Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Карцевской О.А, судей: Ивановой Т.В, Харитонова А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-22/2020 по иску Удомельского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области и Федерального агентства лесного хозяйства к Турееву А. Ж, Соболеву Г. З, Григоряну Н. Г, Никитику В. Н, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области, Управлению Росреестра по Тверской области, ООО "Терра Нова" о признании незаконным результатов межевания земельных участков, признании отсутствующим права собственности, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, возложении обязанности произвести работы по ликвидации захламления земельных участков и взыскании ущерба
по кассационному представлению прокурора Тверской области
по кассационным жалобам Правительства Тверской области, Министерства лесного хозяйства Тверской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 25 марта 2021 года
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения прокурора отдела управления главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Юдиной М.В, поддержавшей кассационное представление, полагавшей подлежащими удовлетворению доводы кассационных жалоб Правительства Тверской области и Министерства лесного хозяйства Тверской области, представителей Министерства лесного хозяйства Тверской области - Огневой Ю.А, Цветковой М.А, представляющей также интересы Правительства Тверской области, поддержавших доводы кассационных жалоб, полагавшими подлежащими удовлетворению доводы кассационного представления, представителя Соболева Г.З. - Махалева А.В, представителя Туреева А.Ж. - Балясникова А.А, возражавших против удовлетворения кассационного представления и кассационных жалоб, с учетом представленных письменных возражений
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Удомельский межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области и Федерального агентства лесного хозяйства обратился в суд с иском к Турееву А.Ж, Соболеву Г.З, Григоряну Г.Г, Никитику В.Н, Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области, Управлению Росреестра по Тверской области, ООО "Терра Нова" о признании незаконными результатов межевания земельных участков, признании отсутствующим права собственности, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, возложении обязанности произвести работы по ликвидации захламления земельных участков и взыскании ущерба.
Требования мотивированы тем, что Удомельской межрайонной прокуратурой по обращению ООО "Современные технологии обработки древесины", являющегося арендатором лесного участка в составе земель лесного фонда площадью 110 590, 07 га, местоположение: Тверская область, Удомельское лесничество Тверской области, Удомельский отдел лесного хозяйства, Совхозное участковое лесничество (леса, ранее находившиеся во владении СПК "Прогресс"), квартал N 1-80 в пределах условного кадастрового номера 69-69-01/029/2008-321, проведена проверка законности рубки лесных насаждений в квартале 79 выделы 10, 15-16 Совхозного участкового лесничества ГКУ "Удомельское лесничество Тверской области" (СПК "Прогресс"). В результате проверки установлен факт рубки лесных насаждений в "адрес" (квартал 79 выделы 4, 10, 15-16 Совхозного участкового лесничества ГКУ "Удомельское лесничество Тверской области" (СПК "Прогресс"). В соответствии с выписками из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером N является Туреев А.Ж, собственником земельного участка с кадастровым номером N является Соболев Г.З. 27 сентября 2019 года между Туреевым А.Ж. и Никитиком В.Н, 30 октября 2019 года между Соболевым Г.З. и Никитиком В.Н. заключены договоры подряда NN 01/09/2019, N 01/10/2019 на проведение работ по расчистке земель сельскохозяйственного назначения от древеснокустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд. В соответствии с данными государственного лесного реестра земельные участки с кадастровыми номерами N, N расположены в границах земель лесного фонда (квартал 79 выделы 4, 10, 15-16), ранее находившегося во владении СПК "Прогресс", Совхозное участковое лесничество (по материалам лесоустройства СПК "Прогресс") ГКУ "Удомельское лесничество Тверской области".
Право собственности Российской Федерации на вышеуказанные лесные участки, расположенные по адресу объекта: Тверская область, Котлованское сельское поселение, зарегистрировано под кадастровым (условным) номером N на основании свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области 69-АБ 223369 от 17 июля 2008 года.
В результате проведенной Удомельской межрайонной прокуратурой проверки установлено наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами N, N, принадлежащих в настоящее время на праве собственности Турееву А.Ж, Соболеву Г.З. соответственно и земельного участка с кадастровым (условным) номером N, находящегося в собственности Российской Федерации. Спорные земельные участки являются частью государственного лесного фонда, в связи, с чем сторона истца полагает, что действия собственников земельных участков Туреева А.Ж. и Соболева Г.З. по регистрации права являются незаконными. Договор купли-продажи, заключенный между ответчиками от 26 сентября 2019 года, в силу закона является ничтожной сделкой. 20 ноября 2019 года при обследовании спорных земельных участков установлено, что вся площадь рубки, в нарушение вышеуказанных норм законодательства, загрязнена порубочными остатками (хворост, валежник, обломки стволов, сучья, ветки), которые не убраны и не утилизированы.
