Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Сурниной М.В., судей фио, фио
при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО "Каширский региональный оператор" на решение Чертановского районного суда адрес от 20 апреля 2021 года, которым постановлено
исковые требования Паниной Марины Александровны к ООО "Каширский региональный оператор" о признании незаконными начисления, перерасчете коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов - удовлетворить частично.
Признать незаконным начисление ООО "Каширский региональный оператор" Паниной Марине Александровне оплаты услуги "Обращение с ТКО" за период с 01.01.2019 по 16.12.2020 по адресу: адрес, г. адрес, адрес.
Обязать ООО "Каширский региональный оператор" произвести перерасчет по оплате за услугу "Обращение с ТКО" за период с 01.01.2019 по 16.12.2020, списав с единого лицевого счета N 15000000793025 (лицевого счета "Обращение с ТКО" 050003084810) задолженность, начисленную за период с 01.01.2019 по 16.12.2020 по адресу: адрес, г. адрес, адрес.
Взыскать с ООО "Каширский региональный оператор" в пользу Паниной Марины Александровны компенсацию морального вреда в размере сумма, штраф в размере сумма, расходы на представителя в размере сумма.
В удовлетворении остальной части исковых требований истца -
отказать.
Взыскать с ООО "Каширский региональный оператор" в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма, УСТАНОВИЛА:
истец Панина М.А. обратилась в суд к ООО "Каширский региональный оператор", уточнив заявленные требования, просила суд признать незаконным начисление ответчиком истцу оплаты за услугу "Обращение с ТКО" за период с 01.01.2019 по 16.12.2020 по адресу: адрес, г. адрес, адрес; обязать ответчика произвести перерасчет по оплате за услугу "Обращение с ТКО", списав с единого лицевого счета N 15000000793025 (лицевого счета "Обращение с ТКО" 050003084810) задолженность, начисленную за период с 01.01.2019 по 16.12.2020; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда сумма; судебные расходы на представителя сумма; судебные расходы на оформление нотариальной доверенности сумма.
Представитель истца по доверенности Дементьева М.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала.
Представитель ответчика ООО "Каширский региональный оператор" по доверенности фио в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам письменного отзыва на иск.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена, что явилось основанием для рассмотрения дела в ее отсутствие по правилам ст.167 ГПК РФ.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы, указывая, что судом неверно определены фактические обстоятельства по делу, неправильно применены нормы права, оценка доказательств произведена ненадлежащим образом.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ООО "Каширский региональный оператор" по доверенности фио доводы жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель истца Паниной М.А. по доверенности Дементьева М.В. возражала против удовлетворения жалобы, настаивала на том, что услугой "Обращение с ТКО" за период с 01.01.2019 по 16.12.2020 истец не пользовалась, ТКО вывозил ее сын в адрес.
Истец в заседание судебной коллегии не явилась, извещена, что явилось основанием для рассмотрения дела в ее отсутствие по правилам ст.167 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное истолкование закона.
Согласно ч. 2 ст. 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст.195 ГПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, с 28.12.2013 Панина М.А. является собственником жилого дома, находящегося по адресу: адрес, г. адрес, адрес.
28.04.2018 между Министерством экологии и природопользования адрес и ООО "Каширский региональный оператор" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской адрес, согласно которому ООО "Каширский региональный оператор" приступило к выполнению своих обязанностей как регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2019.
В период с января 2019 года по 16 декабря 2020 года ООО "Каширский региональный оператор" истцу производилось начисление оплаты услуги "Обращение с ТКО" на жилой дом.
Задолженность истца перед ответчиком за период с января 2019 года по июнь 2020 года, согласно начислениям ООО "Каширский региональный оператор" составила сумма (л.д.11).
Из иска следует, что ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, поскольку отсутствует оборудованная площадка и контейнеры для хранения мусора.
19.12.2019 истец обратилась к ответчику с претензией о произведении перерасчета платы за обращение с ТКО за период с января 2019 года по ноябрь 2019 года, полностью освободив ее от оплаты такой услуги ввиду ее неоказания, и прекращении начисления услуги по обращению с ТКО до момента ее фактического предоставления.
Постановлением Администрации городского адрес от 25.03.2019 N 775-п утвержден реестр существующих контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории городского адрес и реестр планируемых к созданию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории городского адрес.
Согласно сообщению Администрации городского адрес от 07.04.2020 в 2020 году планируется строительство контейнерной площадки по адресу: адрес.
Как следует из сообщения Администрации городского адрес от 15.12.2020 на контейнерной площадке, которая установлена по координатам 55.062177; 38.346663 будут установлены 2 бака для сбора ТБО 16.12.2020.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в период с 01.01.2019 по 16.12.2020 контейнерной площадки для ТКО в адрес не имелось, то коммунальная услуга по обращению с ТКО ответчиком истцу не предоставлялась, что указывает на отсутствие оснований для начисления ответчиком истцу денежных средств для оплаты услуги "Обращение с ТКО".
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, марка автомобиля, бытовой марка автомобиля в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых домов регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Согласно п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4)-148 (6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с п. 148 (34) указанных выше Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (ст. 13.4).
Анализ указанных норм в совокупности с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", Постановления Правительства фио от 22.12.2016 N 984/47 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами адрес" исходя из установленных судом обстоятельств позволяет сделать вывод, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации; договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО; региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности; обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО наступает при оказании региональным оператором услуги по обращению с ТКО, независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО; создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов.
Как усматривается из материалов дела и сторонами не оспаривается, в значимый период с января 2019 года по 16 декабря 2020 года контейнерная площадка в адрес отсутствовала.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителя ответчика, а также Постановления Администрации городского адрес от 25.03.2019 N 775-и, не оспаривалось истцом, ближайшие места установки контейнеров для сбора ТКО находятся в адрес, Госконюшня, адрес, определен график вывоза ТКО, в соответствии с которым производится вывоз отходов.
Изложенное указывает на то, что жителям адрес, в т.ч. истцу, как собственнику домовладения, ответчиком оказывалась коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доказательства того, что истец утилизировала ТКО самостоятельно в установленном законом порядке либо заключила договор на утилизацию ТКО с иной специализированной организацией, в порядке ст.56 ГПК РФ ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии не представлено.
А потому судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для освобождения истца от обязанности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами противоречат установленным судом обстоятельствам по делу, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований истца, как в части признания незаконным начислений ответчиком оплату услуги "Обращение с ТКО", возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет по оплате за указанную услугу, так и взыскания компенсации морального вреда, судебных расходов.
Доводы представителя истца об отсутствии у ответчика оснований для начисления платы за оказание услуги "Обращение с ТКО" подлежат отклонению.
Согласно положениям ст. 438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Заключение договора в письменной форме путем подписания одного документа или обмена документами напрямую зависит от воли самого истца, отсутствие договора в письменной форме при совершении истцом конклюдентных действий по принятию услуг не освобождает его от обязательств по оплате таких услуг.
Довод истца о том, что ООО "Каширский региональный оператор" не организованы надлежащим образом места сбора мусора для жителей адрес, отклоняется судебной коллегией, поскольку создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления.
Ссылки истца на судебную практику подлежат отклонению, поскольку при рассмотрении гражданских дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда адрес от 20 апреля 2021 года отменить, постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Паниной Марины Александровны к ООО "Каширский региональный оператор" о признании незаконными начислений, перерасчете коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.