Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Гордеюка Д. В, судей фио, фио, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чирковой О. М, с участием прокурора фио, защитника адвоката фио, представившего удостоверение и ордер, осужденного фио, рассмотрела в судебном заседании апелляционные жалобы осужденного фио и адвоката Кучеровой Л. В. на приговор Кузьминского районного суда адрес от 27 августа 2021 года, которым
Александров Дмитрий Владимирович, родившийся 18 июля 1982 г, паспортные данные, ранее не судимый, осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев в исправительной колонии общего режима; разрешены вопросы о мере пресечения до вступления приговора в законную силу, сроке отбытия наказания, периоде, подлежащем зачету в срок отбытия наказания, и о судьбе вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Гордеюка Д. В, выступления осужденного и адвоката, поддержавших доводы апелляционных жалоб; и прокурора фио, полагавшей приговор суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приговором Кузьминского районного суда адрес от 27 августа 2021 года Александров Д. В. осужден за незаконное хранение без цели сбыта наркотического средства в крупном размере до момента его задержания 26 марта 2021 г.
Преступление совершено в адрес при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании подсудимый Александров Д. В. виновным себя признал полностью.
В апелляционной жалобе осужденный Александров Д. В, не оспаривая правильность квалификации содеянного и обоснованность своего осуждения, находит постановленный приговор несправедливым вследствие его чрезмерной суровости.
В судебном заседании осужденный просил смягчить ему наказание.
Аналогично доводы к смягчению приговора приводит в апелляционной жалобе и адвокат Кучерова Л. В, находя назначенное фио наказание несправедливым и не влекущим его исправления.
Защитник приводит в жалобе данные о личности фио, который трудоустроен и положительно охарактеризован и не представляет общественной опасности. Осужденный оказывает помощь своим родителям, страдающим заболеваниями.
Автор жалобы указывает на последовательную процессуальную позицию фио, не только полностью признавшего свою вину и раскаявшегося в содеянном, но и желавшего изобличать лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств.
Руководствуясь положениями Общей части УК РФ и принципами гуманизма, ссылаясь на данные о личности фио, содержащиеся в материалах дела, находя возможным назначение фио наказания с применением ст. 64, 73 УК РФ, защитник - автор жалобы просит приговор суда изменить, смягчив назначенное наказание.
Апелляционного представления по делу не имеется.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу государственный обвинитель фио указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, поскольку судом уголовный закон применен верно; нарушений уголовно-процессуального закона допущено не было; наказание осужденному назначено справедливое, с учетом всех данных о его личности и обстоятельств преступления.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений прокурора, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения приговора суда.
Виновность осужденного в совершении описанного преступления установлена исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, которые в необходимом объеме приведены в приговоре суда и соответствуют им.
Так, свидетели - сотрудники полиции Кузнецов и Куликов пояснили, что проводилось ОРМ в отношении фио, который был причастен к незаконному обороту наркотических средств, и в ходе данного ОРМ фио был задержан, при себе у него были изъяты запрещенные вещества - мефедрон в крупном размере и кокаин в значительном размере; свидетель Иванов показал, что он производил личный досмотр фио, в ходе которого у него были изъяты свертки с мефедроном и кокаином; свидетели Харламов и Казьмин участвовали в качестве понятых при личном досмотре и обнаружении у фио запрещенных веществ и подтвердили обстоятельства их изъятия у фио.
Согласно заключению экспертизы, изъятые у фио вещества содержит наркотические средства мефедрон и кокаин.
Кроме того, собственные показания фио, данные им неоднократно, об обстоятельствах хранения наркотиков до момента задержания сотрудниками полиции, соответствуют установленным судом обстоятельствам и иным приведенным в приговоре доказательствам.
Подтверждается вина осужденного в совершении описанного преступления и иными доказательствами, исследованными в суде первой инстанции, подробное содержание которых приведено в приговоре.
Представленные сторонами в ходе судебного разбирательства доказательства всесторонне, полно и объективно исследованы судом первой инстанции, правильно оценены в соответствии с положениями ст. ст. 17, 87, 88 и 307 УПК РФ. Оценку, данную собранным по делу доказательствам, в том числе показаниям подсудимого, судебная коллегия находит правильной.