По изложенным основаниям Удомельский межрайонный прокурор (с учетом уточнений) просит: признать незаконными результаты межевания в отношении земельного участка с кадастровым номером N, произведенного ООО "Терра Нова"; признать отсутствующим право собственности Соболева Г.З. на земельный участок с кадастровым номером N почтовый адрес ориентира: "адрес", Котлованское сельское поселение, д. Ледины; признать незаконными результаты межевания в отношении земельного участка с кадастровым номером N, произведенного ООО "Терра Нова"; признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N от 26 сентября 2019 г, заключенный между Соболевым Г.З. и Туреевым А.Ж; признать отсутствующим право собственности Туреева А.Ж. на земельный участок с кадастровым номером N, почтовый адрес ориентира: "адрес", Котлованское сельское поселение, д. Ледины; указать, что решение суда является основанием для аннулирования записи в Едином государственном реестре недвижимого имущества о государственной регистрации права собственности Туреева А.Ж. на земельный участок с кадастровым номером N, почтовый адрес ориентира: "адрес", Котлованское сельское поселения, д. Ледины и основанием для аннулирования записи в Едином государственном реестре недвижимого имущества о государственной регистрации права собственности Соболева Г.З. на земельный участок с кадастровым номером N, почтовый адрес ориентира: "адрес", Котлованское сельское поселение д.
Ледины; обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по "адрес" снять земельные участки с кадастровыми номерами N, N с государственного кадастрового учета и исключить сведения о них из государственного кадастра недвижимости; обязать Туреева А.Ж, Никитика В.Н. произвести работы но ликвидации захламления земельного участка с кадастровым номером 69:35:0000009:1090 (квартал 79, выдел 10 Совхозного участкового лесничество ГКУ "Удомельское лесничество Тверской области" (СПК "Прогресс) путем сбора и утилизации отходов деревозаготовки безопасным для окружающей среды способом; обязать Соболева Г.З, Никитика В.Н. произвести работы по ликвидации захламления земельного участка с кадастровым номером N (квартал 79, выделы 15-16 Совхозного участкового лесничество ГКУ "Удомельское лесничество Тверской области" (СПК Прогресс) путем сбора и утилизации отходов деревозаготовки безопасным для окружающей среды способом; взыскать с Туреева А.Ж. ущерб, причиненный лесному фонду в сумме 1 666 721 руб. в пользу федерального бюджета; взыскать с Соболева Г.З. ущерб, причиненный лесному фонду в сумме 6 794 157 руб. в пользу федерального бюджета.
В процессе рассмотрения дела Удомельский межрайонный прокурор отказался от части исковых требований к Соболеву Г.З. о возложении обязанности произвести работы по ликвидации захламления земельного участка с кадастровым номером N (квартал 79, выделы 15- 16 Совхозного участкового лесничества ГКУ "Удомельское лесничество Тверской области" (СПК Прогресс) путем сбора и утилизации отходов деревозаготовки безопасным для окружающей среды способом, и взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, в сумме 6 794 157 руб. Отказ от иска в указанной части принят судом, производство по делу в указанной части прекращено, согласно определения Удомельского городского суда Тверской области от 01 октября 2020 года.
Решением Удомельского городского суда Тверской области от 01 октября 2020 года исковые требования Удомельского межрайонного прокурора удовлетворены частично. Признано незаконным межевание земельного участка с кадастровым номером N, почтовый адрес ориентира: "адрес", Удомельский городской округ, Котлованское сельское поселение, "адрес", произведенного ООО "ТерраНова". Признано отсутствующим у Соболева Г.З. право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, почтовый адрес ориентира: "адрес", Котлованское сельское поселение, "адрес". Признано незаконным межевание земельного участка с кадастровым номером 69:35:0000009:1090, произведенного ООО "ТерраНова". Признан недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:35:0000009:1090 от ДД.ММ.ГГГГ, заключеный между Соболевым Г.З. и Туреевым А.Ж. Признано отсутствующим у Туреева А.Ж. право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, почтовый адрес ориентира: "адрес", Котлованское сельское поселение, "адрес". Решение суда является основанием для снятия земельных участков с кадастровыми номерами N и N с кадастрового учета. С Туреева А.Ж. взыскан в пользу бюджета муниципального образования "адрес" - Удомельский городской округ ущерб, причиненный окружающей среде в сумме 1 666 721 руб.
