Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В., и судей Заскалько О.В., Пильгановой В.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бухаревым И.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца фио на решение Люблинского районного суда города Москвы от 16 октября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска фио к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
N 4 по городу Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет получаемой пенсии - отказать;
установила:
фио через своего представителя фио обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 89-91) к ответчику ГУ - Главному управлению ПФР N 4 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", начиная с даты назначения пенсии по старости 19.11.2008.
В обоснование заявленных требований истец фио указал, что с 2008 года является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с п. 1 пп. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", до 13.05.2014 продолжил осуществлять трудовую деятельность. 08.08.2019 истец подал заявление о пересчете пенсии с учетом в общий страховой стаж на 01.01.2002 периода прохождения учебы с 1976 года по 1979 года, однако, письмом ГУ-Главного управления ПФР N 4 по г. Москве и Московской области от 05.09.2019 в перерасчете отказано. Полагая свои права нарушенными, истец фио обратился с данным иском в суд.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца фио, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенного представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца фио, его представителя фио, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что фио, паспортные данные, с 19.11.2008 является получателем страховой пенсии по старости, назначенной на основании пп. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что подтверждается удостоверением N... от 05.02.2009.
С 01.01.2002 трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в строгом соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В целях определения размера страховой части трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии со ст. 30 указанного закона производится оценка пенсионных прав лица по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
При определении размера пенсии учитывается общий трудовой стаж до 01.01.2002, соотношение среднемесячной заработной платы истца и страховые взносы, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации после 01.01.2002.
Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в котором этим органом выносится решение о назначении пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Судом установлено и следует из материалов дела, что при назначении пенсии с 19.11.2008 для оценки пенсионных прав истца фио ГУ-Главного управления ПФР N 4 по г. Москве и Московской области установлен общий трудовой стаж на 01.01.2002, который составил 23 года 1 месяц 27 дней. В системе персонифицированного учета истец фио зарегистрирован 15.01.1998.
При назначении пенсии в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации производится оценка пенсионных прав застрахованного лица по нормам пункта 3 и пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях". С учетом включенного стажа, стажевый коэффициент (СК) составил 0, 67; отношение среднемесячной зарплаты за период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года к среднемесячной зарплате по Российской Федерации за тот же период составило 13, 673, при этом таковое максимальное отношение для расчета пенсии составляет не более 1, 2.
Из материалов пенсионного дела следует, что пенсионным органом принят вариант оценки пенсионных прав по правилам п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как наиболее выгодный для фио
Сумма учтенных ответчиком страховых взносов, внесенных работодателями истца, составила сумма.
В результате оценки пенсионных прав в соответствии с положения ст. 30 Закона N 173-ФЗ пенсионный капитал с учетом страховых взносов составил: сумма; страховая часть пенсии = сумма (***:180).
Размер пенсии истца на 19 ноября 2008 года составил сумма, где страховая пенсия - сумма, фиксированная выплата - сумма.
В соответствии с п. 6, 7 ст. 17 Федерального Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подлежали периодическому увеличению в порядке индексации базовая и страховая части пенсии.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 01.01.2010 г. произведена валоризация величины расчетного пенсионного капитала.
Расчет валоризации пенсионного капитала произведен из продолжительности стажа фио на 01.01.1991, которая составила 11 лет (коэффициент валоризации 0, 21). Процент валоризации = 0, 21 - (0, 10 + (0, 01 х 1 лет)), где: 0, 01 - увеличение РПК на 1 % за каждый год трудового стажа до 1991 года; 0, 10 - увеличение РПК на 10 % всем, кто имел стаж до 2002 года.
Увеличение за счет валоризации определена в следующем порядке: **** (ПК) х 0, 21 (коэффициент валоризации) : 180 (Т) х 3, 67972801985 (коэффициент индексации ПК на 01 января 2010 года) = сумма.
Общий размер пенсии фио на 1 января 2010 года составил сумма, где страховая пенсия сумма и фиксированная выплата сумма.
В результате произведенных корректировок страховой части из расчета суммы взносов, начисленных на лицевой счет работодателем истца, как работающему пенсионеру и индексации в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации за период с 1 апреля 2010 года по 31 декабря 2014 года, размер пенсии на 1 декабря 2014 года составил сумма, из которых страховая пенсия сумма и фиксированная выплата сумма.
С 01.01.2015 пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно исполняются. В связи с введением в действие Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ произведена их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты.
При расчете страховой пенсии по старости учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент, который умножается на стоимость балла. Стоимость балла ежегодно устанавливается Постановлением Правительством Российской Федерации. К полученному прибавляется фиксированная выплата.
В соответствии с ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом N 173-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПКс) за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела, исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года равного сумма (ИПКс истца до 1 января 2015 года равен: 14482, 81 : 64, 10 = 225, 941 баллов).
