Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая Компания" на решение Владимирского областного суда от 26 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июля 2021 года по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая Компания" о признании недействующим со дня принятия пункта 18 Приложения N 3 к постановлению Департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области от 11 февраля 2020 года N 3/12 (дело N3а-11/2021), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Половниковой А.А,
УСТАНОВИЛА:
11 февраля 2020 года Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области (далее - Департамент, тарифный орган) утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии и нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии на 2020 год (далее - Постановление N 3/12), пунктом 3 которого, утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии для организаций Владимирской области на 2020 год согласно Приложению N 3 (далее - Приложение N 3).
В пункте 18 данного Приложения N 3 для ООО "Ковровская Энерго Тепловая Компания" (далее - ООО "КЭТК", Общество, регулируемая организация) (котельная N 12) утверждены следующие нормативы запасов топлива на 2020 год: вид топлива - мазут; норматив общего запаса (ОНЗТ): 263, 5 т; неснижаемый запас (ННЗТ): 263, 5 т.
Данный нормативный правовой акт 17 февраля 2020 года опубликован на официальном интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru и 19 февраля 2020 года в электронном сетевом издании www.vedom.ru.
ООО "КЭТК" обратилось во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 18 Приложения N 3 к Постановлению N 3/12, указав в обоснование заявленных требований с учетом уточнений и дополнений, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит:
- пункту 10 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 (далее - Порядок), поскольку нормативы утверждены в отсутствии у истца обязанности иметь резервное топливо (резервное топливное хозяйство);
- пункту 5 Порядка, поскольку в расчете нормативов не учитывались перечисленные в данной норме объекты;
- пункту 14 Порядка, поскольку при установлении нормативов не учитывалась указанная в данной норме информация;
- пункту 1 статьи 2, пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), поскольку нормативы установлены в отсутствии обращения истца;
- пункту 1 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ, поскольку нормативы установлены в отсутствие административного регламента;
- пунктом 4.2.43 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115, применение топлива, не предусмотренного проектом (котельной), в теплогенерирующих энергоустановках не допускается, что нарушает или может нарушать права, свободы и законные интересы административного истца.
Полагает, что Департамент отнес котельную N 12 не к тем источникам тепловой энергии, для которых могут быть утверждены нормативы запасов топлива на 2020 год и возложена обязанность иметь резервное топливо. Приобретение мазута, строительство резервного топливного хозяйства повлечет для ООО "КЭТК" многомиллионные затраты в отсутствии источника финансирования, должен был доказать, что в проекте строительства котельной N 12 в качестве топлива был предусмотрен мазут, а установленная на пару с котлом газомазутная горелка сама по себе не является доказательством того, что проектом котельной было предусмотрено использование в качестве топлива мазута.
Также указывает, что отсутствие доказательств того, что проектом котельной N 12 ООО "КЭТК" предусмотрено применение мазута, является дополнительным основанием для признания недействительным спорного норматива, а также неприменения Распоряжения администрации Владимирской области от 1 октября 2019 года N 820-р "Об утверждении графика перевода потребителей Владимирской области на резервные виды топлива при похолоданиях в 1 квартале 2020 года" в части включения упомянутой котельной в График. При этом площадь и конфигурация земельного участка, на котором расположена котельная N 12, физически не позволяет разместить, резервное топливное хозяйство (с учётом требований СНИП), а несоблюдение Обществом оспариваемого норматива может оцениваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, грозящее соответствующей санкцией.
Решением Владимирского областного суда от 26 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июля 2021 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей во Владимирской областной суд 07 сентября 2021 года, заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований по мотиву неправильного применения судами норм материального права. Указывает, что согласно ответу ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" от 19 августа 2021 года N СП-01/2036 основания для включения ООО "КЭТК" в График перевода отсутствуют, что не было учтено судами при рассмотрении настоящего дела. Департамент не доказал, что в проекте строительной котельной N 12 в качестве топлива предусмотрен мазут. Выводы о том, что в установленном для котельной N 12 топливном режиме для нее предусмотрено наличие резервного топлива, противоречит материалам дела.
Относительно доводов кассационной жалобы администраций г. Коврова Владимирской области поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего, что судебные акты по настоящему делу являются законными и обоснованными, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушения действующего законодательства допущены не были.
Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и производится посредством подачи административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 г. N 50 (пункт 2), признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "КЭТК", расположенное по адресу: город Ковров, ул. Маяковского, д. 104а, было создано 12 апреля 2012 года, согласно Уставу, утвержденному решением от 22 января 2020 года N2/2020 единственного участника ООО "Владимиртеплогаз", Общество является непубличным корпоративным юридическим лицом - коммерческой организацией, уставной капитал которого разделен на доли, созданным в целях извлечения прибыли; целями его деятельности является обеспечение бесперебойной поставки тепловой энергии в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей покупателей тепловой энергии, а также извлечение прибыли.