Суд первой инстанции учел все обстоятельства, которые могли повлиять на его выводы. В приговоре приведены основания, по которым суд принял одни доказательства и отверг другие. Данных о том, что суд необоснованно исследовал недопустимые доказательства, в материалах дела также не содержится.
В основу приговора судом положены лишь те доказательства, которые были исследованы в судебном заседании и все они получили оценку в приговоре.
Оснований не доверять показаниям свидетелей обвинения у суда не было, поскольку они не имеют существенных противоречий, логичны, последовательны и согласуются как между собой, так и с другими доказательствами по делу, при этом все свидетели давали показания после разъяснения им процессуальных прав, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, также они были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Судебная коллегия отмечает, что показания лиц на предварительном следствии, которые были оглашены в суде в соответствии с требованиями ст. 281 УПК РФ, изложены в приговоре в соответствии с протоколом судебного заседания и материалами уголовного дела.
Из письменных материалов дела, исследованных судом, следует, что ОРМ "Наблюдение" проводилось без нарушений закона и обстоятельства его проведения, зафиксированные в письменных документах, соответствуют показаниям свидетелей и иным материалам дела.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено существенных нарушений УПК РФ, допущенных органами предварительного следствия при производстве по делу.
Все доказательства по уголовному делу, как в совокупности, так и каждое в отдельности получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. При этом каких-либо нарушений при сборе доказательств, которые могли бы стать основанием для признания их недопустимыми, в соответствии со ст. 75 УПК РФ допущено не было.
Следственные действия, их содержание, ход и результаты, зафиксированные в соответствующих протоколах, проведены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, оснований для признания их недопустимыми судебная коллегия не находит.
Кроме того, следует отметить, что в деле отсутствуют объективные данные, которые давали бы основание полагать, что по настоящему уголовному делу имелась необходимость для искусственного создания доказательств обвинения, либо их фальсификации.
Также суд первой инстанции обоснованно признал выводы экспертиз допустимыми, поскольку они получены в установленном законом порядке, выводы эксперта основаны на представленных документах, оснований которым не доверять не имеется, экспертные заключения оценены в приговоре в соответствии с требованиями УПК РФ.
Каких-либо обстоятельств, дающих основание полагать, что следователи, в производстве которых находилось данное уголовное дело, государственный обвинитель либо председательствующий судья были лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе уголовного дела, не имеется, как и отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 61 УПК РФ, исключающие участие следователя, государственного обвинителя или судьи в производстве по уголовному делу.
Нарушений принципа состязательности сторон, необоснованных отказов стороне защиты в исследовании доказательств, которые могли иметь существенное значение для исхода дела, нарушений процессуальных прав участников, повлиявших или могущих повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора по делу не допущено. Заявленные сторонами ходатайства разрешены судом в соответствии с требованиями закона, принятые по этим ходатайствам решения суда достаточно мотивированы и являются правильными.
Из протокола судебного заседания суда первой инстанции видно, что возражений относительно начала судебного следствия, в том числе по причине неготовности сторон к участию в процессе заявлено не было, подсудимый был готов участвовать в судебном заседании.
Приговор суда не содержит предположений либо оценочных суждений, не подтвержденных исследованными доказательствами.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства преступного деяния, совершенного фио, место, время и способ его совершения, форма вины, мотивы и цель преступления, его последствия, о которых суд указал в приговоре, мотивировав свои выводы.
С учетом установленных обстоятельств дела суд пришел к обоснованному выводу о доказанности вины фио, в незаконном хранении без цели сбыта наркотического средства в крупном размере, и на основании сделанного анализа исследованных доказательств правильно квалифицировал его действия как совершение фио преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ.
Соглашается с этой оценкой суда первой инстанции и судебная коллегия апелляционной инстанции, поскольку оснований для иной квалификации действий осужденного у суда не имелось.
Признаков добровольной выдачи запрещенного к свободному обороту вещества, исключающей уголовную ответственность осужденного, в настоящем деле не усматривается.
Достаточных данных для применения закона о менее тяжком преступлении в рассмотренном деле не имеется.
