С.П, Петрушина Д.А, Костериной О.В, Кружкова А.А, Зорина Е.Г, Мурашевой В.Н. В заявлении указаны учредители Недодрезов А.И. и Морозов С.В, однако данные лица в данных о представительстве делегатов учредительного съезда Партии отсутствуют.
Оценивая положенный истцом в обоснование административного иска довод о том, что положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ не могут быть применимы в рассматриваемых правоотношениях, судебная коллегия отмечает, что пунктом 2 статьи 15 Закона N 95-ФЗ прямо установлено, что решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. То есть Минюст России принимает решение о государственной регистрации, соответствующий налоговый орган вносит сведения в Реестр.
Несоблюдение требований Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является нарушением пункта 1 статьи 27 Закона N 95-ФЗ и соответственно подпадает под основания для отказа в государственной регистрации политической партии, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 статьи 20 ФЗ "О политических партиях".
Следует отметить, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 13 марта 2018 г. N 582-О, предусмотренная абзацем вторым подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" дополнительная гарантия обеспечения достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, не может рассматриваться как чрезмерное, непропорциональное и несовместимое с конституционно значимыми ценностями ограничение конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает только лишь недобросовестных лиц, указанных в приведённой норме закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
С учетом установленных нарушений голосования Учредительного съезда от 17 октября 2020 г. и избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов, Минюстом России сделан вывод, что данные органы не сформированы, тем самым Партия не создана. Данные обстоятельства подтверждаются представленными решениями Учредительного съезда от 17 октября 2020 г, в котором не указано о проведении тайного голосования, информация об избрании счетной комиссии является противоречивой.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что установленные законом условия по созданию политической партии были выполнены, с учетом замечаний Минюста России в заседании съезда имели право участвовать без ограничений 133 делегата, представлявших сорок семь субъектов, основанием к отмене судебных актов являться не могут, поскольку по существу выводы суда об обоснованности отказа Министерства юстиции РФ в государственной регистрации политической партии при ее создании не опровергают.
Разрешая требования, суды правильно указали, что принятое Минюстом России уведомление от 25 ноября 2020 г. об отказе в государственной регистрации Политической партии "Социалистическая Партия Российской Федерации" при создании, является законным, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и не нарушает прав административных истцов на объединение в политическую партию, в том числе гарантированных статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации политической партии при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ (пункт 5 статьи 20 Закона N 95-ФЗ).
Обжалуемые судебные акты приняты с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы кассационной жалобы каких-либо оснований, ставящих под сомнение выводы суда первой и апелляционной инстанций или их опровергающих, не содержат; сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к собственному изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 2 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 июня 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Максимова А.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.