Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А, судей:
Уланова А.Е. и Масенина П.Е, при помощнике судьи Мегрибаняне М.И, с участием административного истца Чепцова Э.И. и представителя командира войсковой части N Голубцовой О.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-586/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2020 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Чепцова Эдуарда Игоревича об оспаривании решения жилищной комиссии указанной воинской части о снятии с учета нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, представителя административного ответчика, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Чепцов, получивший в июле 2005 года офицерское звание после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования, при прохождении в период с 2005 года по апрель 2016 года военной службы в войсковой части N, дислоцированной в г. Балашиха Московской области и передислоцированной в 2015 году в г. Москву, являясь участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), в 2012 году приобрел в собственность жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 73, 9 кв.м.
С мая 2016 года административный истец проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в г. Москве.
Во исполнение вступившего в законную силу решения Московского гарнизонного военного суда от 25 октября 2016 г. Чепцов с составом семьи 4 человека решением жилищной комиссии войсковой части N, оформленным протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ N, был принят на учет нуждающихся в специализированных жилых помещениях и по 23 июля 2020 г. получал денежную компенсацию за поднаем жилого помещения.
Однако решением жилищной комиссии войсковой части N, оформленным протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ N, административный истец и члены его семьи (супруга и двое детей) сняты с учета нуждающихся в специализированных жилых помещениях, поскольку в период прохождения военной службы он реализовал свое права на жилищное обеспечение как участник НИС, приобретя в собственность жилое помещение в близлежащем к месту прохождения им военной службы населенном пункте.
Считая свои права нарушенными, Чепцов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным это решение жилищной комиссии и обязать его отменить
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Чепцову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на ч. 2 ст. 64 КАС РФ, указывает на вступившее в законную силу решение Московского гарнизонного военного суда от 25 октября 2016 г, при принятии которого судом дана оценка обстоятельствам, установив которые на жилищную комиссию была возложена обязанность принять его на учет нуждающихся в специализированных жилых помещениях.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населённых пунктах - в других близлежащих населённых пунктах.
Абзацем 1 этого же пункта статьи 15 Закона установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жильё, предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.
Таким образом, действующее жилищное законодательство связывает вопрос о предоставлении служебного жилого помещения с наличием в данном или близлежащем населённом пункте у военнослужащего иного жилого помещения, находящегося в собственности, пользовании или владении.
Согласно п. 15 ст. 15 Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 14 этого же закона каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системы имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
В ч. 3 ст. 11 того же закона закреплено, что получение участником денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 Федерального закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Содержание приведенных норм указывает на то, что выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" является одной из форм реализации его права на жилище.
Правильно установив, что после перечисления в 2012 году денежных средств во исполнение обязательства по договору целевого жилищного займа государство исполнило перед Чепцовым свои обязательства по его жилищному обеспечению, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о том, что с этого времени административный истец не может претендовать на обеспечение иным жилым помещением.
При этом суд первой инстанции также правильно исходил из того, что Чепцов в период военной службы имел право на получение одной и той же социальной гарантии в форме жилищного обеспечения по двум основаниям: получение служебного жилого помещения, либо приобретение жилья на денежные средства, выделяемые ему в порядке участия в НИС.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика пояснила суду, что, транспортная доступность от места приобретенного Чепцовым жилого помещения в г. Балашихе до места прохождения им военной службе в г. Москве, не создаёт препятствий для соблюдения установленного регламента служебного времени и сохранения боеготовности воинской части. Значительное количество военнослужащих проживающих в том же, где и административный истец, населенном пункте, своевременно пребывают на службу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, которые каким-либо образом повлияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
При таких данных решение гарнизонного военного суда судебная коллегия признает законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2020 г. по административному исковому заявлению Чепцова Эдуарда Игоревича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 29 марта 2021 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.