1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Савельева И.Г., судей Постникова В. Н. и Царькова В. Н. при секретаре судебного заседания Щелкановой Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 15 июля 2021 года по административному исковому заявлению "данные изъяты" Задворного Андрея Сергеевича об оспаривании решения "данные изъяты" об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Савельева И.Г, выступления представителя ответчика Иванова И.В. с изложением доводов апелляционной жалобы, а также истца и его представителя Харьковского А.С, просивших оставить решение без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением жилищной комиссии "данные изъяты", оформленным протоколом от 7 апреля 2021 года N и утвержденным начальником "данные изъяты" 15 апреля того же года, Задворному отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства в "данные изъяты" с составом семьи 3 человека на том основании, что по месту службы в "данные изъяты" он и члены его семьи обеспечены жилым помещением более учетной нормы в размере 15 кв. м. общей площади. Определяя уровень обеспеченности жилым помещением каждого члена семьи истца в размере 22, 34 кв.м, жилищная комиссия учитывала занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение общей площадью 43, 51 кв. м. в коммунальной квартире в "адрес", а также долю общей площади в размере 23, 5 кв. в, приходившуюся на его супругу М. в период проживания до 7 мая 2016 года в качестве члена семьи собственника в "адрес". При этом действия М., связанные с выездом из занимаемого ранее жилого помещения и вселением в жилое помещение супруга, комиссия расценила как ухудшение жилищных условий на основании статьи 53 ЖК РФ.
В административном исковом заявлении Задворный просил признать данное решение незаконным, обязать жилищную комиссию отменить его и повторно рассмотреть вопрос о принятии его и членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях в "данные изъяты" с формой обеспечения в виде жилищной субсидии, обязать "данные изъяты" реализовать его и членов семьи право в указанной форме.
Гарнизонный военный суд удовлетворил иск частично. Признав незаконным оспариваемое решение, суд обязал жилищную комиссию "данные изъяты" отменить его и повторно рассмотреть вопрос о принятии Задворного и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства. При этом суд указал в решении на ошибочность применения жилищной комиссией статьи 53 ЖК РФ, поскольку выезд супруги истца из занимаемого жилого помещения в 2016 году не повлек ухудшения жилищных условий его семьи. Требование истца о реализации права на обеспечение жилым помещением в "данные изъяты" в форме жилищной субсидии суд посчитал преждевременным и оставил без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение в части, в которой суд удовлетворил иск, в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об отказе в иске полностью. В жалобе отмечается, что выводы суда противоречат пункту 6 "Правил признания военнослужащих-граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768, и пункту 3 "Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями", утвержденных приказом "данные изъяты" от 24 октября 2011 года N 590. Руководствуясь этими нормами, а также положениями статей 31, 50, 51, 69 ЖК РФ, жилищная комиссия обоснованно учитывала долю общей площади жилого помещения в размере 23, 5 кв. м, которая находилась в пользовании супруги истца М. до 7 мая 2016 года, поскольку со дня прекращения права пользования не истек пятилетний срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ. По мнению автора жалобы, уровень обеспеченности семьи Задворного, в пользовании которой по договору социального найма имеется жилое помещение общей площадью 43, 53 кв. м. в "адрес", с учетом доли его супруги в занимаемом ранее жилом помещении, составляет 22, 34 кв. м. на одного человека. Поскольку этот показатель превышает учетную норму, установленную Законом "данные изъяты" от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в "данные изъяты"" в размере 9 кв. м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, и 15 кв. м.-для проживающих в коммунальных квартирах, в жалобе делается вывод об отсутствии оснований для принятия Задворного и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение без изменения по изложенным в нем основаниям.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд полагает оставить решение без изменения, поскольку суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на исследованных в судебном заседании достоверных доказательствах, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Задворный, относящийся к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта и исключен из списков личного состава с 26 марта 2021 года с выслугой более 20 лет. С 1993 года он в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, состоящего из двух комнат жилой площадью 28, 54 кв. м, проживал в коммунальной квартире в "адрес". По договору социального найма с муниципальным образованием "данные изъяты" от 26 февраля 2016 года он стал нанимателем этих комнат, в которые 7 мая 2016 года и 28 июля 2017 года были вселены его супруга М. и их сын "дата" г.р. соответственно. В период прохождения военной службы он подал в уполномоченный орган заявление о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства в "данные изъяты" составом семьи 3 человека (супруга и сын). Решением жилищной комиссии "данные изъяты", оформленным протоколом от 7 апреля 2021 года N и утвержденным начальником "данные изъяты" 15 апреля того же года, Задворному было отказано в удовлетворении заявления на том основании, что в "данные изъяты" он и члены его семьи обеспечены жилым помещением более учетной нормы, установленной в размере 15 кв. м. общей площади для лиц, проживающих в коммунальной квартире. При этом уровень обеспеченности семьи Задворного жилым помещением был определен с учетом доли общей площади в размере 23, 5 кв. в, приходившейся на его супругу в период проживания до 7 мая 2016 года в качестве члена семьи собственника в "адрес". Расценивая её выезд из указанного жилого помещения как намеренное ухудшение жилищных условий, жилищная комиссия применила правовые последствия статьи 53 ЖК РФ, поскольку со дня выезда не истек пятилетний срок.
