Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Меркулова Д.В, Зари А.И, при секретаре судебного заседания Пересыпке Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Кротко Н.В. на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 30 июля 2021 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований прапорщика в отставке Колодезной Тамары Ивановны о признании незаконными действий командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением истца с военной службы и исключением ее из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Зари А.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения истца и ее представителя - Кротко Н.В, поддержавших доводы жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Понедельник А.В, предложившей решение суда отменить, а требования истца удовлетворить, судебная коллегия
установила:
Колодезная Т.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными приказы командира войсковой части N от 27 марта 2021 года N 13 об увольнении ее с военной службы по возрасту и командира войсковой части N от 5 апреля 2021 года N 59 об исключении ее из списков личного состава воинской части на том основании, что командование отказало ей в заключении нового контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе, не направило ее на медицинское освидетельствование, не включило в план увольнения военнослужащих воинской части с военной службы и нарушило порядок проведения ее аттестации. К тому же в отсутствие ее согласия она была уволена с военной службы до обеспечения ее субсидией для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
При этом истец просила суд обязать указанных должностных лиц отменить вышеназванные приказы и восстановить ее на военной службе и в списках личного состава воинской части.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на решение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N ВКАПИ16-44 и пункт 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", автор жалобы утверждает, что Колодезная Т.И. до увольнения с военной службы не была обеспечена каким - либо жилым помещением, а также ей не предоставлена жилищная субсидия для приобретения или строительства жилого помещения. В связи с этим без ее согласия она не могла быть уволена с военной службы по возрасту.
По мнению представителя истца, командованием был нарушен порядок увольнения Колодезной Т.И. с военной службы, поскольку при получении необходимых документов командир войсковой части 40491 не принял решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы либо об отказе ей в заключении такого контракта, а направил указанные документы в вышестоящий штаб, чем способствовал нарушению срока принятия решения по данному вопросу. При этом представленная в суд телеграмма вышестоящего командования, в которой указано на необходимость отказа истцу в заключении нового контракта о прохождении военной службы, не может быть расценена в качестве надлежащего решения об отказе в заключении нового контракта.
В письменных возражениях помощник военного прокурора военной прокуратуры Новочеркасского гарнизона просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что жилищные права Колодезной Т.И. и порядок ее увольнения с военной службы командованием нарушен не был, поскольку до увольнения с военной службы ей выплачивалась денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения, а в дальнейшем, после увольнения с военной службы, данная компенсация может быть ей выплачена в случае ее обращения с соответствующим заявлением.
Однако оснований согласиться с таким выводом гарнизонного военного суда не имеется.
Согласно абзацу 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются, в частности, жилищная субсидия в установленном размере.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 1 ст. 23 указанного Федерального закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в частности, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, когда они отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии.
При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 ст. 15 того же Федерального закона.
В соответствии с пунктом 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы, в частности, по возрасту при перемене места жительства осуществляется федеральными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержание приведенных правовых норм во взаимосвязи указывает на то, что военнослужащие некоторых категорий, к которым относится Колодезная Т.И, изъявившие желание получить жилье для постоянного проживания по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, не могут быть уволены без их согласия с военной службы в случае необеспеченности жильем по месту военной службы в период ее прохождения. Иное толкование данных норм уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто обеспечен им.
По делу установлено, что прапорщик Колодезная Т.И. (ДД.ММ.ГГГГ.), заключившая первый контракт о прохождении военной службы в 2001 году, имеющая общую продолжительность военной службы более 19 лет и достигшая предельного возраста пребывания на военной службе, проходила военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес"
В соответствии с уведомлением о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений от 30 января 2020 года N ЮРУЖО-03/01/84-20 истец включена в указанный список с составом семьи два человека с датой включения 27 января 2020 года. На этом основании Колодезной Т.И. выплачивалась денежная компенсация за наем жилого помещения по месту военной службы, поскольку служебное жилое помещение или общежитие ей предоставлено не было.
Отсутствие у Колодезной Т.И. жилого помещения по месту службы в войсковой части N подтверждаются справкой заместителя командира данной воинской части N от 5 июля 2021 года N 1659.
30 марта 2020 года командованием с истцом заключен контракт о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе сроком на 1 год, то есть до 29 марта 2021 года.
В телеграмме врио начальника штаба войсковой части N от 5 февраля 2021 года N 6/6/134 указано, что истцу отказано в заключении нового контракта о прохождении военной службы.
