Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 14 июля 2021 г, которым отказано в удовлетворении требований подполковника запаса Башкатова Игоря Викторовича о признании незаконными действий начальника Службы в г. Новороссийске Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Краснодарскому краю (далее - Служба), связанных с порядком подсчета его выслуги лет в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения представителя начальника Службы - майора юстиции Сухинина В.В, возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Башкатов И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника Службы, связанные с отказом во включении в его выслугу лет для назначения пенсии периодов прохождения им военной службы в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца, а именно:
- с сентября 1992 г. по август 1994 г. во время прохождения военной службы на территории "адрес";
- с августа 1994 г. по февраль 1995 г. во время прохождения военной службы на территории "адрес" (пограничная застава " "данные изъяты"");
- с 4 сентября по 31 декабря 2008 г. во время прохождения военной службы в войсковой части N на территории "адрес"
Кроме того, истец просил обязать вышеназванное должностное лицо включить в его выслугу лет указанные периоды в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что при вынесении решения суд первой инстанции не учел период прохождения им военной службы в период с сентября 1992 г. по июль 1993 г. При этом истец считает, что гарнизонным военным судом неправильно применена редакция положения Порядка установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 (далее - Порядок), поскольку в период с сентября 1992 г. по август 1994 г. действовала иная редакция данного Порядка, в которой военнослужащим, выполнявшим задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка на территории "адрес" ("адрес"), предоставлялись соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.
Башкатов И.В. утверждает, что приказ командира воинской части об его участии в контртеррористической операции за декабрь 2008 г. издан в январе 2009 г, однако в запросе в Федеральное государственное казенное учреждение "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (далее - Архив) командование воинской части истребовало сведения об участии в указанных операциях за период с 1992 г. по 2008 г, в связи с чем эти сведения являются неполными.
В письменных возражениях представитель Службы просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы и в возражениях на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств "адрес", "адрес" и "адрес", а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Однако Закон вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций". В соответствии с пунктом 2 этого постановления военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
При этом периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Следовательно, из содержания вышеуказанных норм следует, что период военной службы исчисляется в льготном порядке только на основании приказов командиров воинских частей о выполнении в этот период задач в особых условиях, отнесении решениями Правительства Российской Федерации в установленном порядке соответствующих местностей, в которых военнослужащие проходили службу, к территориям, где введено чрезвычайное положение, или к зонам вооруженных конфликтов, а также включение воинской части в перечень воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Из материалов дела следует, что Башкатов И.В. в период с 2 августа 1990 г. по 19 сентября 1993 г. проходил военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной на территории "адрес" (г. "адрес"), а в период с 20 сентября 1993 г. по 17 сентября 1994 г. - в той же воинской части, дислоцированной на территории "адрес".
Согласно архивной справке начальника Архива от 3 марта 2014 г. N 21/59/Б-1830/3 на основании приказа командира войсковой части N от 24 ноября 1993 г. N 161 истцу за непосредственное участие в выполнении задач в зоне чрезвычайного положения период с 20 сентября 1993 г. по 20 ноября 1993 г. засчитан в выслугу лет для назначении пенсии, из расчета один месяц военной службы за три месяца. При этом периоды со 2 августа 1990 г. по 19 сентября 1993 г. и с 21 ноября по 17 сентября 1994 г. засчитаны в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц военной службы за полтора месяца.
В соответствии с архивной справкой начальника Архива от 3 марта 2014 г. N 21/59/Б-1830 Башкатов И.В. в период с 1 декабря 1994 г. по 27 февраля 1995 г. проходил военную службу в войсковой части N, дислоцированной в г "адрес". При этом истец выполнял задачи по обеспечению охраны государственной границы, в связи с чем указанный период засчитан в выслугу лет для назначении пенсии из расчета один месяц военной службы за полтора месяца.
Согласно справке от 14 июля 2021 г. N 8/1/985 Башкатов И.В. в период с 3 сентября 2008 г. по 19 января 2009 г. проходил военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес".
Из содержания архивной справки начальника Архива от 3 марта 2014 г. N 21/59/Б-1830 следует, что на основании приказов командира войсковой части N от 5 октября 2008 г. N 083, от 5 ноября 2008 г. N 099 и от 5 декабря 2008 г. N 0109 истец в периоды с 4 по 30 сентября, с 1 октября по 31 октября и с 1 по 30 ноября 2008 г. фактически принимал участие в контртеррористической операции, в связи с чем указанные периоды засчитаны в выслугу лет для назначении пенсии из расчета один месяц военной службы за три месяца.
На основании приказа командира войсковой части N от 12 мая 2021 г. N 230-лс Башкатов И.В. уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира войсковой части N от 19 мая 2021 г. N 130-лс, с изменениями, внесенными приказом указанного должностного лица от 6 июля 2021 г. N 173-ЛС, истец исключен из списков личного состава воинской части. При этом общая продолжительность военной службы истца составила 39 лет 7 месяцев 3 дня (из них льготные 4 года 9 месяцев 1 день).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у Башкатова И.В. права на льготное исчисление выслуги лет на пенсию за оспариваемые периоды является обоснованным, а отказ в удовлетворении заявленных требований - правомерным.
В силу части 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Каких-либо доказательств, подтверждающих непосредственное участие истца в контртеррористической операции на территории "адрес" и в выполнении задач в зоне чрезвычайного положения в оспариваемые периоды, Башкатовым И.В. в суд первой и апелляционной инстанций не представлено.
Описка в решении суда, связанная с датой начала прохождения военной службы истца в войсковой части N, подлежит исправлению в порядке, предусмотренном статьей 184 КАС РФ.
Из содержания справки начальника Архива от 3 марта 2014 г. N 21/59/Б-1830 видно, что документальные материалы войсковой части N на хранение в Архив поступили по 2008 г. включительно, в связи с чем довод о неполноте данной справки является необоснованным.
Довод истца о том, что суд первой инстанции при вынесении решения должен был применить иную редакцию Порядка, в связи с правилами действия законов во времени и пространстве, является необоснованным, поскольку по сути связан с неправильным толкованием правовых норм и юридически значимых обстоятельств.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 14 июля
2021 г. по административному исковому заявлению Башкатова Игоря Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.