Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Байбакова М.А. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-89/2021 по иску Кирилловой Ольги Сергеевны к ОБУЗ "Пучежская ЦРБ" о внесении изменений в штатное расписание, в трудовой договор, об обязании создать врачебную комиссию
по кассационной жалобе Кирилловой О.С. на решение Пучежского районного суда Ивановской области от 15 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 24 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кириллова О.С. обратилась в суд с иском к ОБУЗ "Пучежская ЦРБ" о внесении изменения в штатное расписание Пучежской ЦРБ от 18.04.2013 в части изменения наименования должности "оператор поликлиники" на "медицинский регистратор", внесении изменения в трудовой договор от 15.10.2013, заключенный между Кирилловой О.С. и ОБУЗ "Пучежская ЦРБ", с заменой должности "оператор поликлиники" на "медицинский регистратор", включении в приказ ОБУЗ "Пучежская ЦРБ" N 77Б от 23.03.2020 занимаемую ею должность "медицинский регистратор", а также обязании ответчика создать врачебную комиссию по расследованию случая её заболевания в июне 2020 года новой коронавирусной инфекцией.
Требования мотивированы тем, что 15 октября 2013 г. она трудоустроилась на вакантную должность оператора поликлиники ОБУЗ "Пучежская ЦРБ", заключив соответствующий трудовой договор. Её рабочее место находилось в регистратуре поликлиники и в её обязанности входило: регистрация больных, обратившихся за медицинской помощью, выяснения у обратившихся лиц причин обращения и оформление амбулаторных талонов, обновление лицевой части медицинских карт, обеспечение хранения и доставка медицинских карт в кабинет врача. Под роспись с должностными инструкциями оператора её не знакомили. С условиями и характером работы оператора она была согласна до июня 2020 года, пока не заболела. Считает, что с 15.10.2013 она фактически выполняла должностные обязанности медицинского регистратора, в связи с чем её необходимо включить в приказ NБ от 23.03.2020 на должность "Медицинский регистратор", так как ей положены соответствующие выплаты стимулирующего характера, а также страховая выплата, как медицинскому работнику, в период работы которого произошел страховой случай заболевания в июне 2020 года. Она имеет только среднее (полное) общее образование, дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности она не проходила, медицинского образования не имеет. С должностной инструкцией оператора поликлиники она впервые ознакомилась 11 января 2021 г. Так как она фактически выполняла работу медицинского регистратора, то, заболев в июне 2020 года новой коронавирусной инфекцией, в отношении нее как медицинского регистратора должно было проводиться расследование данного случая заболевания.
Решением Пучежского районного суда Ивановской области от 15 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 24 мая 2021 г, в удовлетворении исковых требований Кирилловой О.С. отказано.
В кассационной жалобе истцом Кирилловой О.С. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных. Настаивает на том, что переименование должности "медицинский регистратор" на "оператор" и введение в штатное расписание с 18.04.2013 должности с названием "оператор поликлиники" не подлежит исполнению со дня их принятия ввиду незаконности, в связи с чем полагает, что должность оператор поликлиники, на которую она была принята 15.10.2013, должна называться медицинский регистратор.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - также ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии с абзацем седьмым части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель вправе принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Из системного толкования положений трудового законодательства следует, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, а также основным документом, свидетельствующим о наличии либо отсутствии у работодателя должностей, на которые вправе претендовать работник.
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).
При этом закон не устанавливает нормативных требований к формированию работодателем структуры организации, штатного расписания, количеству подразделений, распределению функций. Поскольку разработка и утверждение штатного расписания является прерогативой работодателя, ответчиком правомерно в пределах его полномочий было утверждено штатное расписание.
Приказом Минздравсоцразвития России N 23.07.2010 N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", в котором среди должностей специалистов со средним медицинским или фармацевтическим образованием указана должность "Медицинский регистратор". Указанным нормативным актом установлены следующие требования к квалификации: среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности не менее 6 месяцев без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ при поступлении на работу работник обязан представить документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Категории медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, а также размеры этой выплаты определены пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации".
Из содержания пункта 2 названного постановления Правительства Российской Федерации следует, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19 марта 2020 г. N 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним отнесены:
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико- санитарной помощи в амбулаторных условиях;врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (подпункт "а" пункта 2 постановления).
Правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762).
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 Верховный суд РФ разъяснил, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с Указом Президента РФ от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентами с подозрением на эту инфекцию (далее - медицинские работники), предусмотрены дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты.
