2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Турищева И.В., судей - Конфеты В.Л. и Дуняшина О.О., при секретаре судебного заседания Ромащенко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего Пограничного управления ФСБ России по Республике Тыва (далее - Пограничное управление) "звание" Герасименко Алексея Викторовича об оспаривании действий начальника того же Пограничного управления и начальника Управления специальных регистраций Службы организационно-кадровой работы ФСБ России (далее - Управление СОКР), связанных с включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), по апелляционной жалобе представителя административного истца Платоновой В.Е. по доверенности на решение Абаканского гарнизонного военного суда от 27 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Дуняшина О.О, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, выслушав выступление административного истца Герасименко А.В. в поддержание доводов жалобы, а также представителя административного ответчика - Пограничного управления по доверенности Звягина А.А, полагавшего решения суда оставить без изменения, окружной военный суд
установил:
Герасименко, проходящий военную службу в Пограничном управлении ФСБ России по Республике Тыва в воинском звании "звание" 20 января 2021 года включён в сводный список для включения в реестр НИС.
Считая свои права нарушенными Герасименко обратился в суд и попросил признать незаконными действия начальника Пограничного управления связанные с включением в сводный список для включения в реестр участников НИС и начальника Управление СОКР, связанных с включением в реестр участников НИС, обязав последних исключить его из данного реестра.
Решением Абаканского гарнизонного военного суда от 27 июля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Платонова В.Е, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и принять по делу новое решение.
Автор жалобы, ссылаясь на п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 ГК РФ, абз. 1 п. 1 и п. 16 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15, ч.4 ст.13 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" указывает, что поскольку Герасименко, являясь участником НИС, не воспользовался деньгами, находящимися на его именном счёте, целевой жилищный заем ему не предоставлялся, реализация права военнослужащих на исключение из реестра НИС не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, включая публичные. Кроме того, при исключении из реестра НИС Герасименко, последний не лишается возможности реализации права на жилище другой формой обеспечения.
Также указывает, что Герасименко не были разъяснены правовые последствия назначения на вышестоящую воинскую должность с присвоением воинского звания "прапорщик", тем самым должностные лица нарушили п. 3 приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации N 610 от 19 октября 2005 года (действовавший в период возникновения спорных правоотношений).
Кроме того, автор жалобы не соглашается с мнением гарнизонного военного суда, указавшего в решении, что на момент включения в реестр отсутствовало основания для предоставления ему жилищной субсидии или жилого помещения. Указывает, что в связи с признанием нуждающимся в жилом помещении 25 апреля 2016 года на основании решения о предоставлении жилого помещения от 20 апреля 2016 года N 6 протокола ЖК ПУ ФСБ России по Республике Тыва с Герасименко был заключен договор найма служебного жилого помещения N 405. Таким образом, до включения в реестр НИС, то есть до 20 января 2021 года административный истец был признан нуждающимся в жилом помещении установленным порядком.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель начальника ПУ ФСБ России по Республике Тыва по доверенности - Звягин А.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административные ответчики - начальники Пограничного управления и Управления СОКР, представитель административного истца по доверенности, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не прибыли, ходатайств об отложении не заявляли.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ 2-й Восточный окружной военный суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на неё, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно справке Пограничного управления N 8/349, административный истец проходит военную службу по контракту с 12 апреля 2005 г, последующие контракты с ним заключались 11 апреля 2008 г. (сроком на 3 года), 12 апреля 2011 г. (сроком на 5 лет), 13 апреля 2016 г. (сроком на 3 года), 13 апреля 2019 г. (сроком на 3 года), а с 21 ноября 2016 г. ему присвоено воинское звание "прапорщик".
Из справки Пограничного управления от 9 июля 2021 года N 8/356 усматривается, что Герасименко нуждающимся в жилом помещении не признавался, на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял и не состоит.
Как видно из листа ознакомления, 18 мая 2008 года административному истцу под роспись доведено, что он может реализовать свое право на включение в реестр участников НИС посредством подачи письменного рапорта с соответствующей просьбой.
Согласно рапорту от 9 ноября 2016 года административный истец обратился к начальнику Пограничного управления с просьбой назначить его на вакантную воинскую должность, назначение на которую предусматривает присвоение воинского звания "прапорщик".
Как следует из справки N 8/351 Пограничного управления 20 января 2021 года выписка из личной карточки военнослужащего направлена тем же управлением в Управление специальных регистраций Службы ФСБ России для включения Герасименко в реестр участников НИС.
В соответствии с уведомлением о включении военнослужащего в реестр, административный истец включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания для этого - 21 ноября 2016 года.
Данное решение верно признано судом не противоречащим действующему законодательству.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
К участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих относятся в том числе: прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание; сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих").
Таким образом, с 1 января 2005 года в Российской Федерации действуют одновременно две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями, предусмотренные соответственно Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Военнослужащие - граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, независимо от даты их увольнения с военной службы обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", притом что определенные категории таких военнослужащих вправе стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
При этом, как следует из содержания ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", в ней определены две категории военнослужащих, имеющих право на участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения: 1) военнослужащие, заключившие контракты после 1 января 2005 года, для которых участие в НИС обязательно; 2) отдельные категории военнослужащих, которые заключили первые или вторые контракты ранее 2005 года и которые вправе выбрать данный вид жилищной гарантии - при условии изъявления ими желания стать участниками накопительно-ипотечной системы.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 9 того же Федерального закона основанием для включения в реестр НИС для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, является общая продолжительность их военной службы по контракту три года.
Из приведенных правовых норм следует, что прапорщики и мичманы, заключившие первые контракты о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года, включаются в реестр участников НИС в обязательном порядке и правом выбора вида жилищных гарантий, предусмотренных положениями ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не обладают.
Кроме того, назначение на высшую воинскую должность в 2016 году с присвоением воинского звания "прапорщик" было осуществлено с согласия самого истца, что подтверждается его рапортом от 9 ноября 2016 года.
Также, из представленных материалов следует, что до присвоения воинского звания "прапорщик" заявитель, обеспечиваемый на весь срок военной службы служебным жилыми помещением, не состоял на жилищном учёте в целях получения жилищных гарантий, предоставляемых при увольнении с военной службы согласно положениям ст. 15 ФЗ от 27 мая N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Данный вывод соответствует правовой позиции, приведенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 2794-О и 27 марта 2018 г. N 691-О.
При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Герасименко, заключивший первый контракт в 2005 году, после присвоения 21 ноября 2016 года воинского звания "прапорщик" относится к категории военнослужащих, которым право выбора определенного вида жилищной гарантии не предоставляется.
Что же касается довода жалобы о том, что административный истец признан нуждающимся в служебном жилом помещении, то он в силу выше изложенного повлиять на законность принятого решения по данному делу не может.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установилспорные правоотношения, правильно определили применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе по основаниям ст. 310 КАС РФ, влекущим отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с законом, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене правильного по существу решения суда первой инстанции.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для отмены принятого судом первой инстанции решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Другие основания для этого также отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 307, 308, 309 и 311 КАС, окружной военный суд
определил:
решение Абаканского гарнизонного военного суда от 27 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Герасименко Алексея Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Копия верна:
Судья
О.О. Дуняшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.