Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Пересыпке Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 20 июля 2021 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований ефрейтора Плотниковой Оксаны Владимировны о признании незаконными действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения административного истца Плотниковой О.В. и ее представителя Усенко А.В. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением жилищной комиссии войсковой части N от 2 июня 2021 г. (протокол N 4) Плотниковой О.В. отказано в принятии на жилищный учет на том основании, что она в период прохождения военной службы была обеспечена жилым помещением выше учетной нормы, установленной для избранного ею места жительства - "адрес"
Плотникова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным указанное решение, обязать жилищную комиссию войсковой части 6910 его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии ее на жилищный учет.
Решением суда в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Плотникова О.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы обращает внимание на то, что свою долю в квартире по адресу: "адрес" она готова сдать государству в предусмотренном законом порядке, однако в силу требований законодательства у нее такая возможность отсутствует.
Административный истец указывает на то, что в период прохождения военной службы жилым помещением по установленным нормам она не обеспечивалась. В настоящее время норма обеспечения на одного военнослужащего составляет 33, 0 кв. м. Ранее ее бывшему супругу с учетом ее и двух детей была предоставлена квартира общей площадью 47, 7 кв. м, что менее 18 кв. м на каждого члена семьи (47, 7 : 4 чел. = 11, 9 кв. м) и не учитывает 3 несовершеннолетних детей, родившихся у ее дочери. Поскольку общая продолжительность ее военной службы составляет более 20 лет, она достигла предельного возраста пребывания на военной службе, избрала местом жительства - г. Новочеркасск, не имеет возможности сдать ранее предоставленную ей как члену семьи нанимателя (бывшего супруга) квартиру, то суд пришел к необоснованному выводу об отсутствии у нее права на принятие на жилищный учет.
В письменных возражениях представитель командира и жилищной комиссии войсковой части N просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
По смыслу положений пунктов 1, 5, 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим, обеспеченным жилым помещением для постоянного проживания в период военной службы, предоставляется возможность получить это жилье в собственность. При этом необходимым условием повторного предоставления жилого помещения военнослужащим является сдача занимаемого жилого помещения по месту службы, которое подлежит заселению другими военнослужащими и членами их семей.
Предоставляя определенной в этих нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный закон возлагает на федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
В случае невозможности сдачи жилого помещения, полученного (приобретенного) в порядке реализации статуса военнослужащего, повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимание обстоятельств.
Такое толкование закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направленном на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом, а также согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Исходя из содержания части 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
В соответствии с пунктом 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, предусмотрено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Из материалов дела следует, что Плотникова О.В. с 5 апреля 2001 г. проходит военную службу по контракту в должности повара войсковой части N.
В соответствии с договором социального найма от 27 декабря 2005 г. N 30 наймодателем - войсковой частью N супругу истца А.А. и членам его семьи (супруге, сыну и дочери истца от первого брака) передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение по адресу: "адрес" (в настоящее время "адрес") общей площадью 47, 7 кв. м.
Таким образом, право на обеспечение жильем было реализовано Плотниковой О.В. в качестве члена семьи военнослужащего. Это обстоятельство в силу пункта 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" исключало возможность одновременной реализации ею самостоятельного права на жилье за счет военного ведомства.
С 25 января 2006 г. Плотникова О.В. зарегистрирована и фактически до настоящего времени проживает по вышеуказанному адресу.
24 апреля 2014 г. брак между супругами Плотниковыми был расторгнут.
С 5 июля 2019 г. дочь истца Е.Е. зарегистрирована по адресу: "адрес"
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Плотникова О.В. пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ г. ее дочь с ней не проживает.
Согласно представленному в суд апелляционной инстанции акту проверки жилищных условий от 27 октября 2021 г. N 127 в настоящее время в двухкомнатной квартире по адресу: "адрес" зарегистрированы и проживают 3 человека: бывший супруг А.А. истец Плотникова О.В. и ее сын Д.А. Лицевой счет открыт на Д.А.
Кроме того, в счетах на оплату за коммунальные услуги за квартиру за сентябрь 2021 г. указано, что в квартире проживают 3 человека. Нанимателем квартиры является А.А.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Плотникова О.В. подтвердила, что в квартире проживают 3 человека.
Исходя из общей площади жилого помещения с учетом проживающих и зарегистрированных в нем граждан, на истца приходится 15, 9 кв. м (47, 7 : 3 чел.), что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную для избранного им места жительства - "адрес" (10 кв. м).
Поскольку Плотникова О.В. продолжает проживать в жилом помещении, предоставленном ее мужу-военнослужащему и членам его семьи для постоянного проживания, и истец лишена реальной возможности ее сдать, вывод суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для повторного обеспечения ее жильем за счет военного ведомства является правильным.
То обстоятельство, что в 2005 г. бывшему супругу истца была распределена квартира общей площадью менее 18 кв. м на каждого члена семьи, вопреки доводу жалобы, не является основанием для принятия Плотниковой О.В. на жилищный учет, поскольку при решении вопроса о нуждаемости в жилье в расчет принимается учетная норма площади жилого помещения, установленная для избранного ею места жительства (10 кв. м).
Поскольку с 2019 года дочь истца совместно с Плотниковой О.В. не проживает, у жилищной комиссии войсковой части N не имелось оснований для учета 3-х ее несовершеннолетних детей.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 20 июля 2021 г. по административному исковому заявлению Плотниковой Оксаны Владимировны оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.