Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Дегтеревой О.В, Жолудовой Т.В, при помощнике судьи Воропаевой Е.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе *** на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 11 мая 2021 года, которым постановлено: исковые требования *** к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" ***
периоды: с 02.08.1993 г. по 24.10.1994 г, с 01.08.2002 г. по 09.10.2005 г, с 15.09.2008 г. по 14.10.2008 г. - в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев), с 25.11.2019 г. по 23.12.2019 г. - в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца), с 15.11.2001 г. по 14.12.2001 г, с 02.09.2010 г. по 01.10.2010 г, с 10.04.2015 г. по 08.05.2015 г. - в календарном исчислении.
В остальной части иска отказать.
УСТАНОВИЛА:
*** обратилась в суд к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г. Москве и Московской области с иском, просила признать незаконным решение от 01 апреля 2020 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", обязать включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды учебы в медицинском училище с 01.09.1991г. по 30.06.1993г, периоды работы в льготном исчислении как один год и шесть месяцев с 02.08.1993 г. по 24.10.1994 г, с 01.08.2002 г. по 09.10.2005 г, с 19.05.2008 г. по 14.09.2008 г, с 15.09.2008 г. по 14.10.2008 г, с 15.10.2008 г. по 07.04.2009 г, и периоды в льготном исчислении как один год и три месяца с 25.11.2019 г. по 23.12.2019 г, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении : с 15.11.2001 г. по 14.12.2001 г, с 15.09.2008 г. по 14.10.2008 г, с 02.09.2010 г. по 01.10.2010 г, с 10.04.2015 г. по 08.05.2015 г, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24.12.2019 года.
В обоснование заявленных требований *** ссылалась на то, что 24 декабря 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением от 01 апреля 2020 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа, что является незаконным и нарушает ее права.
В судебное заседание истец и ее представитель явились, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержали.
Представитель ответчика в суде требования по иску не признал.
Третье лицо представитель ГБУЗ Московской области "Московский областной центр охраны материнства и детства" в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в суд представил письменное ходатайство и отзыв на иск.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит *** в апелляционной жалобе в части отказа в удовлетворении исковых требований.
На заседание судебной коллегии представитель ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области и третье лицо не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены надлежащим образом, судебная коллегия сочла возможным в соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, выслушав истца ***, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
При определении права на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения применяются Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781. Периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются также в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, а с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 1920-О).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют, в числе прочих, средний медицинский персонал, в том числе: медицинская сестра; медицинская сестра участковая; медицинская сестра палатная (постовая); медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя); операционная медицинская сестра; медицинская сестра процедурной; медицинская сестра перевязочной; медицинская сестра по массажу; медицинская сестра по физиотерапии; медицинская сестра-анестезист; медицинская сестра врача общей практики; патронажная медицинская сестра; медицинская сестра кабинета; медицинская сестра стерилизационной; старшая медицинская сестра; старшая операционная медицинская сестра, осуществляющие свою деятельность в больницах всех наименований, медико-санитарной части, поликлиниках всех наименований.
Ранее действовавшим Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, также было предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют: медицинские сестры - все независимо от наименования должности, осуществляющие свою трудовую деятельность в больничных учреждениях всех типов и наименований, в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиации, рентгеновские станции и пункты, медицинские лаборатории и другие).
Судом установлено, что 24 декабря 2019 года *** обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по основанию п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N4/737 от 01.04.2020 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа 30 лет, при этом истцу в стаж на соответствующих видах работ были включены периоды ее работы общей продолжительностью 26 лет 02 месяца 18 дней.
В вышеуказанный стаж *** были включены периоды работы в календарном исчислении: с 02.08.1993 г. по 24.10.1994 г. - в должности медицинской сестры палатной урологического отделения в Госпитале для ветеранов войны N 2, с 01.08.2002 г. по 09.10.2005 г. - в должности медицинской сестры МУЗ "Люберецкая детская городская больница", с 25.11.2019 г. по 23.12.2019 г, а также не были включены в стаж на соответствующих видах работ периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 15.11.2001 г. по 14.12.2001 г, с 15.09.2008 г. по 14.10.2008 г, с 02.09.2010 г. по 01.10.2010 г, с 10.04.2015 г. по 08.05.2015 г.
Истец просила суд включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии : с 02.08.1993 г. по 24.10.1994 г, с 01.08.2002 г. по 09.10.2005 г, с 19.05.2008 г. по 14.09.2008 г, с 15.09.2008 г. по 14.10.2008 г, с 15.10.2008 г. по 07.04.2009 г. - в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев); с 25.11.2019 г. по 23.12.2019 г. - в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца), курсы повышения квалификации с 15.11.2001 г. по 14.12.2001 г, с 02.09.2010 г. по 01.10.2010 г, с 10.04.2015 г. по 08.05.2015 г. - в календарном исчислении.
Разрешая требования в части включения в стаж на соответствующих видах работ периодов с 19.05.2008 г. по 14.09.2008 г, с 15.10.2008 г. по 07.04.2009 г. - в должности медицинская сестра перевязочная травматологического отделения МУЗ "Люберецкая детская городская больница" и признавая их необоснованными, суд верно исходил из того, что данные периоды были включены истцу в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев).