Судебной коллегией проверен вопрос о возможности изменения категории преступления на менее тяжкую и о применении в деле положений ч. 1 ст. 53.1 УК РФ.
При обсуждении данного вопроса учитывались, помимо прочего, способ совершения преступления, степень реализации преступных намерений, форма вины, мотив и цель совершения деяния, характер и размер наступивших последствий, а также другие фактические обстоятельства преступления, влияющие на степень его общественной опасности.
Однако коллегия, изучив вышеприведенные данные, пришла к выводу о том, что фактические обстоятельства совершенного преступления не свидетельствуют о меньшей степени его общественной опасности.
В таком случае основания для применения ч. 6 ст. 15 УК РФ и ч. 1 ст. 53.1 УК РФ в настоящем деле отсутствуют.
Приговор постановлен в соответствии с требованиями ст. ст. 302, 307 и 308 УПК РФ.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, наказание осужденному чрезмерно суровым судебная коллегия не находит, поскольку оно назначено в соответствии с требованиями закона, характера и степени общественной опасности содеянного, конкретных обстоятельств дела и данных о личности осужденного, в том числе описанных в жалобах, смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств.
В частности, положительные данные о личности фио, состояние его здоровья, его отношение к содеянному, влияние назначенного наказания на условия жизни его семьи - были учтены судом при назначении наказания, на что прямо указано в приговоре.
Иных оснований для дальнейшего смягчения наказания в рамках состязательного процесса суду представлено не было, и судебная коллегия таких оснований не видит.
Приобщенные к делу в судебном заседании апелляционного суда по ходатайству защитника новые доказательства (о намерении ФКУ СИЗО-7 УФСИН России по адрес оставить фио для отбывания наказания в отряде хоз.обеспечения) были изучены судом второй инстанции, тем не менее, изменения приговора изложенные в них сведения не влекут, поскольку новые доказательства не опровергают выводы суда по вопросам о назначении наказания фио.
Кроме того, наказание фио назначено в размере, приближенном к минимальному, согласно санкции статьи Уголовного закона, по которой он осужден.
По мнению суда апелляционной инстанции, вышеизложенные обстоятельства с максимальной ясностью свидетельствуют о том, что районный суд не ограничился лишь перечислением в приговоре обстоятельств, смягчающих наказание фио, но и реально учел их при определении размера наказания.
Следует согласиться с районным судом и по поводу применения в данном деле реального, а не условного наказания.
Решение суда о неприменении в настоящем деле положений ст. 73 УК РФ, возможности исправления фио только в условиях изоляции от общества мотивировано в приговоре.
Так, положения ч. 1 ст. 60 УК РФ обязывают суд назначать лицу, признанному виновным в совершении преступления, справедливое наказание. Согласно ст. 6 УК РФ, справедливость назначенного подсудимому наказания заключается в его соответствии характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Обязанность суда учитывать при назначении наказания, в том числе характер и степень общественной опасности преступления, вытекает и из положений ч. 3 ст. 60 УК РФ.
По смыслу ст. 73 УК РФ, суд может постановить считать назначенное наказание условным только в том случае, если придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания. При этом суд должен учитывать не только личность виновного и смягчающие обстоятельства, но и характер, и степень общественной опасности совершенного преступления.
По настоящему делу указанные выше требования закона судом выполнены в полной мере. Дав верную оценку вышеприведенным данным о личности фио, суд, тем не менее, пришел к обоснованному выводу о реальном исполнении назначенного фио наказания, исходя, в том числе, и из характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения, как этого требует закон.
При этом каких-либо исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления и дающих основания для применения к назначенному фио наказанию положений ст. 64 УК РФ, не усмотрел суд первой инстанции, не находит таковых и судебная коллегия.
Нарушений закона при определении вида исправительного учреждения, а также при применении ст. 72 УК РФ суд не допустил.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Приговор суда отвечает требованиям статьи 297 УПК РФ и является законным, обоснованным и справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20 и 389.28 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Кузьминского районного суда адрес от 27 августа 2021 года в отношении Александрова Дмитрия Владимировича оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции по правилам гл. 47.1 УПК РФ в течение шести месяцев, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии апелляционного определения.
Осужденный вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.