Размер пенсии фио с 1 января 2019 года равен сумма, из которых страховая пенсия составила сумма (225, 941 х 87, 24 - стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2019 года) и фиксированная выплата сумма.
Разрешая спор и отказывая фио в удовлетворении исковых требований, дав совокупную оценку представленным доказательствам в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что расчет размера пенсии истца по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приведет к уменьшению размера получаемой им пенсии и, как следствие, к нарушению его прав, поскольку ответчиком произведен расчет по наиболее выгодному для него варианту, а именно по пункту 3.
Оснований не согласиться с выводами суда в указанной части судебная коллегия не усматривает, поскольку они сделаны с учетом фактических обстоятельств дела при правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Проверяя доводы истца о наиболее выгодном для истца варианте расчета пенсии, судебная коллегия исходит из следующего.
Статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" закреплено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002, что позволяет указанным лицам выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии, и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.
В частности, положения п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" устанавливают календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению.
В п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001 г. Указанная норма воспроизводит не только порядок исчисления общего трудового стажа, в том числе с зачетом в него периодов обучения в учебных заведениях (абз. 15) и военной службы по призыву (срочной), которая включается в общий трудовой стаж в двойном размере (абз. 26 и 33), но и положение об ограничении размера пенсии определенной суммой (абз. 40) при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, тремя минимальными размерами пенсии (ч. 1 ст. 18 действовавшего до 01.01.2002 г. Закона N 340-1).
Положениями абз. 40 п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" установлено, что расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную сумма... ".
Варианты расчета пенсии помимо условия о стаже предусматривают обязательный и одновременный учет и иных условий и ограничений, что в итоге влияет на расчетный размер пенсии. Так положение пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению. В пункте 4 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрена возможность исчисления стажа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по состоянию на 01.01.2002. Данная норма воспроизводит не только порядок исчисления общего трудового стажа, в том числе с зачетом в него периодов обучения в образовательных учреждениях средних специальных и высших учебных заведениях, но и положение об ограничении размера пенсии определенной денежной суммой.
Установленное абзацем сороковым пункта 4 данной статьи ограничение расчетного размера пенсии согласуется с правилами, предусмотренными законодательством Российской Федерации по состоянию на 01.01.2002 (часть первая статьи 18 действовавшего до 01.01.2002 Закона Российской Федерации N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Согласно расчету пенсии по п.4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пенсионный капитал (с учетом страховых взносов сумма) на дату назначения пенсии 19.11.2008 составит сумма (л.д. 92, 94).
В то время как расчет по п.3 ст. 30 указанного закона по состоянию на 19.11.2008 приводит к увеличению пенсионного капитала (с учетом страховых взносов сумма) на дату назначения пенсии 19.11.2008, а именно сумма
Ответчиком предварительно рассчитана актуальная разница в пенсионном обеспечении истца, исходя из двух указанных вариантов, которая составит сумма в сторону уменьшения по п. 4 ст. 30 закона.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что при назначении пенсии истцу выбран наиболее выгодный вариант расчета размера трудовой пенсии по старости. Применение при расчете пенсии положений п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ влечет уменьшение суммы выплаты, что является недопустимым, поскольку сводится к ущемлению пенсионных прав истца. На данное обстоятельство также указывает ответчик в ответах на обращения истца по вопросу перерасчета пенсии.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что неверно произведен расчет стажевого коэффициента, неверно рассчитан процент валоризации не учитывают приведенные положения закона, устанавливающие различные правила расчета приобретенного стажа.
Кроме того, как следует из материалов пенсионного дела при обращении истца с заявлением о назначении пенсии досрочно, данные об обучении им представлены не были, трудовая книжка соответствующей записи о периоде не содержит, оценка права на страховую пенсию произведена по общему трудовому стажу без учета указанного периода, что наряду с иными условиями о возрасте и льготном стаже являлось достаточным для установления пенсионного обеспечения. Как следует из справки пенсионного органа, истцу разъясняется о возможности представления документа об образовании в материалы пенсионного дела в целях перерасчета общего трудового стажа в порядке, предусмотренном ст. 18 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако включение данного периода в общий трудовой (страховой) стаж, рассчитываемого в целях оценки права на страховую пенсию, не будет являться основанием для учета данного периода в целях оценки пенсионных прав истца на даты 2002 года и 1991 года по правилам п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", такая возможность правилами не предусмотрена, выгодность данного варианта расчета по делу подтверждена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, фактически повторяют правовую позицию по доводам иска, выражают несогласие истца с выводами суда в части отказа в иске, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, доводы истца связаны с неверным толкованием положений пенсионного законодательства.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Люблинского районного суда города Москвы от 16 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.