На Туреева А.Ж. возложена обязанность произвести работы по ликвидации захламления земельного участка с кадастровым номером 69:35:0000009:1090 (квартал 79, выдел 10 Совхозного участкового лесничества ГКУ "Удомельское лесничество Тверской области" (СПК Прогресс) путем сбора утилизации отходов деревозаготовки безопасным для окружающей среды способом. В удовлетворении исковых требований к Григоряну Н.Г, Никитику В.Н, ФГБУ "ФКП Росреестра по Тверской области", Управлению Росреестра по Тверской области отказано. С Туреева А.Ж. в пользу бюджета муниципального образования "адрес" - Удомельский городской округ взыскана государственная пошлина в размере 17 456 руб. 11 коп. С Соболева Г.З. в пользу бюджета муниципального образования Тверской области - Удомельский городской округ взыскана государственная пошлина в размере 752 руб. 50 коп.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда согласно определения от 25 февраля 2021 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, на основании п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Федотов О.В.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 25 марта 2021 года решение Удомельского городского суда Тверской области от 01 октября 2020 года отменено, в удовлетворении исковых требований Удомельского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации отказано.
В кассационных жалобах Правительство Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области и кассационном представлении прокурор Тверской области, ссылаясь на неверное установление фактических обстоятельств дела и существенное нарушение норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции, просят отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 25 марта 2021 года.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, иные участники процесса надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалоб и кассационного представления не явились.
От Соболева Г.З, Туреева А.Ж. поступили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, кассационных жалоб и кассационного представления, с учетом представленных возражений, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационных жалоб и кассационного представления.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 13 ноября 2009 года Соболев Г.З. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 577 925 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства; местоположение установлено относительно ориентира, участок находится по направлению на юго-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: "адрес", Котлованское сельское поселение, "адрес".
Туреев А.Ж. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 67 000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства: местоположение установлено относительно ориентира, участок находится примерно в 1130 м по направлению на юго-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: "адрес", Котлованское сельское поселение, "адрес".
Указанный земельный участок Туреев А.Ж. приобрел у Соболева Г.З. по договору купли-продажи от 26 сентября 2019 года.
Границы спорных земельных участков установлены, земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 08 июня 2009 года, межевание земельных участков проведено ООО "Терра Нова" на основании договора, заключенного с Соболевым Г.З. от 20 июня 2008 года.
Земельные участки с кадастровыми номерами N и N образованы и поставлены на кадастровый учет, путем выделения в счет 227 долей из земель общей долей собственности ПСХК "Прогресс" Удомельского района.
Собственником земельных долей, в счет которых были выделены (образованы) спорные земельные участки, являлся Федотов О.В, который на основании соглашения об отступном передал указанные земельные участки в собственность Соболеву Г.З.
Распоряжением Администрации Тверской области от 28 июля 2005 года N 468-ра "Об утверждении плана мероприятий и состава комиссии по приемки в государственную собственность Тверской области ФГУ "Тверьсельлес" и лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций" утвержден План мероприятий по приемке в государственную собственность Тверской области федерального государственного учреждения "Тверское управление сельскими лесами", а также приемке лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, в соответствии с которым документы по учету лесного фонда по состоянию на 01 января 2005 года переданы в Администрацию Тверской области.
Распоряжением Администрации Тверской области от 01 февраля 2006 года N 61-ра "Об отнесении земель к категории - земли лесного фонда" отнесены лесоустроительные земли, общей площадью 2165676 га, в том числе, и спорные земельные участки.
Леса, ранее находившиеся во владении СПК "Прогресс" были переведены в земли лесного фонда в соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года N 566-ра "О переводе земель из одной категории в другую" из категории "земли сельскохозяйственного назначения" на площади 10843 га.
Согласно вышеуказанного распоряжения, перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда осуществлен на основании ходатайства администрации Удомельского района Тверской области на основании материалов землеустройства и лесоустройства, проведена работа по регистрации права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда (леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций Удомельского района Тверской области). Право собственности Российской Федерации зарегистрировано и на спорный лесной участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 июля 2008 года.
09 октября 2014 года Министерством лесного хозяйства Тверской области и Филиалом ООО "СТОД" в городе Торжок - Предприятие "Лесосырьевой обеспечение" заключен договор аренды лесного участка N 10 в отношении лесного участка расположенного в пределах Удомельского лесничества Тверской области (леса, ранее находившиеся во владении СПК "Прогресс") квартал N 1-80 в уделах условного кадастрового номера 69-69-01/029/2008-321 (10843 га).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 26 декабря 2016 года N 549 "Об установлении границ Удомельского лесничества в Тверской области" установлены границы Удомельского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Тверской области, лесные участки Совхозного участкового лесничества Удомельского лесничества Тверской области, сведения о которых не внесены в ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ Туреев А.Ж. обращался в адрес Министерства лесного хозяйства Тверской области с письменным заявлением об установлении границ на местности, в том числе, между земельным участком с кадастровым номером 69:35:0000009:1090 и землями Удомельского участкового лесничества (том 3 л.д. 189).