Проанализировав мотивы, которыми руководствовалась жилищная комиссия при разрешении заявления Задворного, гарнизонный военный суд пришел к выводу о том, что они не основаны на законе.
Вопреки доводам апелляционной жалобы этот вывод является правильным.
Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с уполномоченным органом по избранному постоянному месту жительства в соответствии с установленными законом нормами предоставления площади жилого помещения.
Поскольку продолжительность военной службы Задворного превышала 20 лет, он имел право на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства при условии признания его нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ. В соответствии с частью 1 данной статьи нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, либо собственниками жилых помещений или членами их семьи, а также наниматели и собственники жилых помещений или члены их семьи, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как указано в пункте 5 "Правил признания военнослужащих-граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства - по избранному месту жительства.
Поскольку Задворный и члены его семьи не имеют жилых помещений в "данные изъяты", который был избран истцом для постоянного места жительства в период прохождения военной службы, они подпадают под категорию граждан, перечисленных в пункте 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ, а поэтому подлежали принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Что касается жилого помещения в "данные изъяты", занимаемого семьей истца по договору социального найма, то его наличие не дает оснований для отказа в признании Задворного нуждающимся в жилых помещениях, поскольку он представил в жилищную комиссию письменное обязательство о сдаче жилого помещения после получения жилищной субсидии, что соответствует предписаниям пункта 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В этих условиях уровень обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения в "данные изъяты" более учетной нормы не имеет правового значения. Ссылка в апелляционной жалобе на это обстоятельство противоречит положениям статьи 6 и пункта 18 статьи 15 названного федерального закона, который предоставляет военнослужащему-гражданину право на однократный выбор любого населенного пункта в качестве избранного места жительства.
Кроме того, при определении указанного уровня жилищный орган ошибочно исходил из положений статьи 53 ЖК РФ, поскольку вселение супруги в жилое помещение истца не повлекло за собой ухудшения жилищных условий. Этот вывод вытекает из расчета уровня обеспеченности истца жилым помещением на день вселения супруги по формуле 43, 53:2=21, 76 кв. м. при учетной норме в размере 15 кв.м, предусмотренной пунктом 1 статьи 3 Закона "данные изъяты" от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в "данные изъяты"" для проживающих в коммунальной квартире.
Не имелось у жилищной комиссии оснований и для применения к Задворному части 2 статьи 51 ЖК РФ. Установленный этой правовой нормой принцип суммарного подсчета общей площади может быть использован лишь при фактическом наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности. Поскольку иных жилых помещений, кроме занимаемого жилого помещения по договору социального найма в "данные изъяты" в виде двух комнат в коммунальной квартире, истец и члены его семьи не имеют, положения части 2 статьи 51 ЖК РФ на них не распространяются.
Иные доводы апелляционной жалобы не являются значимыми, так как они не опровергают окончательный вывод гарнизонного военного суда о нарушении права Задворного на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства, а поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 15 июля 2021 года по административному исковому заявлению Задворного Андрея Сергеевича об оспаривании решения "данные изъяты" об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях оставить без изменения, а апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.