Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Павлуцкой С.В.
судей Шароглазовой О.Н, Гареевой А.В.
при секретаре Якушевской Н.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Надеждинского муниципального района "адрес" к Пятковой ФИО14 о признании незаконным уточнение местоположение границ земельных участков и аннулировании сведений о границах земельных участков
по апелляционной жалобе представителя Пятковой Л.Г.
на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 5 марта 2021 года, которым исковые требования удовлетворены. Признано незаконным уточнение местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами ФИО15 в Едином государственном кадастре объектов недвижимости.
Аннулированы сведения, внесенные в Государственный кадастр недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 25:10:011500:1188 и 25:10:000000:6379.
Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н, выслушав объяснения представителя Пятковой Л.Г. - Суховольского И.Н, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя администрации Надеждинского муниципального района Сараевой М.Ю, судебная коллегия
установила:
администрация Надеждинского муниципального района обратилась в суд с указанным иском к ответчице, в обоснование требований указав, что в августе 2019 года и в феврале 2020 году в ходе проведения кадастровых работ были уточнены границы земельных участков площадью 1500 кв.м. каждый с кадастровыми номерами ФИО16, расположенных в "адрес" для индивидуального жилищного строительства. Право собственности на данные земельные участки было зарегистрировано за Пятковой Л.Г, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесены записи N и ДД.ММ.ГГГГ - N соответственно. Согласно сведениям из государственного кадастра ООПТ "адрес", схеме курортной зоны "адрес", схеме территориального планирования Надеждинского муниципального района "адрес", земельные участки ответчицы расположены в границах 2 округа горно-санитарной охраны курортной зоны "адрес" на побережье Амурского залива и землях рекреационного назначения. Земельные участки сформированы на особо охраняемой природной территории рекреационного назначения, следовательно, сведения о их границах подлежат аннулированию.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным уточнение местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 25:10:011500:1188 и 25:10:000000:6379 и аннулировать сведения о характерных точках земельных участков с кадастровыми номерами ФИО17.
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика просил в иске отказать, представил письменные возражения, в которых указал, что Пяткова Л.Г. не является надлежащим ответчиком по делу, в случае удовлетворения исковых требований, она не сможет исполнить судебное решение ввиду отсутствия властных полномочий. Спорные земельные участки были приобретены после уточнения границ, ответчица не являлась заказчиком работ по межеванию земельных участков, не участвовала в согласовании устанавливаемых границ земельных участков. Спорные земельные участки находятся на территории свободной от каких - либо ограничений, наложенных в соответствии с зонами особого использования территорий. Границы спорных земельных участков не находятся ни в водоохранной зоне, ни в зоне береговой полосы. В материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности спорных участков какой-либо зоне с особыми условиями использования территорий. Сам факт нахождения участков в горно-санитарной охранной курортной зоне не свидетельствует о незаконности установления их границ, а доводы истца о том, что земельный участок в такой зоне не выделялся и не мог быть выделен несостоятелен. Указание иного кадастрового квартала не свидетельствует о незаконности постановки на учет сведений о границах земельного участка. Из выписки на спорный земельный участок следует, что его постановка на кадастровый учет была произведена в 90-е годы. Адресная привязка имеет возможность широкой трактовки его местоположения. В случае если графическое приложение к акту о предоставлении земельного участка, не содержит достаточных сведений, позволяющих определить его точное местоположение (по состоянию на 90-е годы прошлого столетия), номер кадастрового квартала мог быть присвоен "на глаз", или примерно, ввиду отсутствия более точных сведений о месте расположения границ земельного участка.
Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю в судебное заседание не явился, был извещен судом надлежащим образом.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласилась ответчица, её представителем подана апелляционная жалоба, в которой она выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выслушав пояснения представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Разрешая спор по существу, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии с Законом Приморского края "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений" от 03.12.2018 N 402-КЗ полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена с 01.01.2019 перераспределены с уровня Приморского края на уровень муниципальных районов.
Таким образом, администрация Надеждинского муниципального района с 01.01.2019 осуществляет свои полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Надеждинского муниципального района.
Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений относится распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в границах территории соответствующих муниципальных образований.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" признание и подтверждение возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества осуществляется путем государственной регистрации такого права. При этом государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется после осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Судом установлено, следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами ФИО18 площадью 1500 кв.м. каждый, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", вид разрешенного использования каждого земельного участка: под индивидуальное строительство домовладения, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Данные земельные участки являются ранее учтенными, и были выделены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации Прохладненского сельсовета "адрес" под индивидуальное строительство домовладения в размере 0.5 га (каждый) и приватизацию земли Титову В.К. и Быстровой Н.В. соответственно.
В последующем, на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ данные земельные участки были приобретены ФИО1
В ходе проведения в августе 2019 года и в феврале 2020 года кадастровых работ были уточнены границы ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами ФИО20, расположенных в "адрес", они были включены в границы кадастрового квартала ФИО19.
В ходе осуществления полномочий по распоряжению земельными участками на территории "адрес" администрацией Надеждинского муниципального района было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами ФИО21 расположены: 25 - кадастровый округ ("адрес"), 10 - кадастровый район ("адрес"), 250001 - кадастровый квартал.
Разрешая спор, установив, что уточнение границ земельных участков с кадастровыми номерами ФИО22 проводилось в кадастровом квартале ФИО23 что не соответствует кадастровому кварталу, указанному в кадастровом номере земельных участков на момент присвоения кадастрового номера, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ в состав земель в Российской Федерации по целевому назначению входят земли населенных пунктов.