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 695 утверждено Временное положение, которое устанавливает порядок расследования страховых случаев причинения вреда здоровью врачей, среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций, водителей автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающих с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, и пациентами с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (далее - работники) в связи с развитием у них полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее соответственно - перечень, заболевания), и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, вызванных новой коронавирусной инфекцией.
Из содержания указанных нормативных актов следует, что расследования страховых случаев нужно проводить в отношении врачей, старшего и младшего медперсонала, а также водителей скорой помощи, которые непосредственно работают с заболевшими COVID-19 или пациентами с подозрением на эту инфекцию.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.12.2012 главным врачом ОБУЗ "Пучежская ЦРБ" утверждено штатное расписание ОБУЗ Пучежской центральной районной больницы на 01.01.2013, в соответствии с которым в штате больницы имелось 4.0 ставки медицинского регистратора среди среднего медицинского персонала поликлиники.
Приказом главного врача ОБУЗ "Пучежская ЦРБ" N 34 от 15.02.2013 с 18.04.2013 в штатное расписание ОБУЗ "Пучежская ЦРБ" были внесены изменения, в соответствии с которыми 4 штатные должности "Медицинский регистратор" были переименованы на 4 штатные должности "Оператор", приказом главного врача ОБУЗ "Пучежская ЦРБ" N 28 от 18.02.2013 должность "Медицинский регистратор" в подразделении Поликлиника переименована на должность "Оператор". В штатном расписании ОБУЗ Пучежской центральной районной больницы на 18.04.2013, утвержденном главным врачом ОБУЗ "Пучежская ЦРБ" 17.04.2013, в перечне среднего медицинского персонала поликлиники отсутствует должность "Медицинский регистратор" и в перечне прочего персонала указаны 4.0 ставки должности "Оператор".
15.10.2013 между ОБУЗ "Пучежская ЦРБ" и Кирилловой О.С. заключен трудовой договор N 515, в соответствии с которым Кириллова О.С. принята на работу в поликлинику с 15.10.2013 на должность "Оператор" с окладом 2 529 руб. в месяц. Приказом главного врача ОБУЗ "Пучежская ЦРБ" N 515 от 15.10.2013 Кириллова О.С. принята на работу в Поликлинику на должность оператора, в трудовой книжке истца в этот же день сделана запись, что она принята на работу в ОБУЗ "Пучежская ЦРБ" на должность оператора поликлиники. С данным приказом Кириллова О.С. была ознакомлена в тот же день - 15.03.2013.
30.03.2016 между ОБУЗ "Пучежская ЦРБ" и Кирилловой О.С. заключен трудовой договор, в соответствии с которым Кириллова О.С. принята на работу в Поликлинику на должность "Оператор" с 01.04.2016 с окладом 3 410 руб, в соответствии с дополнительным соглашением от 09.01.2018 N 17 к трудовому договору от 30.03.2016 Кирилловой О.С. установлен должностной оклад в размере 3 547 руб.
Кириллова О.С, работая в Пучежской ЦРБ в должности оператора с 15.10.2013 и имея соответствующую квалификацию "Оператор ЭВМ", представила аттестат о наличии у нее среднего (полного) общего образования и подтвердила отсутствие у неё медицинского образования или дополнительной подготовки по направлению профессиональной деятельности, что свидетельствует о невозможности осуществления ею трудовой деятельности в должности медицинского регистратора, исходя из установленных квалификационных требований.
Из Приказа и.о. главного врача ОБУЗ Пучежская ЦРБ Калмыковой Т.Н. от 23.03.2020 N 77Б следует, что утвержден список работников, допущенных к работе с пациентами, инфицированными COVID-19, данный приказ издан во исполнение Приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19".
Приказ N 77Б от 23.03.2020 определяет круг лиц, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Разрешая спор по существу, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для внесения изменений в штатное расписание от 18.04.2013 в части замены должности истца с "оператор поликлиники" на "медицинский регистратор", внесения изменений в трудовой договор от 15.10.2013 с заменой у Кирилловой О.С. должности "оператор поликлиники" на "медицинский регистратор" в ходе судебного разбирательства установлено не было, в связи с чем также пришёл к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных Кирилловой О.С. производных требований о включении в приказ ОБУЗ "Пучежской ЦРБ" N77Б от 23.03.2020 занимаемой ею должности "медицинский регистратор", об обязании ответчика создать врачебную комиссию по расследованию случая заболевания Кирилловой О.С. в июне 2020 года новой коронавирусной инфекцией.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, не усмотрев основания для отмены.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом первой и апелляционной инстанций представленным доказательствам, а также с выводами судов об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пучежского районного суда Ивановской области от 15 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 24 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кирилловой Ольги Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.