Согласно письменному ответу Министерства лесного хозяйства Тверской области от 08 октября 2019 года N 01-07-01/6009-ВБ, Турееву А.Ж. сообщено о пересечении земельных участков с землями лесного фонда Совхозного участкового лесничества Удомельского лесничества Тверской области. Указанием на то, что собственнику земельных участков необходимо принять меры по уточнению границ земельных участков, в части исключения из его границ земель лесного фонда в соответствии с утвержденными границами Удомельского лесничества Тверской области и материалами лесоустройства.
МО МВД России "Удомельский" (КУСП N 3404) выявлены факты рубки деревьев хвойных пород на территории государственного лесного фонда в районе деревни Ледины Удомельского городского округа Тверской области (квартал 79 выделы 10 и 15, квартал 9 выделы 10, 15-16 Совхозного участкового лесничества).
Удомельской межрайонной прокуратурой по обращению ООО "Современные технологии обработки древесины", являющегося арендатором лесного участка в составе земель лесного фонда площадью 110 590, 07 га, местоположение: Тверская область, Удомельское лесничество Тверской области, Удомельский отдел лесного хозяйства, Совхозное участковое лесничество (леса, ранее находившиеся во владении СПК "Прогресс"), квартал N в пределах условного кадастрового номера N, проведена проверка законности рубки лесных насаждений в квартале 79 выделы 10, 15-16 Совхозного участкового лесничества ГКУ "Удомельское лесничество Тверской области" (СПК "Прогресс"). В результате проверки установлен факт рубки лесных насаждений в "адрес" (квартал 79 выделы 4, 10, 15-16 Совхозного участкового лесничества ГКУ "Удомельское лесничество Тверской области" (СПК "Прогресс"). В соответствии с выписками из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером N является Туреев А.Ж, собственником земельного участка с кадастровым номером N является Соболев Г.З. 27 сентября 2019 года между Туреевым А.Ж. и Никитиком В.Н, ДД.ММ.ГГГГ между Соболевым Г.З. и Никитиком В.Н. заключены договоры подряда N N, N на проведение работ по расчистке земель от древеснокустарниковой растительности. В соответствии с данными государственного лесного реестра земельные участки с кадастровыми номерами 69:35:0000009:1090; 69:35:0000009:1086 расположены в границах земель лесного фонда (квартал 79 выделы 4, 10, 15-16), ранее находившегося во владении СПК "Прогресс" Совхозное участковое лесничество (по материалам лесоустройства СПК "Прогресс") ГКУ "Удомельское лесничество "адрес"".
Согласно справке-расчету в результате наложения земельного участка с кадастровым номером N на земли лесного фонда, размер ущерба, причиненного лесам, вследствие вырубки лесных насаждений составил 6 794 157 руб.; в результате наложения земельного участка с кадастровым номером N на земли лесного фонда, размер ущерба, причиненного лесам, вследствие вырубки лесных насаждений составил 1 666 721 руб.
В процессе рассмотрения дела, с целью установления факта пересечения границ спорных земельных участков с землями лесного фонда судом назначена комплексная лесоземлеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам Тверского филиала ФГБУ "Рослесинфорг".
Согласно заключения ФГБУ "Рослесинфорг" Тверской филиал от 02 июня 2020 года, следует, что по сведениям из единого государственного реестра недвижимости, границы земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N, N установлены в соответствии с действующим законодательством - сведения о координатах поворотных точек границ участков имеются в едином государственном реестре недвижимости. Границы земель лесного фонда Совхозного участкового лесничества Удомельского лесничества Тверской области установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (РОСЛЕСХОЗА) от 26 декабря 2016 года N 549 "Об установлении границ Удомельского лесничества в Тверской области". Координаты поворотных точек границ участков лесного фонда имеются в приложении к данному Приказу, система координат МСК-69 (Приложение 10, стр.22).
Сопоставив имеющиеся материалы, выявлено пересечение земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N, N с границами земель лесного фонда Совхозного участкового лесничества Удомельского лесничества Тверской области квартала 76, 79.
Земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N налагается (пересекается) на земли лесного фонда Совхозное участковое лесничество Удомельское лесничество Тверской области: квартал 76 выдела 11, 15, 16, 17, 18 площадь наложения 49023 кв.м.; квартал 79 выдела 1, 2, 4, 5, 13 площадь наложения 22063 кв.м.
Земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N налагается (пересекается) на земли лесного фонда Совхозное участковое лесничество Удомельское лесничество Тверской области: квартал 79 выдела 2, 4, 10, 13, 19 площадь наложения 42966 кв.м.
Изучив материалы землеустройства - проект землеустройства (перераспределения земель) совхоза "Прогресс" Удомельского района Тверской области 1992 года установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами N, N сформированы из земель сельскохозяйственного использования совхоза "Прогресс". Местоположение, состав, оценка в баллогектарах, участков коллективно-долевой собственности определены в графической части и экспликации проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза "Прогресс". Согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами N, N являются землями сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Качественные характеристики земли, ее плодородия, и ценности для сельского хозяйства (баллогектары), определены в расчетной ведомости проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза "Прогресс". Участки сформированы из сельскохозяйственных угодий: пашни, сенокосы, пастбища. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации ст. 7, земли в Российской Федерации по целевому назначению делятся на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Из кадастровых дел объектов недвижимости: земельные участки с кадастровыми номерами N, N известно, что в качестве топографической, тематической карты (плана) использовались материалы внутрихозяйственной оценки совхоза "Прогресс" 1990 года и материалы проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза "Прогресс" 1993 года. Земельные участки сформированы в соответствии с проектом землеустройства совхоза "Прогресс", в границах земель коллективно-долевой собственности совхоза "Прогресс". Сведений об использовании материалов лесоустройства 1989, 2002 годов в кадастровых делах объектов недвижимости: земельные участки с кадастровыми номерами N, N не обнаружено.
Согласно лесоустроительной части экспертного заключения, на земельных участках с кадастровыми номерами: N, N, определены следующие количественные и качественные характеристики насаждений: состав, возраст, полнота и высота насаждений, необходимые для определения общего запаса древеснокустарниковой растительности. На данных земельных участках преимущественно представлена возрастная группы спелости насаждений "средневозрастные". Средний возраст древесно - кустарниковой растительности на участке с кадастровым номером N соответствует возрастной градации от 25 до 35 лет, общий запас древесно - кустарниковой растительности выявленный на земельном участке составил 1060.20 м3, на участке с кадастровым номером N средний возраст древесно - кустарниковой растительности соответствует возрастной градации от 35 до 50 лет. Общий запас древесно - кустарниковой растительности выявленный на земельных участках составил 1580, 5 м3. В основном, на земельных участках преобладают мягколиственные породы (береза, осина, ольха серая) - 1097, 4 м3 (70%) от общего запаса древесины и хвойные породы (сосна) - 483, 1 м3 (30%). Доли участия составляющих пород были определены от общего запаса насаждений и представляют: ель - 483, 1 м3 (30%), береза 631, 3 м3 (41%) осина - 81, 2 м3 (5%), ольха серая - 384, 9 м3 (24%).
На местности определено наличие растущих насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами: N, N, общей площадью 17.78 га, их таксационная характеристика представлена в Приложении 3.
Относительно материалов лесоустройства 1989 года на плане лесонасаждений совхоза "Прогресс", границы земельных участков сельскохозяйственных угодий с кадастровыми номерами N, N не отражены, не пересекают участки лесного фонда и в общей площади лесоустройства СПК "Прогресс" 1989 года не учтены.
На материалах 2002 года план лесонасаждений СПК "Прогресс" филиала ГУ "Тверьлес" "Удомлялес", выявлено пересечение границ земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, с нанесенными границами земель лесного фонда Совхозного участкового лесничества Удомельского лесничества Тверской области квартал 76, выделы 11, 15, 16, 17, 18, площадь наложения 49023 кв.м.; квартал 79 выделы 1, 2, 4, 5, 7 13; площадь наложения 22063 кв.м, участок с кадастровым номером N с границами земель лесного фонда Совхозного участкового лесничества Удомельского лесничества Тверской области квартала 79, выделы 2, 4, 5, 6, 10, 13.
На земельных участках с кадастровыми номерами: N, N с произрастающими на них древесно - кустарниковой растительности возможно использование их в качестве земель сельскохозяйственного назначения, после проведения мероприятий по расчистке от древесно - кустарниковой растительности на данной территории и требуемых мероприятий по мелиорации или рекультивации земель.
Разрешая исковые требования по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что пересечение спорных земельных участков принадлежащих ответчикам с границами земель лесного фонда свидетельствует о нарушении требований законодательства при формировании (межевании) земельных участков и является основанием для признания незаконным межевания земельных участков с кадастровыми номерами N и N, снятии земельных участков с государственного кадастрового учета.
