Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Заскалько О.В, Дегтеревой О.В, при ведении протокола секретарем Джемгирове М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика фио на решение Преображенского районного суда города Москвы от 9 июня 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать решение ГУ-Главного управления ПФР N 7 по г. Москве и Московской области N ***/20 от 04.03.2021 об отказе фио в установлении страховой пенсии незаконным.
Обязать ГУ-Главное управление ПФР N 7 по г. Москве и Московской области назначить фио страховую пенсию в соответствии со ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с применением норм ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 17 января 2021 года;
установила:
фио через представителя фио обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику к ГУ-Главному управлению ПФР N 7 по Москве и Московской области о признании за ней права на пенсию по старости, предусмотренную для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф и обязании ГУ-Главного управления ПФР N 7 по г. Москве и Московской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 17.01.2021.
В обоснование своих требований фио указала, что решением пенсионного органа от 04.03.2021 N ***/20 ей отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с применением норм ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в связи с тем, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность, предоставления прав на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Украины и Республики Беларусь, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств. Полагая свои права нарушенными, истец обратилась с данным иском в суд.
В судебное заседание истец фио не явилась, для представления своих интересов направила представителя по доверенности фио, который исковые требования поддержал в полном объёме, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-Главное управление ПФР N 7 по Москве и Московской области по доверенности фио в судебном заседании доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление поддержал в полном объеме, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца фио, её представителя фио, которые доводы апелляционной жалобы не признали, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, 17 ноября 2020 года фио, паспортные данные, гражданка РФ, обратилась в ГУ-Главное управление ПФР N 7 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с применением норм ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением ГУ-Главного управления ПФР N 7 по г. Москве и Московской области N ***/20 от 04.03.2021 истцу фио отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Как отражено в решении пенсионного органа об отказе в назначении пенсии фио и следует из представленной справки от 16.09.2020 N 25-10-837, выданной филиалом "Гомельский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" ГУ "Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды" Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и справки N 93 от 14.09.2020 УО "БелГУТ" истец проживала в зоне с периодическим радиационным контролем.
В качестве оснований отказа в назначении пенсии фио в решении указано, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено представление права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Украины и Республики Беларусь, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств. Гражданам, переселившимся с территории других государств, в том числе Украины и Республики Беларусь, в Российскую Федерацию для постоянного проживания, при первичном обращении предоставление пенсионного обеспечения в соответствии с Законом N 1244-1 на основании документов, выданных уполномоченными органами иностранных государств и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств, не представляется возможным.
Согласно представленным в материалы дела справкам, выданными УО "БелГУТ" от 14.09.2020 N 93 и ГУ "Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды" филиал "Гомельоблгидромет" от 16.09.2020 N 25-10-8/37 следует, что фио в период с 21.09.1985 по 17.06.1986 проживала в населенном пункте: г. Гомель, адрес общежитие, относящийся к зоне с загрязнением почвы цезием-137 от 37 до 185 кБк/кв.м (от 1 до 5 Ки/кв.км), или стронцием -90 от 5, 55 до 18, 5 кБк/кв.м (от 0, 15 до 0, 5 Ки/кв.км), или плутонием-238, 239, 240 от 0, 37 до 0, 74 кБк/кв.м (от 0, 01 до 0, 02 Ки/кв.км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв, что соответствует зоне проживания с периодическим радиационным контролем (л.д. 19-20).
Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 N 385-З "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлений Совета Министров Республики Беларусь N 328 от 01.06.1992, N 116 от 19.02.1996, N1076 от 08.08.2002, N 1623 от 23.12.2004, N 132 от 01.02.2010, N 9 от 11.01.2016 "Об утверждении перечня территорий населенных пунктов и других объектов, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения" город Гомель отнесен к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, что соответствует зоне с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации согласно Закону Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Разрешая спор, принимая решение об удовлетворения заявленных требований о признании решения ГУ-Главного управления ПФР N7 по г. Москве и Московской области N ***/20 от 04.03.2021 незаконным, и обязании ответчика назначить истцу страховую пенсию в соответствии со ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1, с применением норм ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 17 января 2021 г. суд первой инстанции руководствовался приведенными положениями закона, исходил из того, что зона проживания с периодическим радиационным контролем на территории Республики Беларусь, где проживала фио, по своим характеристикам соответствует зоне с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации, факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в г. Гомель статусом в период с 21.09.1985 по 17.06.1986 подтверждается совокупностью представленных доказательств, и на нее распространяются льготы по пенсионному обеспечению, установленные для лиц, проживавших на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренные статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что фио приобрела право на пенсию со снижением возраста выхода на пенсию с учетом первоначальной величины снижения пенсионного возраста на 1 год, то есть с возраста 54 лет, которого истец паспортные данные достигла на заявленную в иске дату - 16.01.2021 с учетом обращения с заявлением в пенсионный орган 17.11.2020.
Так же суд учитывал, что справка, выданная ГУ "Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды" филиал "Гомельоблгидромет" от 16.09.2020 N 25-10-8/37 в подтверждение периода проживания истца на территории, отнесенной к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, соответствует порядку подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, изложенным в письме Госкомчернобыля Российской Федерации от 27.04.1993 N ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом".
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они обоснованы, соответствуют приведенным положениям закона, подлежащим применению к спорным правоотношениям, подтверждаются собранными по делу доказательствами.
На основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 г, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно статье 34 гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
Как указано в примечании к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом, гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.
Согласно абзацу первому пункта 3 Решения от 22 июня 1996 г. N 6 выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, отселение и эвакуацию, принимаются соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации, а льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан, распространены на лиц, прибывших с такими документами из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот. Абзацем вторым пункта 3 поименованного решения установлено, что порядок предоставления льгот и компенсаций определяется законодательством государства постоянного проживания указанных лиц.
В силу пункта 100 утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Статьей 11 Соглашения о гарантиях прав граждан-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Поскольку судом установлено, что фио является гражданином Российской Федерации, в силу статей 49, 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 имеет право на назначение пенсии по старости со снижением общего пенсионного возраста на 1 год в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом; как законодательством Российской Федерации, так и законодательством Республики Беларусь часть территории с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, чему в соответствии с пунктом 100 Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н, представлены подтверждающие документы - справки о регистрации и проживании в такой зоне, доводы заявителя жалобы о несоответствии обжалуемых судебных постановлений нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения безосновательны.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика, по сути, повторяют позицию, изложенную им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, не являются основанием для отмены решения суда в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Преображенского районного суда города Москвы от 9 июня 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.