В соответствии с п. 2 ст. 7 данного Кодекса земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
На основании подп. 4 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ и нормами главы 17 Земельного кодекса РФ земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию как земли особо охраняемых территорий и объектов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к таким территориальным зонам как рекреационные (ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Поскольку спорные участки отнесены к категории земель "земли населенных пунктов", их правовое регулирование осуществляется в рамках главы 15 Земельного кодекса РФ (ст. 83 - 85 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В п. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ содержится прямой запрет осуществления на землях рекреационного назначения деятельности, не соответствующей их целевому назначению.
В соответствии с ч. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
Согласно ст. 96 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно - оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско - оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно - туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Действующим Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено использование для индивидуального жилищного строительства в указанной зоне земельного участка, отнесенного к категории земель особо охраняемых природных территорий и их объектов.
Судом также установлено, подтверждается материалами дела, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 25:10:011500:1188 и 25:10:000000:6379 расположены в границах зоны зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов), входят в территориальную зону рекреационного назначения Р-1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района "адрес".
Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для данной зоны имеют исчерпывающий список: земельные участки (территории) общего пользования, улично-дорожная сеть, благоустройство территории, природно - познавательный туризм, коммунальное обслуживание, предоставление коммунальных услуг, административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг.
Условно - разрешенные виды использования земельных участков для зоны Р1: общественное питание, спорт, обеспечение спортивно - зрелищных мероприятий, обеспечение занятий спортом в помещениях, площадки для занятий спортом, оборудованные площадки для занятий спортом, водный спорт, авиационный спорт, спортивные базы, охота, рыбалка.
Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков: предоставление коммунальных услуг.
Таким образом, согласно Правилам землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района "адрес" вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами ФИО24 "под индивидуальное строительство домовладения" не соответствует действующим градостроительным регламентам.
Кроме того, судом установлено, что согласно сведениям публичной кадастровой карты сайта rosreestr. ru земельные участки с кадастровыми номерами ФИО25 полностью расположены в водоохраной зоне, что также подтверждается справочной информацией из Государственной информационной системы "адрес" "Региональная информационная система обеспечения градостроительной деятельности "адрес" служебной запиской начальника ФИО2 градостроительства и архитектуры ФИО11, а также разделом 5 "Фрагмент карты градостроительного зонирования Надеждинского сельского поселения. Карты границ зон с особыми условиями использования территорий объектов культурного наследия" с отображением границ территорий, на которых предусматривается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию.
Согласно постановлению администрации Приморского края от 18 апреля 2005 года N-ПА "Об утверждении размеров и границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов "адрес"" ширина прибрежной защитной полосы в пределах залива Угловой - 50 метров, водоохранная зона установлена от береговой линии до полотна железнодорожной магистрали.
В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 указанного Кодекса).
Кроме того, согласно схеме территориального планирования Надеждинского муниципального района "адрес" (Схеме границ зон с особыми условиями использования территории), размещенной на информационном ресурсе https: //nadezhdinsky.ги/, из сведений государственного кадастра ООПТ "адрес", схеме курортной зоны "адрес", земельные участки с кадастровыми номерами ФИО27 и ФИО26 расположены в границах 2 округа горно-санитарной охраны курортной зоны "адрес" на побережье Амурского залива и землях рекреационного назначения, сформированы на особо охраняемой природной территории рекреационного назначения.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорты и их земли относятся к особо охраняемым природным территориям. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 26-ФЗ округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
Во исполнение Федерального закона N 26-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которым установлено, что для охраны особо охраняемых природных территорий создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны.
В соответствии с п. 12, 13 Постановления N режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
Судом установлено, что курортная зона г. Владивостока на побережье Амурского залива утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.01.1971 N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха".
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.10.1983 N 458 в отношении курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны в составе трех зон.
Согласно графическому приложению к Постановлению Совета Министров РСФСР от 11.10.1983 N 458 "Схема округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока" все побережье полуострова Де-Фриз на сторону г. Владивостока находится в 1, 2 и 3 зонах санитарной охраны.
Постановлением администрации Приморского края от 17.12.1993 N 470 (в редакции от 18.04.2005) утвержден Перечень территорий Приморского края, выделенных в территории рекреационного назначения, согласно которого утвержден участок округа санитарной охраны курортной зоны "адрес" в "адрес" - полуостров Де-Фриз.
Решением Думы Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема территориального планирования Надеждинского муниципального района, которой установлены 1 пояс и 2 пояс округа горно-санитарной охраны курорта, в который входит вся прибрежная полоса полуострова Де-Фриз и поселка Де-Фриз, где были уточнены границы земельных участков с кадастровыми номерами ФИО29 и ФИО28.
Судом также установлено, что земельные участки согласно карте зон с особыми условиями использования территории полностью расположены во втором поясе санитарной охраны курортной зоны.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В 2006 году в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Приморского края включена курортная зона г. Владивостока на побережье Амурского залива. Указано, что данная территория является особо охраняемой природной территорией (курортом) федерального значения и находится в ведении Правительства РФ.
Учитывая то обстоятельство, что всё побережье Амурского залива, начиная с 1971 года, было отнесено к особо охраняемым природным территориям, органом местного самоуправления земельные участки в данной местности никогда не выделялись.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
В связи с изложенным, довод ответчика о том, что вторая и третья зоны округа санитарной охраны курортной зоны не ограничены в обороте не основан на законе.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие в кадастровом паспорте сведений о нахождении земельного участка в зоне округа санитарной охраны не может являться основанием для неприменения к нему режима земель особо охраняемых природных территорий.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что земельные участки с кадастровыми номерами ФИО30 сформированы на особо охраняемой природной территории рекреационного назначения, расположены в границах 2 округа горно-санитарной охраны курортной зоны "адрес", полностью расположены в водоохраной зоне, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным уточнение местоположения границ земельных участков и аннулировании сведений о характерных точках указанных земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права при разрешении спора.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 5 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Пятковой Л.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.