Также судом указано, что в связи с незаконностью установления границ спорных земельных участков, договор купли-продажи земельного участка от 26 сентября 2019 года, заключенный между Соболевым Г.З. и Туреевым А.Ж. является недействительным, а право собственности Туреева А.Ж. и Соболева Г.З. в отношении спорных земельных участков подлежит прекращению.
При этом судом указано, что Туреевым А.Ж. произведена незаконная рубка древесины в отсутствие на то законных оснований, взыскав с последнего в пользу муниципального образования причиненный ущерб в размере 1 666 721 руб, с возложением обязанности на Туреева А.Ж. по производству работ по ликвидации захламления земельного участка с кадастровым номером N от порубочных остатков.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, перейдя к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, отменяя решения суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований исходил из того, что факт пересечения земельных участков принадлежащих Турееву А.Ж. и Соболеву Г.З. с границами земель лесного фонда сам по себе не является безусловным свидетельством нарушения требований действующего законодательства при формировании земельных участков.
Судом апелляционной инстанции указано, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами N и N сформированы в границах земель сельскохозяйственного назначения коллективно-долевой собственности совхоза "Прогресс" Удомельского района Тверской области.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что сведений о том, что в границах земель общей долевой собственности совхоза "Прогресс" кроме сельхозугодий находились участки, занятые лесами, не имеется. Пересечение спорных земельных и лесного участков произошло в результате изменения границ участков, занятых лесами. Спорные земельные участки с кадастровыми номерами N, N были сформированы в границах земель сельскохозяйственного назначения коллективно-долевой собственности совхоза "Прогресс" Удомельского района Тверской области, вне земель лесного фонда, а выявленное пересечение земельных участков с границами земель лесного фонда Совхозного участкового лесничества Удомельского лесничества явилось результатом ошибок, допущенных при определении границ земель лесного фонда в 2002 году без учета материалов землеустройства совхоза "Прогресс" 1993 года. Кроме того, право собственности первоначального правообладателя Федотова О.В. на спорные земельные участки возникло в 2009 году, то есть до 01 января 2016 года, следовательно в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" следует отдавать приоритет данным, содержащимся в ЕГРН и правоустанавливающих документах, согласно которым спорные земельные участки с кадастровыми номерами N, N относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что стороной истца не представлено доказательств того, что при межевании спорных земельных участков с кадастровыми номерами N, N были допущены нарушения требований действующего законодательства, поскольку факт включения в их границы земель лесного фонда не нашел своего безусловного подтверждения, следовательно оснований для признания результатов межевания спорных земельных участков недействительными, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и отсутствующим права собственности, снятии земельных участков с кадастрового учета, взыскании суммы ущерба и возложении обязанности по ликвидации захламления земельного участка не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что с обжалуемым судебным постановлением суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (статья 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Названным нормам закона и разъяснениям о порядке их применения обжалуемое определение суда апелляционной инстанции не отвечает.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Данная норма получила развитие в ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Кроме того, гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
С учетом приведенных задач гражданского судопроизводства суд при вынесении решения должен учитывать интересы всех сторон спора, не допуская ситуации, в которой защита прав одной стороны приведет к нарушению прав другой.
Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67 и 92 указанного Кодекса.
Следовательно, Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, кроме земель лесного фонда.
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
На основании ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуальноопределенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу части 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Пунктом 3 части 4 статьи 8 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
Частью 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу положений статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, недопустимо.
Согласно статье 4.4. данного Закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977г, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993г. N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 ЛК РФ 2006 года).
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 года, признается юридически действительным.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации, определяющей основные принципы лесного законодательства, к числу которых отнесены, в частности, принцип сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В силу части 1 статьи 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 100 ЛК РФ).
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16 постановления Пленума ВС РФ N 21, незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде; равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Таким образом, отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение возбужденного уголовного дела, вынесение приговора не исключают возможности предъявления и удовлетворения иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, при наличии к тому оснований, предусмотренных законом.
Из пункта 6 постановления Пленума ВС РФ N 49 следует, что основаниями для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выразившееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности уничтожении природных ресурсов, разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.
По смыслу приведенных норм права и разъяснений Пленума ВС РФ в случае осуществления рубки лесных насаждений без правовых оснований виновное лицо должно возместить ущерб, причиненный лесу как экологической системе, в размере, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно данным государственного лесного реестра спорные земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположены (в части) в границах земель лесного фонда (квартал 76, 79 выделы 1, 2, 4, 5, 10, 11, 13, 15-19), ранее находившегося во владении СПК "Прогресс", Совхозное участковое лесничество (по материалам лесоустройства СПК "Прогресс") ГКУ "Удомельское лесничество Тверской области", право собственности Российской Федерации на лесные участки общей площадью 10843га зарегистрировано под кадастровым (условным) номером N на основании свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области N от 17 июля 2008 года (Удомельское лесничество; Совхозное участковое лесничество; леса, ранее находившиеся во владении СПК "Прогресс").
