Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А, судей:
Уланова А.Е. и Масенина П.Е, при помощнике судьи Давлетовой Т.М, с участием административного истца Раскатовой И.В. и её представителя Куц В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-92/2020 по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) Алексеевой Т.А. на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2020 г, которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N ЗВАНИЕ Раскатовой Ирины Викторовны об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Нижний Новгород) ЗРУЖО (далее - отделение) о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, членов её семьи, а также решения заместителя начальника ЗРУЖО о предоставлении ей жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения не в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, объяснения административного истца и её представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Раскатова в апреле 2017 года уволена с военной службы связи с организационно-штатными мероприятиями при выслуге лет на военной службе в календарном исчислении более 24 лет с оставлением на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства с составом семьи 4 человека.
Позже форма обеспечения административного истца жилым помещением изменена на получение жилищной субсидии, которая 10 марта 2020 г. была перечислена на её расчётный счёт в размере "данные изъяты".
Из сообщения уполномоченного жилищного органа, поступившего в адрес Раскатовой 13 марта 2020 г, стало известно, что решением начальника отделения от ДД.ММ.ГГГГ N из состава семьи административного истца исключены её дочь ФИО1 и внук ФИО2, 2008 г.р, как непроживающие с ней в общежитии по "адрес", в связи с чем ЗРУЖО принято решение от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении ей жилищной субсидии исходя из состава её семьи из 2 человек.
Считая эти действия начальника отделения и ЗРУЖО незаконными, Раскатова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила обязать начальника ЗРУЖО принять решение о выплате (доплате) ей жилищной субсидии с учётом ранее выплаченной ей части жилищной субсидии, исходя из расчёта 30 кв.м. на двух членов ее семьи: дочери ФИО1 и внука ФИО2, 2008 г.р, в размере "данные изъяты" руб. 25 коп.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ЗРУЖО, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, указав те же доводы, что и в оспариваемых административным истцом решениях ЗРУЖО и начальника отделения, также указывает, что согласно сведениям, полученным из управляющей компании - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление по Западному военному округу" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЦЖКУ по ЗВО), административный истец действительно проживает по адресу: "адрес". Вместе с ней проживают дочь ФИО3, зять ФИО4 и внучка ФИО5 О фактическом проживании дочери административного истца - ФИО1 и внука - ФИО2 информация не предоставлена.
Полагает, что включение ФИО1 и ФИО2 в личное дело административного истца в качестве членов её семьи не является безусловным основанием для возникновения у них жилищных прав и соответствующих обязательств у Министерства обороны РФ на обеспечение жилым помещением в составе семьи военнослужащего.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу абзаца восемнадцатого пункта 1 статьи 15 Закона порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение данной нормы Закона приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - Порядок предоставления субсидии).
Пунктом 5 Порядка предоставления субсидии определен перечень документов, необходимых для принятия уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) решения о предоставлении жилищной субсидии при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Так в абзаце седьмом этого пункта указано, что в случае, если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей в течение пяти лет до даты получения ими от уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа) уведомления о готовности предоставить жилищную субсидию меняли место жительства, то они представляют в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с этих мест жительства за указанный период.
Из материалов дела видно, что решением начальника отделения от ДД.ММ.ГГГГ N из состава семьи административного истца исключены её дочь ФИО1, 1988 г.р, и внук (сын дочери) ФИО2, 2008 г.р, поскольку не предоставлена информация об их фактическом проживании.
Между тем, административный истец, её дочери ФИО3 и ФИО1, а также внук ФИО2 с ноября 2009 года зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес".
В силу положений статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-2 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
То есть, по общему правилу, регистрация по месту жительства свидетельствует о месте постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Действительно, адрес, по которому зарегистрированы административный истец с членами семьи, является адресом не только общежития, предназначенного для фактического проживания и находящегося на территории воинской части, но и юридическим адресом самой воинской части.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему административному делу, подлежащими установлению, являются сведения о совместном фактическом проживании с Раскатовой её дочери ФИО1 и внука ФИО2, претендующих на получение жилищной субсидии в качестве членов её семьи.
Какие-либо сведения, свидетельствующие об их проживании или наличии возможности проживать по иному, отличному от места жительства административного истца, материалы дела не содержат.
Не представлены такие сведения и в суд апелляционной инстанции.
Согласно лицевому счету о начислениях за жилое помещение и коммунальные услуги за период ноябрь 2017 г. - январь 2020 г. по ЗВО в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", проживает Раскатова И.В. и 3 члена ее семьи. Такие же сведения отражены и в книге учета жильцов общежития, расположенного по указанному адресу.
Из ответа начальника отделения управления жилищным фондом ЖКС N 11 (г. Нижний Новгород) филиала ЦЖКУ Овчинниковой Е.А. от 6 февраля 2020 г. усматривается, что Раскатова И.В. и члены ее семьи в период с 01.11.2017 года по настоящее время проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" (общежитие) без основания проживания (утрачена связь с Министерством обороны РФ).
