1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Возьного А.Я., судей Ершова К.Г. и Позднякова С.И. при секретаре судебного заседания Галкиной А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 15 июня 2021 года по административному исковому заявлению Фатуевой Оксаны Климовны об оспаривании решения жилищной комиссии "данные изъяты" о снятии с учёта нуждающихся в жилом помещении в избранном месте жительства.
Заслушав доклад судьи Позднякова С.И, объяснения представителя административного истца Автуха С.В, поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя административных ответчиков Иванова И.В, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением жилищной комиссии "данные изъяты" от 12 февраля 2021 года Фатуева снята с учёта нуждающихся в жилом помещении на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Из содержания обжалуемого решения видно, что вывод о неправомерности принятия истца на жилищный учёт в 2019 году для обеспечения жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства был сделан жилищным органом в связи с обеспеченностью Фатуевой по месту службы жилым помещением выше учётной нормы, установленной в избранном месте жительства, которое она не может сдать (л.д.173-174, т.1).
В административном исковом заявлении представитель истца просил признать незаконным и отменить указанное решение, а также обязать жилищную комиссию восстановить Фатуеву на учёте нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, поскольку принято оно жилищным органом без учёта положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и постановления Правительства РФ N 1054 от 6 сентября 1998 года.
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд решением от 15 июня 2021 года отказал в удовлетворении требований Фатуевой. Суд пришёл к выводу об отсутствии у военнослужащей предусмотренных ст. 51 ЖК РФ оснований для принятия её на учёт нуждающихся в жилом помещении в избранном месте жительства, поскольку она обеспечена жилым помещением по месту службы по установленным нормам.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные ею требования.
Автор жалобы отмечает, что жилым помещением от военного ведомства она не обеспечивалась, а жилое помещение, в котором проживает, было предоставлено её мужу на одного, когда они с дочерью ещё не являлись членами его семьи. Это обстоятельство судом не было принято во внимание, что привело к вынесению незаконного решения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела Фатуева проходила военную службу по контракту с декабря 1995 года и была уволена по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в июне 2019 года.
Таким образом, в период службы Фатуева относилась к категории военнослужащих указанных в абзаце третьем п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
По месту прохождения службы Фатуева с членами семьи (супруг и дочь) проживала в жилом помещении общей площадью 39, 5 кв.м. которое было предоставлено в 1994 году будущему супругу истца - военнослужащему на одного человека на основании ордера "данные изъяты", и в которое она с дочерью были вселены в качестве членов семьи нанимателя в 1995 году.
С 2000 года по 2016 год Фатуева и члены её семьи на основании договора передачи жилья в собственность граждан являлись собственниками этого жилого помещения, право собственности на которое у них было прекращено в связи с передачей квартиры в собственность муниципального образования "данные изъяты" с администрацией которого в феврале 2018 года был заключён договор социального найма.
Таким образом, на момент возникновения спорных правоотношений Фатуева с членами семьи по месту прохождения военной службы была обеспечена жилым помещением по договору социального найма по установленным жилищным законодательством нормам, поскольку на каждого проживающего в этом жилом помещении приходилось более учётной нормы жилой площади, установленной органом местного самоуправления для принятия граждан на жилищный учёт в соответствии с положениями ст. 51 ЖК РФ.
Убеждение Фатуевой о том, что она должна быть принята на учёт нуждающихся в жилом помещении, поскольку на каждого члена её семьи приходится жилой площади менее установленной Федеральным законом "О статусе военнослужащих" нормы предоставления жилого помещения, является ошибочным, поскольку данная норма подлежит реализации лишь при предоставлении жилья, а не при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Из содержания решения жилищной комиссии "данные изъяты" от 18 марта 2019 года видно, то Фатуева принята на учёт нуждающихся в жилом помещении в связи с увольнением с военной службы и избранием места жительства отличного от места службы, представив все предусмотренные "Правилами организации в "данные изъяты" работы по обеспечению жилыми помещениями", утвержденными приказом "данные изъяты" от 24 октября 2011 г. N 590, документы, в том числе обязательство от всех членов семьи о сдаче занимаемого по договору социального найма жилого помещения по месту службы (л.д.13, т.1).
На момент принятия жилищной комиссией решения от 12 февраля 2021 года о снятии истца с учёта нуждающихся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы месте жительства её жилищные условия и иные обстоятельства, послужившие основанием принятия Фатуевой на указанный учёт, не изменились.
Жилищный орган указал в оспариваемом решении в качестве основания для снятия Фатуевой с указанного учёта на отсутствие у истца возможности сдать военному ведомству занимаемое ею с членами семьи по договору социального найма жилое помещение.
Правомерность этого вывода жилищной комиссии гарнизонный военный суд не оценивал.
Законность решения жилищной комиссии о снятии Фатуевой с учёта нуждающихся в жилом помещении суд обосновал положениями ст. 51 ЖК РФ, придя к выводу об отсутствии у военнослужащей права на обеспечение жилым помещением за счёт государства, поскольку по месту службы она обеспечена жилым помещением выше учётной нормы установленной в избранном месте жительства.
Эти решения жилищной комиссии и гарнизонного военного суда не соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Данная норма Федерального закона проверялась Конституционным судом Российской Федерации на соответствие её Конституции Российской Федерации по жалобе администрации муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 декабря 2003 года N 453-О указал, что жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Таким образом, занимаемое Фатуевой с членами семьи жилое помещение в случае его освобождения в силу пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит распределению другому военнослужащему, нуждающемуся в обеспечении жильём.
Механизм реализации данной нормы Федерального закона в целях обеспечения военнослужащих ФСБ России жильём установлен пунктом 59 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, согласно которому в целях повторного заселения освободившихся жилых помещений орган безопасности в зависимости от принадлежности жилищного фонда направляет ходатайство в соответствующий орган местного самоуправления или подразделение, отвечающее за эксплуатацию жилого помещения государственного жилищного фонда, о предоставлении данного жилого помещения военнослужащему и членам его семьи и заключении с ними соответствующего договора.
С учётом этого вывод жилищной комиссии об отсутствии возможности у Фатуевой сдать установленным порядком занимаемое по договору социального найма с администрацией муниципального образования жилое помещение для заселения его другим военнослужащим нельзя признать обоснованным.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что отношения, связанные с осуществлением права военнослужащих (членов их семей) на жилище, регламентируются как нормами законодательства, определяющего их правовой статус, так и нормами жилищного законодательства. Эта же позиция отражена в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержание этой нормы закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, из специальных предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих" жилищных норм (пункты 5, 14 ст. 15) следует, что военнослужащие вместе с членами их семей вправе получить жилье от государства по указанным в Федеральном законе основаниям по избранному после увольнения с военной службы месте жительства при условии сдачи ранее полученного от государства жилого помещения по месту службы.
Признаются такие военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях жилищными комиссиями и иными уполномоченными на то органами по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, применительно к избранному ими месту жительства.
Поскольку гарнизонный военный суд, принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Фатуевой, пришёл к выводам, которые не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и неправильно применил к спорным правоотношениям нормы материального права, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 15 июня 2021 года по административному исковому заявлению Фатуевой Оксаны Климовны отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Фатуевой О.К. удовлетворить полностью.
Признать незаконным решением жилищной комиссии "данные изъяты" от 12 февраля 2021 года о снятии Фатуевой О.К. с учёта нуждающихся в жилом помещении в избранном после увольнении месте жительства, обязав ответчика отменить его и восстановить административного истца с членами семьи на учёте нуждающихся в жилом помещении, о чём в течение одного месяца сообщить административному истцу и в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Кассационный военный суд через Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.