25 февраля 2021 года с Колодезной проведена индивидуальная беседа, в ходе которой она заявила, что жилым помещением она не обеспечена и реализует свое право на жилье посредством получения жилищной субсидии. С увольнением с военной службы до получения жилищной субсидии она не согласна.
12 марта 2021 года врио командиром войсковой части N составлено представление об увольнении Колодезной Т.И. с военной службы по возрасту, в котором указано, что она жилым помещением не обеспечена, вопрос обеспечения ее жильем посредством предоставления жилищной субсидии находится на разрешении жилищного органа.
Решением начальника филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 17 марта 2021 года N 40 истец с составом семьи 2 человека (она и ее мать) признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с датой принятия на данный учет 28 января 2021 года, то есть с даты подачи заявления. Форма обеспечения - жилищная субсидия.
22 марта 2019 года Колодезная Т.И. обратилась к командованию с рапортом об увольнении ее с военной службы после предоставления жилищной субсидии.
Таким образом, задолго до увольнения истца с военной службы командование было уведомлено о том, что она не обеспечена жилым помещением, будучи отнесенной законодательством к той категории военнослужащих, которые обеспечиваются служебным жилым помещением на весь период военной службы. Накануне увольнения с военной службы по возрасту истец обратилась в жилищный орган с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с формой обеспечения жильем в виде предоставления жилищной субсидии, которой на момент составления представления к увольнению с военной службы обеспечена не была, в связи с чем возражала против своего увольнения с военной службы до решения жилищного вопроса.
Однако приказом командира войсковой N от 27 марта 2021 года N 13 Колодезная Т.И. была уволена с военной службы по возрасту до обеспечения ее жилищной субсидией, а приказом командира войсковой части N от 5 апреля 2021 года N 59 - исключена из списков личного состава воинской части с 9 апреля 2021 года.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспоренные приказы являются незаконными и подлежащими отмене, поскольку они противоречат вышеназванным положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих", которыми в отношении некоторых категорий военнослужащих, к которым относится Колодезная Т.И, установлены социальные гарантии на запрет их увольнения с военной службы до обеспечения жилым помещением в отсутствие на то их согласия.
При этом выплата истцу в период военной службы компенсации за наем жилого помещения и наличие у нее права на получение данной компенсации после увольнения с военной службы до обеспечения ее жилым помещением не может оправдывать противоправные действия командования, поскольку выплата такой компенсации не является формой жилищного обеспечения военнослужащих, а производится по заявлению военнослужащего до обеспечения его жильем, о чем указано в пункте 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Следует отметить, что в соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 3 названного Федерального закона реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных, в частности, Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
С учетом вышеназванных обстоятельств и во исполнение требований пункта 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" судебная коллегия признает необходимым возложить на командира войсковой части N обязанность отменить как незаконный приказ от 27 марта 2021 года N 13 об увольнении Колодезной Т.И. с военной службы по достижении предельного возраста, восстановить ее на военной службе в прежней (а с ее согласия - равной или не ниже) должности и обеспечить всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.
Поскольку приказ командира войсковой части N от 5 апреля 2021 года N 170 об исключении Колодезной Т.И. из списков личного состава воинской части с 9 апреля 2021 года издан на основании и во исполнение незаконного приказа об увольнении истца с военной службы, то он также подлежит отмене как незаконный.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о необходимости отмены оспоренных Колодезной Т.И. приказов и восстановлении ее на военной службе, иные приведенные в апелляционной жалобе доводы, связанные с нарушением порядка увольнения с военной службы, определяющего правового значения не имеют.
Таким образом, решение гарнизонного военного суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также нарушением норм материального права, что привело к принятию неправильного решения.
При этом по делу следует принять новое решение об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 30 июля 2021 года по административному исковому заявлению Колодезной Тамары Ивановны отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Колодезной Тамары Ивановны удовлетворить.
Признать незаконными приказ командира войсковой части N от 27 марта 2021 года N 13 об увольнении Колодезной Т.И. с военной службы и приказ командира войсковой части N от 5 апреля 2021 года N 59 об исключении Колодезной Т.И. из списков личного состава воинской части.
Обязать командира войсковой части N отменить приказ от 27 марта 2021 года N 13 об увольнении Колодезной Т.И. с военной службы, а командира войсковой части N - приказ от 5 апреля 2021 года N 59 об исключении ее из списков личного состава воинской части. Восстановить Колодезную Т.И. на военной службе в прежней (а с ее согласия - в равной или не ниже) воинской должности, а также в списках личного состава воинской части, и обеспечить всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения, о чем в течение месяца со дня получения копии апелляционного определения сообщить административному истцу Колодезной Т.И. и в суд первой инстанции.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.