Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.
судей Титовой В.В, Зацепина Е.М.
при секретаре Семеновой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Д.Р.В. на решение Центрального районного суд г.Барнаула от 19 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Алтайскому краю к Д.Р.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Алтайскому краю (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 16 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Д.Р.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 8290 руб, пени по нему в размере 102, 80 руб.
Требования мотивированы тем, что Д.Р.В. на праве собственности в 2018 году принадлежали транспортные средства УАЗ 3962, государственный регистрационный номер ***, с мощностью двигателя 76 л.с, ГАЗ 31105, государственный регистрационный номер ***, с мощностью двигателя 131 л.с, ГАЗ 322132, государственный регистрационный номер ***, с мощностью двигателя 98, 20 л.с. Административному ответчику направлялись налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГ и требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ о необходимости уплаты указанных сумм налога и пени, однако добровольно налог и пени уплачены не были. Определением мирового судьи судебного участка N 1 Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГ о взыскании указанной задолженности отменен в связи с поступлением возражений должника.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС России по Алтайскому краю. 19 июля 2021 года УФНС России по Алтайскому краю исключено из числа заинтересованных лиц.
Определением Центрального районного суда г. Барнаула от 19 июля 2021 года производство по административному делу в части требований о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 2620 руб, пени в размере 102, 80 руб. прекращено в связи с отказом истца от административного иска в этой части.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 19 июля 2021 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N 16 по Алтайскому краю удовлетворены. С Д.Р.В. в пользу Межрайонной ИФНС России N 16 по Алтайскому краю с зачислением в соответствующий бюджет взыскан транспортный налог за 2018 год в размере 5670 руб.; в доход бюджета муниципального образования - городской округ г. Барнаул взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
В апелляционной жалобе, дополнении к ней Д.Р.В. просит решение суда отменить с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что является инвалидом третьей группы, малоимущим, транспортные средства, подлежащие налогообложению, в 2018 году им не эксплуатировались по причине неисправного состояния.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 16 по Алтайскому краю просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав Д.Р.В, настаивавшего на удовлетворении жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Правовые основы применения на территории Алтайского края транспортного налога определены Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края".
В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" налоговые ставки составляют для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 10, 0 руб, свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно - 20, 0 руб, в отношении автобусов до 130 л.с. включительно - 50, 0 руб.
Как следует из материалов дела, за Д.Р.В. в 2018 году были зарегистрированы транспортные средства:
- УАЗ 3962, государственный регистрационный знак ***, мощностью 76 л.с, с ДД.ММ.ГГ по настоящее время;
- ГАЗ 31105, государственный регистрационный знак ***, мощностью 131 л.с, с ДД.ММ.ГГ по настоящее время;
- ГАЗ 322132, государственный регистрационный знак ***, мощностью 98, 0 л.с, с ДД.ММ.ГГ по настоящее время.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом налоговой базы, ставок налога и периода владения транспортными средствами транспортный налог, рассчитанный налоговым органом, составляет: за УАЗ 3962, государственный регистрационный знак ***, 760 руб.; за ГАЗ 31105, государственный регистрационный знак ***, 2620 руб.; за ГАЗ 322132, государственный регистрационный знак ***, 4910 руб.; а всего - 8290 руб.
Вместе с тем согласно карточке учета транспортного средства, представленной УМВД России по г.Барнаулу по запросу судебной коллегии, мощность двигателя транспортного средства ГАЗ 322132, государственный регистрационный знак ***, составляет 98, 0 л.с, тогда как при расчете налога за этот автомобиль налоговым органом учтена мощность двигателя равная 98, 20 л.с.
Следовательно, транспортный налог к уплате за 2018 год за указанный автомобиль составляет 4900 руб. (98 л.с. х 50 руб.).
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1, пунктом 6 статьи 58, пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежал уплате не позднее ДД.ММ.ГГ.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В данном случае налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГ направлено административному ответчику заказным письмом ДД.ММ.ГГ с соблюдением положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика. Установлен срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГ.
Следовательно, у него возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год.
Требование об уплате налога *** в размере 8290 руб. и пени 102, 80 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГ было направлено налоговым органом налогоплательщику заказным письмом ДД.ММ.ГГ с соблюдением положений статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Установлен срок его исполнения до ДД.ММ.ГГ.
Факт получения налогового уведомления и требования об уплате налогов и пени Д.Р.В. подтвержден лично в ходе рассмотрения дела.
Однако в установленный срок обязанность по уплате налога и пени налогоплательщиком исполнена не была.
Из материалов дела следует, что установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд сначала с заявлением о вынесении судебного приказа после истечения срока исполнения требования, установленного до ДД.ММ.ГГ, затем с административным иском ДД.ММ.ГГ (л.д. 22) после отмены судебного приказа от ДД.ММ.ГГ определением от ДД.ММ.ГГ (л.д. 14) административным истцом соблюдены.
ДД.ММ.ГГ Д.Р.В. была произведена частичная уплата транспортного налога в размере 2620 руб. за автомобиль ГАЗ 31105, государственный регистрационный знак Х249УВ22, и пени в размере 102, 80 руб, что послужило основанием для отказа Межрайонной ИФНС России N 16 по Алтайскому краю от иска в части взыскания сумм 2620 руб. и 102, 80 руб. и прекращения производства по делу в этой части.Недоимка по транспортному налогу за автомобили УАЗ 3962, государственный регистрационный знак ***, ГАЗ 322132, государственный регистрационный знак ***, по мнению налогового органа, составила 5670 руб.