Согласно справке этого же должностного лица N от той же даты по указанному адресу проживают Раскатова И.В. и члены ее семьи дочь - ФИО3, зять - ФИО4 и внучка - ФИО7, 09.06.2018 г.р.
Между тем, судом первой инстанции верно установлено, что сведения, указанные в данной справке, взяты из акта от 23 октября 2018 г, составленного комиссией из числа представителей жилищных органов (далее - акт от 23 октября 2018 г.), однако в последующем, в том числе на момент выдачи этой справки, проверка жилищных условий по данному адресу не проводилась, соответствующий акт не составлялся.
Из материалов дела видно, что зять административного истца - ФИО4 с 2002 года по настоящее время проживает и имеет регистрацию по месту жительства в жилом помещении, находящемся в собственности граждан, по адресу: "адрес", что свидетельствует о несоответствии сведений, отраженных в акте от 23 октября 2018 г, фактическим обстоятельствам дела.
Вступившим в законную силу решением Нижегородского гарнизонного военного суда от 16 сентября 2009 г. проживающий с административным истцом её внук ФИО2, 2008 г.р, признан находящимся на её иждивении, и на командира войсковой части N возложена обязанность по внесению его в личное дело заявителя в качестве члена ее семьи.
В графе 21 "Семейное положение" личного дела ЗВАНИЕ Раскатовой И.В. значатся: ее дочь ФИО3, 17.03.1987 г.р, дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, и внук ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной директором муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Школа N", ФИО2, 10.07.2008 г.р, проживающий по адресу: "адрес", обучается в N классе этой школы.
По смыслу сведений, содержащихся в справке от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной главным врачом ГУБЗ НО "Детская городская больница N "адрес"", ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, проживает и получает медицинское обслуживание по адресу: "адрес", общежитие 1, "адрес". Проживающих в этом общежитии обслуживает данное лечебное учреждение.
Фактическое проживание с административным истцом её дочерей ФИО3 и ФИО1, а также внука ФИО2, претендующих на получение субсидии в качестве членов её семьи, подтверждаются исследованными в судебном заседании копией решения Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 19 августа 2020 г, вступившего в законную силу 22 сентября того же года, а также сообщением Отдела полиции N 8 УМВД России по г. Нижнему Новгороду от ДД.ММ.ГГГГ N, поступившим начальнику отделения в ответ на его запрос, с указанием в данном сообщении о том, что проверка проведена по месту проживания, достоверность подтверждена предоставленными документами.
Таким образом, ни акт от ДД.ММ.ГГГГ, ни взятые из него сведения для составления начальником отделения управления жилищным фондом ЖКС N 11 (г. Нижний Новгород) филиала ЦЖКУ ФИО6 справки N от ДД.ММ.ГГГГ, при наличии иных доказательств по настоящему административному делу не опровергают того, что дочери административного истца ФИО3 и ФИО1, а также внук ФИО2 являются членами её семьи.
Указание в акте от 23 октября 2018 г. о проживании с Раскотовой её зятя - ФИО4 и внучки ФИО5, 2018 г.р, не свидетельствует о том, что они являются членами её семьи, поскольку постоянным или преимущественным такое проживание не является, в связи с чем она не ставила вопрос об их регистрации по месту жительства в общежитии по адресу воинской части, а также о принятии их на жилищный учет и обеспечении вместе с ними жилищной субсидией.
Правильно установив указанные обстоятельства, оценив их в совокупности, применив при этом соответствующие нормы Закона, Семейного кодекса и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что дочери административного истца - ФИО3 и ФИО1, а также внук ФИО2, зарегистрированные по месту жительства по адресу: "адрес", совместно проживают с административным истцом в "адрес" (общежития) по "адрес", являются членами одной семьи, а именно - семьи нанимателя этого жилого помещения - Раскатовой И.В, а поэтому правомерно были приняты и состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в качестве членов семьи административного истца, и необходимости в связи с этим отмены оспариваемых решений начальника отделения и ЗРУЖО.
Во исполнение пункта 16 статьи 15 Закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила), с учетом положений которых размер доплаты Раскатовой за двух членов ее семьи - дочери ФИО1 и внука ФИО2 составляет "данные изъяты", что верно установилгарнизонный военный суд и в целях восстановления нарушенных прав административного истца обязал начальника ЗРУЖО принять решение о доплате Раскатовой жилищной субсидии в указанном размере.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, которые каким-либо образом повлияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
При таких данных решение гарнизонного военного суда является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 25 ноября 2020 г. по административному исковому заявлению Раскатовой Ирины Викторовны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Алексеевой Т.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 22 марта 2021 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.