На основании договора аренды ООО "КЭТК" эксплуатирует котельную N 12, расположенную на территории города Коврова по адресу: ул. Муромская, д. 22/1, собственником которой является ООО "Владимиртеплогаз", и предоставляет услуги по теплоснабжению потребителей на территории муниципального образования город Ковров.
Оспариваемой нормой для ООО "КЭТК" (котельная N 12) утверждены нормативы запасов топлива на 2020 год.
В дальнейшем Департаментом в Постановление N 3/12 вносились изменения:
- постановлением от 26 июня 2020 года N 15/48 "О внесении изменений в отдельные постановления департамента цен и тарифов администрации области" (опубликовано 30 июня 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и сетевом электронном издании www.vedom.ru);
- постановлением от 9 июля 2020 года N 16/51 "О внесении изменений в отдельные постановления департамента цен и тарифов администрации области" (опубликовано 14 июля 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru);
- постановлением от 13 августа 2020 года N 20/63 "О тарифах на тепловую энергию" (опубликовано 18 августа 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и 21 августа 2020 года в сетевом электронном издании www.vedom.ru);
- постановлением от 25 августа 2020 года N 21/68 "О внесении изменений в отдельные постановления департамента цен и тарифов администрации области" (опубликовано 26 августа 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и 28 августа 2020 года в сетевом электронном издании www.vedom.ru);
- постановлением от 7 сентября 2020 года N 23/74 "О внесении изменений в отдельные постановления департамента цен и тарифов администрации области" (опубликовано 8 сентября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и 10 сентября 2020 года в сетевом электронном издании www.vedom.ru);
- постановлением от 29 сентября 2020 года N 26/82 "О внесении изменений в отдельные постановления департамента цен и тарифов администрации области" (опубликовано 30 сентября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и сетевом электронном издании www.vedom.ru);
- постановлением от 15 октября 2020 года N 28/85 "О внесении изменений в постановление департамента цен и тарифов администрации области от 11.02.2020 N 3/12" (опубликовано 16 октября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и 21 октября 2020 года в сетевом электронном издании www.vedom.ru).
Как установлено судом первой инстанции и следует из объяснений представителей сторон, материалов дела, котельная N 12, эксплуатируемая ООО "КЭТК", может работать как на газе, так и на жидком топливе.
Поскольку в составе Департамента отсутствуют специалисты, обладающие техническими и энергетическими познаниями, постольку определение нормативов запасов резервного топлива (их расчет) осуществлялось независимой экспертной организацией ФГБУ "РЭА" Минэнерго России на основании заключенного государственного контракта. Обоснование и алгоритм определения нормативов приведен в соответствующем заключении экспертной организации.
Из заключения независимой экспертной организации ФГБУ "РЭА" Минэнерго России от 21 августа 2019 года, составленного по ее результатам Отчета, приобщенным к материалам дела (техническим документам - краткой характеристике котельной N 12, паспорту водогрейного котла и удостоверению о качестве водогрейного котла КВГМ - 20) следует, что в котельной N 12 установлены комбинированные котлы марки КВГМ, способные работать как на природном газе, так и на видах жидкого топлива (мазут).
Согласно письму названной экспертной организации от 12 апреля 2021 года N 28 в котельной N 12 г. Коврова установлены котлы марки КВГМ. Маркировка котлов регламентируется ГОСТ 21563. В соответствии с пунктом 4 вышеназванного ГОСТа индексы в марке котла обозначают: КВ - котел водогрейный; Г - топка для сжигания газообразного топлива; М - топка для сжигания жидкого топлива (мазута).
Суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), подпункта 4.5 пункта 4 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 N 400, Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 года N 377 (далее - Порядок N 377), пункта 2.1.7 Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора области от 27 декабря 2005 года N 766, пришел к выводу, что оспариваемый правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования; в оспариваемой части нормативный правовой акт не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу; котлы, являющиеся основным технологическим оборудованием котельной N 12 г. Коврова, могут работать, как на газе, так и на жидком топливе - мазуте.
Также судом было учтено, что согласно Уставу ООО "КЭТК" основной целью его деятельности является обеспечение надежного теплоснабжения населения в границах муниципального образования город Ковров, отраженных в схеме теплоснабжения г. Коврова на период до 2025 года, актуализация на 2020 год, утвержденной постановлением администрации города Коврова от 28 июня 2019 года N 1524 "Об организации теплоснабжения муниципального образования г. Ковров" (пункт 1). К котельной N 12 подключены социально-значимые объекты, теплоснабжение которых является обязательным. Кроме отопления котельная вырабатывает тепловую энергию на нужды ГВС. Обязанность теплоснабжающей организации обеспечивать горячее водоснабжение потребителей в условиях ограничения поставки газа на источник теплоснабжения за счет сжигания резервного топлива, обусловлена целью деятельности ООО "КЭТК", которая реализуется с помощью соответствующего правового регулирования установленного, в том числе, указанным выше Порядком N 377.
Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
В целом доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает, так как в этой части доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к изложению своей позиции по делу, собственной оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Владимирского областного суда от 26 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ограниченной ответственностью "Ковровская ЭнергоТепловая Компания" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.