Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Цыпкиной Е.Н.
судей Драчева Д.А, Кочневой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Зубцовского сельского поселения Тверской области о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающегося в жилом помещении, восстановлении на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании незаконным постановления Администрации Зубцовского сельского поселения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-129/2020), по кассационной жалобе ФИО1 на решение Зубцовского районного суда Тверской области от 16 июля 2020 года, с учетом дополнительного решения того же суда от 9 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Драчева Д.А,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Зубцовского сельского поселения Тверской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности восстановить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании незаконным постановления Администрации Зубцовского сельского поселения N6 от 9 января 2020 г. "О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении", признании права на получение жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что он является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в рамках которой обратился с заявлением о выдаче жилищного сертификата.
В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", он относится к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и выехавших из зоны отселения по обязательному отселению.
Поскольку своего жилья не имеет, он проживает со своей матерью ФИО8 в "адрес", "адрес".
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N он признан нуждающимся в получении жилого помещения и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения за номером 27 в списке общей очереди.
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ он снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Полагает, что такое решение Администрации Зубцовского сельского поселения является незаконным, поскольку решение об исключении его из числа нуждающихся в жилом помещении противоречит положениям ч.1 ст.56 ЖК РФ и специальных норм, регламентирующих порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Глава МО Зубцовское сельское поселение ФИО9
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. Данным определением к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства "адрес" и Министерство социальной защиты населения "адрес".
Решением Зубцовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного решения того же суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
ФИО1 подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных, направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ) или норм процессуального права (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судебными инстанциями, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, выехавшего из зоны отселения по обязательному отселению, согласно выданному удостоверению серии АЗ N.
ФИО1 зарегистрирован по месту жительства и проживает со своей матерью ФИО8 в д. Зуево, "адрес" в доме, общей площадью 67, 2 кв. м. Указанный дом принадлежит ФИО8 на праве собственности.
Постановлениями Администрации Зубцовского сельского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и N ФИО1 признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения на основании п.п. 1 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (как проживающий в д. Зуево, "адрес", состав семьи 1 человек, номер общей очереди - 27).
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию Зубцовского сельского поселения с заявлением о выдаче ему в 2019 году Государственного жилищного сертификата по категории граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Рабочей группой по организации работы выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в выдаче жилищного сертификата в виду того, что ФИО1 проживает в жилом помещении с членом своей семьи матерью ФИО8 в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме и не предоставил обязательство об отчуждении жилого дома и земельного участка. Кроме того, категория, указанная в специализированном удостоверении серии АЗ N законом не предусмотрена.
Постановлением Администрации Зубцовского сельского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 снят с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по категории "Граждане - участники ликвидации последствий радиационных катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненные к ним лица".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, проанализировав установленные по делу обстоятельства, дав оценку собранным по делу доказательствам, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 49, 52, 56 ЖК РФ, ст. ст. 13, 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", исходил из того, что отказ в выдаче сертификата на получение жилого помещения и принятие решения о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий соответствуют положениям действующего законодательства и, следовательно, признанию незаконными не подлежат. При этом суд пришел к выводу, что размер занимаемой ФИО1 площади жилого помещения и отсутствие обязательства об отчуждении жилого дома и земельного участка, не позволяют последнему состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С указанными выводами согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции, отклонив как не основанные на нормах материального права - положениях ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31 ЖК РФ и представленных в деле доказательствах доводы истца о том, что о том, что его мать ФИО8 не является членом его семьи, а отметка в паспорте о регистрации имеет отметку "место дислокации". Также суд апелляционной инстанции указал, что материалы дела не содержат данных о том, что ФИО8, давая своему сыну согласие на регистрацию в принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение общей площадью N кв.м, по адресу: "адрес", не вселяла его в качестве члена своей семьи.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Выводы суда первой инстанции и апелляционной инстанции мотивированы, основаны на обстоятельствах дела и представленных доказательствах, которым дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии с положениями п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв.м, для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м, на семью из 2 человек; по 18 кв.м, на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Согласно п. 16(2) указанных выше Правил, в случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в п. 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. м. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Поскольку норматив для расчета социальной выплаты у ФИО1 составляет менее 18 кв. м, при этом истцом, а также членом его семьи ФИО8, обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения не дано, то он не обладает правом на обеспечение жилой площадью за счет федерального бюджета.
С учетом изложенного, вывод судов об отсутствии у истца права на восстановление на учете, нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" основан на правильном применении закона и соответствует обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе возражения выражают несогласие с выводами, изложенными в решении суда первой инстанции и апелляционном определении, аналогичны доводам, приводимым при рассмотрении спора, и по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом первой инстанции и апелляционным судом обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном рассмотрении.
Отмена или изменение судебных постановлений в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Указаний на судебную ошибку поданная кассационная жалоба не содержит. При вынесении оспариваемых судебных актов существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зубцовского районного суда Тверской области от 16 июля 2020 года, с учетом дополнительного решения того же суда от 9 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 2 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.