Судом апелляционной инстанции оставлено без внимание то обстоятельство, что леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до ДД.ММ.ГГГГ, признается юридически действительным. При этом, статус земельных (лесных) участков при отсутствии границ в ЕГРН не меняется - это ранее учтенные объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности. Именно на земли площадью 10843 га зарегистрировано право собственности Российской Федерации 17 июля 2008 года.
Право собственности Российской Федерации зарегистрировано на основании Плана лесного участка и распоряжения администрации Тверской области от 27.11.2006г. N 566-ра "О переводе земель из одной категории в другую".
На момент перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда спорная территория была лесоустроена. На основании указанного распоряжения проведена работа по регистрации права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда. Лесоустройство лесов, расположенных в границах СПК "Прогресс" проведено на площади 10843 га, в том числе проведена таксация лесов, определены количественные и качественные характеристики лесов, расположенных на данной территории.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.12.2016г. N 549 "Об установлении Удомельского лесничества в Тверской области" установлены границы Удомельского лесничества Тверской области.
Из указанного следует, что земельный участок предназначался для ведения лесного хозяйства и был отнесен к лесам, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций. Государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (планы лесонасаждений, лесоустроительные планшеты, таксационные описания).
По результатам проведенной по делу судебной экспертизы установлено, что согласно материалам лесоустройства 2002 года земельные участки с кадастровыми номерами N, N имеют (в части) пересечения с землями лесного фонда Совхозного участкового лесничества Удомельского лесничества Тверской области (в соответствии с материалами лесоустройства 2002 года СПК "Прогресс").
На материалах лесоустройства 2002 года - план лесонасаждений СПК "Прогресс", выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером N с нанесенными границами земель лесного фонда Совхозного участкового лесничества Удомельского лесничества Тверской области квартал 76, выделы 11, 15, 16, 17, 18, площадь наложения 49023 кв.м.; квартал 79 выделы 1, 2, 4, 5, 7, 13, площадь наложения 22063 кв.м.; участок с кадастровым номером 69:35:0000009:1090 с границами земель лесного фонда Совхозного участкового лесничества Удомельского лесничества Тверской области квартала 79, выделы 2, 4, 5, 6, 10, 13, площадь наложения 42966 кв.м.
Как следует из материалов дела, согласно имеющимися материалами лесоустройства 1989 года (план лесонасаждений совхоза "Прогресс") площадь лесов, в отношении которой имелись материалы лесоустройства, изначально составляла 6730 га.
В соответствии положением о колхозных лесах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968г. N 144 площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
Так, в 1993 году на территории совхоза "Прогресс" проведено землеустройство, согласно описательной части которого, площадь лесов на указанной территории составляла 10844 га.
В 2002 году на территории сельских лесов Удомельского района, в том числе СПК "Прогресс" проводилось лесоустройство, по результатам которого площадь лесов на территории СПК "Прогресс" составила 10843га.
Земли сельскохозяйственного назначения под лесами в границах СПК "Прогресс" были переведены в земли лесного фонда в соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 27.11.2006 N 566-ра "О переводе земель из одной категории в другую" из категории "земли сельскохозяйственного назначения" на площади 10843 га. На момент перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда спорная территория была лесоустроена, доказательств обратного не приведено. На площади 10843га проведена таксация лесов, определены количественные и качественные характеристики лесов, расположенных на данной территории.
При этом распоряжение Администрации Тверской области от 27.11.2006г. N 566-ра не оспорено, является действующим, как и не оспорены материалы лесоустройства лесов, расположенных в границах СПК "Прогресс" и установленные границы Удомельского лесничества Тверской области.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, недопустимо. Наличие материалов лесоустройства 1989, 1993, 2002 годов указывает, на то, что указанный участок предназначен для ведения лесного хозяйства был отнесен к лесам, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций.
Кроме того, при формировании и постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N, N материалы лесоустройства 1989, 2002 годов не учитывались, как и не учтено то обстоятельство, что до проведения межевания и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков принадлежащих ответчикам (08.06.2009г.), леса, ранее находившиеся во владении СПК "Прогресс" были переведены в земли лесного фонда в соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года N 566-ра "О переводе земель из одной категории в другую" из категории "земли сельскохозяйственного назначения" на площади 10843 га, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией - 17 июля 2008 года.