Между тем, поскольку при рассмотрении жалобы установлено, что мощность двигателя автомобиля ГАЗ 322132, государственный регистрационный знак А978СМ22, составляет 98, 0 л.с, то транспортный налог к уплате за 2018 год за указанный автомобиль составляет 4900 руб. (98, 0 л.с. х 50 руб.). Эта сумма и подлежала взысканию с административного ответчика.
Ссылка Д.Р.В. на наличие у него статуса малоимущего не влияет на его обязанность по уплате транспортного налога, поскольку наличие такого статуса, в силу нормативных положений, регулирующих спорные правоотношения, не влечет предоставление соответствующей льготы.
Утверждение в жалобе о неисправном состоянии транспортных средств и в связи с этим неэксплуатируемых в спорном налоговом периоде, также не является обстоятельством, влекущим освобождение от уплаты транспортного налога.
По смыслу вышеприведенных законоположений статей 357-358 Налогового кодекса Российской Федерации в их системном единстве в качестве объекта налогообложения транспортного налога признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: являющиеся транспортным средством, обладающим определенными физическими показателями; зарегистрированные в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации (пункт 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2020 год).
Данные о том, что в спорный налоговый период автомобили в натуре не существовали, в материалах дела отсутствуют, соответствующих сведений и доказательств Д.Р.В. не представлено. Оснований полагать, что право собственности на вещи (транспортные средства) прекращено ввиду полной и безвозвратной их утраты не имеется. При этом в судебном заседании суда апелляционной инстанции Д.Р.В. пояснил, что снимать автомобили с учета в целях утилизации не желает, намерен их отремонтировать.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что автомобили приобретались для доставки родителей-инвалидов истца до медицинских учреждений, не принимается, поскольку в силу положений подпункта 2 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73, 55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке, а таких сведений материалы дела не содержат.
Вместе с тем доводы административного ответчика о наличии у него льготы по транспортному налогу в связи с установлением инвалидности 3 группы и возможности предоставления этой льготы налоговым органом в беззаявительном порядке неправомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что при установлении налога субъектами Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно статье 3 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" на транспортные средства категории "Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73, 55 кВт) включительно" устанавливается налоговая ставка в размере 0 рублей инвалидам всех категорий.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Федеральным законом от 29 сентября 2019 года N325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 3 статьи 361.1 дополнен абзацем 9 (в ред. Федеральных законов от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ, от 02 июля 2021 года N 305-ФЗ), введенным в действие с 1 января 2020 года, согласно которому в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края".
При этом, по мнению ФНС России, к сведениям, полученным в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, относятся в том числе актуальные документированные сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, ранее представленные в налоговый орган, например, с заявлением о предоставлении налоговой льготы (Письмо ФНС России от 23 июня 2020 года N БС-4-21/10275@ "О применении беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по транспортному налогу физических лиц").
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Д.Р.В. является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой серии *** от ДД.ММ.ГГ.
По сообщению Межрайонной ИФНС России N 15 по Алтайскому краю на основании заявлений от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ с предоставлением документов, подтверждающих право на льготу (инвалид 3 группы), налогоплательщику Д.Р.В. предоставлено освобождение по имущественным налогам (налог на имущество, земельный налог) за период 2017-2020 годы. В период рассмотрения вышеуказанных заявлений предоставление льготы по транспортному налогу носило заявительный характер, льгота заявлена не была.
Таким образом, по состоянию на 1 января 2020 года и после этой даты, в том числе на момент обращения в суд с настоящим иском, у налогового органа имелись актуальные документированные сведения, подтверждающие право Д.Р.В. на налоговую льготу, ранее предоставленные налогоплательщиком с заявлением о предоставлении налоговых льгот по имущественным налогам, что свидетельствует о наличии у налогового органа объективной возможности предоставления Д.Р.В. льготы по транспортному налогу в отсутствие его заявления о предоставлении такой льготы.
Как следует из материалов дела, автомобиль УАЗ 3962, государственный регистрационный знак ***, является легковым, имеет мощность двигателя 76, 0 л.с.
Согласно налоговому уведомлению *** от ДД.ММ.ГГ налоговым органом транспортный налог за этот автомобиль исчислен с применением налоговой ставки 10, 0 руб, установленной Законом Алтайского края "О транспортном налоге на территории Алтайского края" для легковых автомобилей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2018 год за автомобиль УАЗ 3962, регистрационный знак ***, у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, по сообщению Межрайонной ИФНС России N 15 по Алтайскому краю на запрос судебной коллегии Д.Р.В. освобожден от уплаты транспортного налога с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на автомобиль УАЗ 3962, регистрационный знак ***. За 2018 год в сумме 760 руб, основание - инвалидность 3 группы. Льгота предоставлена в отсутствие соответствующего заявления.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Барнаула от 19 июля 2021 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Алтайскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с Д.Р.В, проживающего по адресу: "адрес", в доход бюджета Алтайского края недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 4900 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Д.Р.В. в доход бюджета муниципального образования - городской округ г. Барнаул государственную пошлину в размере 400 рублей.".
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.