Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А, судей:
Манохина В.В. и Масенина П.Е, при помощнике судьи Давлетовой Т.М, с участием представителя административного истца Старосека П.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Тульского гарнизонного военного суда от 19 января 2021 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего 251 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты" Овчинникова Антона Александровича об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Калуга) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение) об отказе во включении в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Овчинников, назначенный на воинскую должность после получения профессионального образования в Михайловской военной артиллерийской академии (г. Санкт-Петербург) (далее - Военная академия) и получивший в связи с этим офицерское воинское звание в мае 2020 года, проходит военную службу в г. Туле с ДД.ММ.ГГГГ и с 1 июня того же года осуществляет найм жилого помещения по адресу: "адрес".
В период с 3 февраля 2004 г. по 2 июля 2020 г. административный истец был постоянно зарегистрирован в жилом помещении по адресу: "адрес", общ. площадью 48, 6 кв.м, собственником которого является его отец, после чего, не меняя места военной службы, снялся с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировался по месту прохождения военной службы.
Решением начальника отделения от ДД.ММ.ГГГГ N Овчинникову отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору служебного найма, так как последний, снявшись с регистрационного учета по месту жительства в г. Туле, совершил действия по ухудшению своих жилищных условий, в связи с чем может быть принят на данный учет не ранее установленного ст. 53 Жилищного кодекса РФ срока.
Считая свои права нарушенными, Овчинников обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения от ДД.ММ.ГГГГ N и обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть его заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору служебного найма.
Кроме того, Овчинников просил взыскать с отделения в его пользу судебные расходы в размере "данные изъяты" руб.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что с 1 августа 2015 г. он проходил обучение в Военной академии и в квартире, принадлежащей его отцу, не проживал.
Ссылаясь на ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ, считает, что единственным условием предоставления служебных жилых помещений является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
Полагает, что ст. 53 Жилищного кодекса РФ не применима к правоотношениям, связанным с предоставлением служебных жилых помещений.
Обращает внимание на то, что судом не исследован вопрос о наличии у начальника отделения полномочий по принятию оспариваемого решения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населённых пунктах - в других близлежащих населённых пунктах.
Согласно части 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жильё, предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.
Таким образом, действующее жилищное законодательство связывает вопрос о предоставлении служебного жилого помещения с наличием в данном или близлежащем населённом пункте у военнослужащего иного жилого помещения, находящегося в собственности, пользовании или владении.
При этом, жилищные правоотношения, исходя из требований статьи 10 Жилищного кодекса РФ, возникают по основаниям, предусмотренным названным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также исходя из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 10 ГК РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку гражданские правоотношения предполагают добросовестность реализации своих прав и разумность действий участников этих отношений.
Согласно пункту 2 этой же статьи в случае установления того факта, что лицо злоупотребило своим правом, суд может отказать в защите принадлежащего ему права.
Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судебная коллегия приходит к выводу, что исходя из анализа норм жилищного и гражданского законодательства в их совокупности и взаимосвязи, положение о добросовестности участников жилищных правоотношений также является основой этих отношений и предполагается изначально.
Согласно статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
То есть регистрация по месту жительства свидетельствует о месте постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Из материалов дела видно, что Овчинников в период с 3 февраля 2004 г. по 2 июля 2020 г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", общ. площадью 48, 6 кв.м, собственником которого является его отец, в связи с чем в силу ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ имел право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником при условии, что иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Доказательств наличия такого соглашения материалы дела не содержат.
Не меняя места военной службы, административный истец 2 июля 2020 г. снялся с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировался по месту прохождения военной в том же населенном пункте.
То обстоятельство, что Овчинников в указанном жилом помещении не проживал с 2015 года, какого-либо юридического значения по данному делу не имеет, в отличие от того обстоятельства, что до мая 2020 года он обладал правом проживания в нём наравне с его собственником.
Однако, снявшись 2 июля 2020 г. с регистрационного учета по указанному адресу, административный истец утратил право пользования этим жилым помещением, создав условия для постановки вопроса о предоставлении ему по месту прохождения военной службы служебного жилого помещения.
Указанные намеренные действия административного истца свидетельствуют о злоупотреблении своим правом, направленным на получение служебного жилого помещения от государства, несмотря на обеспеченность жилым помещением по месту службы, о чем верно указал суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела, обстоятельства, которые каким-либо образом повлияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тульского гарнизонного военного суда от 19 января 2021 г. по административному исковому заявлению Овчинникова Антона Александровича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 апреля 2021 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.