При этом как следует из материалов дела, на момент заключения 27 сентября 2019 года между Туреевым А.Ж. и Никитиком В.Н. договора подряда на проведение работ по расчистке земель от древеснокустарниковой растительности, Турееву А.Ж. было известно об отнесении земельного участка к землям лесного фонда, поскольку 03 октября 2019 года Туреев А.Ж. обращался в адрес Министерства лесного хозяйства Тверской области с письменным заявлением об установлении границ на местности, в том числе, между земельным участком с кадастровым номером N и землями Удомельского участкового лесничества. Вместе с тем, рубка лесных насаждений была произведена.
Кроме того, земельные участки (их часть) ответчиков с учетом таксационного описания до осуществления вырубки были покрыты лесными насаждениями возрастом от 25 до 50 лет, т.е. были заняты лесными насаждениями, данные обстоятельства не могли не быть известны ответчикам.
При этом по смыслу положений Лесного кодекса РФ, ФЗ от 21.12.2004г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" лесоустроенный земельный участок не подлежит отнесению к землям сельскохозяйственного назначения, если он для нужд сельского хозяйства не используется.
Факт произрастания лесных насаждений требовал при межевании спорных земельных участков убедится, не относятся ли эти земельные участки к землям лесного фонда, однако, необходимой осмотрительности проявлено не было и земельные участки с кадастровыми номерами N, N были фактически сформированы (в части) из земель лесного фонда, которые с учетом требований ст. 27 ЗК РФ физическим лицам переданы быть не могут.
Более того, согласно статье 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В силу статьи 39 Федерального закона "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Указанной статьей определен порядок согласования местоположения границ земельных участков с заинтересованными лицами.
Как следует из материалов дела, кадастровый инженер при проведении кадастровых работ в июне 2009 года (межевания земельных участков и постановке их на кадастровый учет) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, располагал сведениями о том, что смежным по отношению к данным земельным участкам является участок с кадастровым номером N, относящийся к землям лесного фонда и принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до проведения межевания земельных участков принадлежащих ответчикам. При этом на момент проведения межевания, земли сельскохозяйственного назначения под лесами в границах СПК "Прогресс" были переведены в земли лесного фонда на площади 10843 га, спорная территория была лесоустроена. Между тем ни кадастровый инженер, ни ответчики не приняли достаточных и исчерпывающих мер к надлежащему согласованию местоположения смежной границы с уполномоченным органом в отношении лесного участка, с учетом того, что факт произрастания лесных насаждений требовал при межевании спорных земельных участков убедится, не относятся ли эти земельные участки к землям лесного фонда, однако, необходимой осмотрительности проявлено не было.
При этом границы земельных участков N, N, определены кадастровым инженером без учета материалов лесоустройства 1989, 2002 годов, без учета того, что земли сельскохозяйственного назначения под лесами в границах СПК "Прогресс" были переведены в земли лесного фонда на площади 10843 га, право собственности признано за Российской Федерацией, спорная территория была лесоустроена.
Таким образом, суд апелляционной инстанции при отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения, не мотивировал, по каким основаниям признал законной процедуру результатов межевания земельных участков принадлежащих ответчикам и не проверил обстоятельства ее соблюдения.
Более того, при наличии пересечений и наложения земельных участков, необходимо принимать во внимание следующие положения закона.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" внесены изменения в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
По настоящему делу право собственности Российской Федерации на лесной земельный участок площадью 10843га (Удомельское лесничество; Совхозное участковое лесничество; леса, ранее находившиеся во владении СПК "Прогресс"), возникло 17 июля 2008 года, т.е. до 1 января 2016 года, поэтому названная норма права подлежит применению.
Таким образом, суд должен был проанализировать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, схемам расположения лесных насаждений, материалам лесоустройства, и дать им оценку с учетом все совокупности.
Помимо этого, суд апелляционной инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос конституционности статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, сформировал позицию (Определения от 21 сентября 2017 г..N 1793-О; от 21 сентября 2017 г..N 1794-О, от 21 сентября 2017 г..N 1795-О), согласно которой для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г..N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г..N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Кроме того, в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г..N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г..(пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 г..N 280-ФЗ).
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не дано основанной на представленных сторонами доказательствах оценки тому обстоятельству, а именно добросовестности действий ответчиков относительно оформления прав на земельные участки, часть из которых относится к землям лесного фонда и их осведомленности об этом, с учетом того, что часть территории при оформлении земельных участков была занята лесами, и право собственности относительно спорной территории на момент постановки земельных участков ответчиками на кадастровый учет (08.06.2009г.) было зарегистрировано за Российской Федерацией (17.07.2008г.).
При таких обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого определения и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 25 марта 2021 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Тверского областного суда в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.