Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 18 августа 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Плотникова И.Г. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 февраля 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Призывной комиссии г. Москвы, Военному комиссариату г. Москвы об оспаривании и отмене решения, возложении обязанности устранить нарушения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-539/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Плотников И.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на воинский учет в Объединенный военный комиссариат Головинского района Северного административного округа г. Москвы ДД.ММ.ГГГГ.
13 ноября 2009 года Призывной комиссией муниципального округа Ховрино г. Москвы Плотникову И.Г. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 1 апреля 2014 года в связи с обучением в Московской государственной юридической академии.
17 апреля 2015 года решением Призывной комиссии Плотникову И.Г. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2 октября 2017 года в связи с обучением в аспирантуре на основании справки ФГБОУ ВО "Юго-Западный государственный университет" от 28 сентября 2016 года.
ДД.ММ.ГГГГ Плотников И.Г. достиг возраста 27 лет.
14 мая 2018 года Плотников И.Г. предоставил документы об окончании аспирантуры.
21 мая 2018 года решением Призывной комиссии муниципального округа Ховрино Плотников И.Г. зачислен в запас по достижении 27-летнего возраста, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).
Плотников И.Г. обратился с жалобой на указанное решение в Призывную комиссию г. Москвы.
Решением Призывной комиссии г. Москвы от 4 июля 2019 года жалоба Плотникова И.Г. оставлена без удовлетворения, а заключение Призывной комиссии муниципального образования от 21 мая 2018 года - без изменения.
Решение от 4 июля 2019 года обосновано тем, что Плотников И.Г. в период с 1 октября 2017 года по 1 января 2018 года оснований для отсрочки не имел, поскольку документов о сдаче кандидатских экзаменов и решения диссертационного совета о назначении даты и времени защиты квалификационной работы в военный комиссариат не представил.
Плотников И.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии г. Москвы об оспаривании и отмене данного решения и возложении обязанности на Призывную комиссию г. Москвы повторно рассмотреть вопрос о его зачислении в запас и выдаче военного билета, мотивируя требования тем, что решение Призывной комиссии г. Москвы от 4 июля 2019 года противоречит Закону N 53-ФЗ, поскольку им представлялись справка из ГБОУ ВО "Юго-Западный государственный университет" от 3 апреля 2019 года, согласно которой 30 сентября 2017 года он закончил аспирантуру с предоставлением квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук, на основании решения кафедры гражданского права от 9 октября 2017 года ему предоставлена возможность доработки материалов диссертационного исследования в период с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года; заявление от 12 ноября 2017 года о направлении в диссертационный совет Д 999.132.02 о принятии диссертации к защите, которое принято к рассмотрению; справка ФГБОУ ПО "Чеченский государственный университет" от ДД.ММ.ГГГГ N о нахождении его диссертационной работы на рассмотрении. Он не злоупотреблял своими правами и не уклонялся от призыва на военную службу, поскольку имел право на отсрочку на время защиты диссертации. Кроме этого, в период с октября 2017 года по декабрь 2017 года он никаких документов, направлений и повесток из Военного комиссариата не получал, за границу не выезжал, не работал, занимался научной деятельности, к какой-либо ответственности не привлекался, в указанный период неоднократно являлся в Военный комиссариат на личный прием к начальнику отдела подготовки и призыва граждан на военную службу в целях решения вопроса об отсрочке в связи с защитой диссертации, однако действий по призыву Военным комиссариатом не принималось.
Решением Головинского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 февраля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Плотникова И.Г. отказано.
В кассационной жалобе Плотникова И.Г. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В силу подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Закона N 58-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по имеющим государственную аккредитацию программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными требованиями или федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и второй инстанций исходили из того, что оснований предоставления отсрочки для защиты квалификационной работы в период с 1 октября 2017 года по 18 мая 2018 года Плотников И.Г. не имел, поскольку документов о сдаче кандидатских экзаменов и решения диссертационного совета о принятии диссертации к защите и назначении даты и времени защиты квалификационной работы в Военный комиссариат не представил.
Кроме этого, суды указали, что в материалах личного дела Плотникова И.Г. содержатся сведения о том, что Военным комиссариатом (объединенного) Головинского района САО г. Москвы принимались меры, направленные на проведение мероприятий по призыву на военную службу в отношении Плотникова И.Г, ссылаясь при этом на направленные в адрес главы управы района "Ховрино" повестки, связанные с призывом на военную службу, просьбы провести до 6 марта 2018 года оповещение граждан, проживающих на территории района и подлежащих вызову на заседание призывной комиссии весной 2018 года, путем неоднократного посещения, повестки вручить под личную роспись граждан.
В кассационной жалобе приводятся доводы о неправильности выводов судов нижестоящих инстанций.
Проверяя приведенные в кассационной жалобе доводы, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из содержания нормы подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Закона N 58-ФЗ, применительно к рассматриваемому случаю обстоятельством, имеющим юридическое значение, является установление факта нахождения квалификационной работы (диссертации) Плотникова И.Г. на защите в спорный период - с 1 октября 2017 года до 18 мая 2018 года.
Суды нижестоящих инстанций, сославшись на справки ГБОУ ВО "Юго-Западный государственный университет" от ДД.ММ.ГГГГ N и ФГБОУ ПО "Чеченский государственный университет" от ДД.ММ.ГГГГ N, формально указали о непредставлении Плотниковым И.Г. решения диссертационного совета о принятии диссертации к защите.
При этом суд не воспользовался своей активной ролью в судебном процессе и не запросил у названных образовательных учреждений соответствующие сведения.
В соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
В отсутствие сведений относительно нахождения диссертации Плотникова И.Г. на защите в период с 1 октября 2017 года до 18 мая 2018 года вывод об отсутствии у Плотникова И.Г. права на отсрочку является преждевременным.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Помимо изложенного, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
В силу пункта 34 названного акта при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 18 Положения установлено, что контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения).
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 указанного Закона.
В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3).
Согласно статье 31 Закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, совершить иные действия, направленные на правильное разрешение спора.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Головинского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 февраля 2021 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Головинский районный суд г. Москвы.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
С.В. Сорокин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 ноября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.