Согласно архивной справке, *** в период с 02.08.1993 г. по 26.05.1994 г. работала в должности медицинской сестры палатной урологического отделения, с 02.08.1993 г. (приказ от 02.08.1993 г. N 179-ок) по 24.10.1994 г. (приказ от 17.10.1994 г. N 237-ок), работала на 1, 0 ставку, имеются сведения о начислении надбавки за вредность 25%, и урологическое отделение ГБУЗ "ГВВ N2 ДЗМ" относится к хирургическому профилю лечебных отделений, и данный период включен истцу в стаж в льготном исчислении (один год за один год и шесть месяцев), а поскольку в стаж на соответствующих видах работ истцу был включен период с 02.08.1993 г. по 24.10.1994 г. в календарном исчислении - 01 год 02 месяца 22 дня, то судом верно включено в льготный стаж -
07 месяцев 11 дней.
Также судом удовлетворены исковые требования в части включения в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) периоды работы истца с 01.08.2002 г. по 09.10.2005 г. - в должности медицинской сестры перевязочная травматологического отделения МУЗ "Люберецкая детская городская больница", поскольку перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, в том числе травматологического отделения, в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. При этом в стаж на соответствующих видах работ, истцу был включен период с 01.08.2002 г. по 09.10.2005 г. в календарном исчислении - 03 года 02 месяца 08 дней, поэтому в льготный стаж судом истцу включен -
01 год 07 месяцев 04 дня.
В период с 25.11.2019 г. по 23.12.2019 г. *** осуществляла медицинскую деятельность в учреждении, расположенном в сельской местности в п. Малаховка, который имеет статус рабочего поселка в соответствии с решением исполкома Московского областного совета депутатов трудящихся от 22.01.1965 г. N 51, рабочий поселок Малаховка включен в состав территории Люберецкого района Московской области, поэтому спорный период верно исчислен судом в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца), и в стаж включено истцу
- 7 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж периодов работы истца нахождения на курсах повышения квалификации в спорные периоды: с 15.11.2001 г. по 14.12.2001 г, с 15.09.2008 г. по 14.10.2008 г, с 02.09.2010 г. по 01.10.2010 г, с 10.04.2015 г. по 08.05.2015г, поскольку представленными доказательствам подтверждается выполнение работы, связанной с осуществлением медицинской деятельности полный рабочий день на одну ставку.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе и для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Удовлетворяя требование истца о включении в подсчет специального стажа периодов прохождения курсов повышения квалификации, суд исходил из того, что в указанные периоды истец не прерывала трудовых отношений с работодателем, числилась в штате работников, ей начислялась заработная плата, работодателем производились отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Повышение квалификации является обязательным условием трудового договора для медицинских работников и предусматривается должностными обязанностями, не выполнение которых влечет отстранение от работы. Работодатель предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовки медицинских работников и требует их постоянного повышения, документального подтверждения квалификации и медицинских навыков.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований *** к ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области об обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, выше названные периоды работы и нахождения на курсах повышения квалификации, исходя из того, что в процессе судебного разбирательства нашел подтверждение факт того, что в указанные периоды истец осуществляла лечебную деятельность и выполняла трудовые обязанности по должности медицинской сестры и при полной рабочей неделе, отсутствие совмещения профессий, а также направлялась на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы.
Разрешая исковые требования *** об обязании ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж период обучения в Люберецком медицинском училище с 01.09.1991 по 30.06.1993, суд первой инстанции правомерно указал, что п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров ССР от 03.08.1972 N 590, периоды обучения в медицинском училище не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по заявленному истцом основанию.
В соответствии с п. п. "з", "и" ч. 1 ст. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", кроме работы в качестве рабочего и служащего в стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования; при назначении пенсий по старости периоды указанного в п. п. "и" засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего.
В соответствии с п. п. "з" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР N 590 от 03 августа 1972 г, кроме работы в качестве рабочего или служащего, в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
В соответствии с п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии, утвержденных постановлением N 516 от 11.07.2002 г. период обучения включается в стаж.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959 г. засчитывается в стаж работы врачей... время обучения в медицинских учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала медицинская деятельность.
Какие-либо доказательства того, что до обучения в медицинском училище, истец осуществляла работу по должности, предусмотренной Списком в учреждениях, предусмотренных Списком или в перечисленных в п.6 Правил структурах, не имеется.
При таких обстоятельствах, отказ в удовлетворении требований о включении периода обучения истца в медицинском училище в ее специальный стаж является правомерным.
Поскольку при включении судом спорных периодов в подсчет специального стажа истца (2 года 7 месяцев 1 день), с учетом включенных пенсионным органом периодов (26 лет 02 месяца 18 дней), у *** не образуется требуемый специальный стаж 30 лет, суд первой инстанции правильно отказал ей в удовлетворении исковых требований об обязании ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области назначить досрочную страховую пенсию по старости.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, ошибочное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводов суда, аналогичны позиции изложенной в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суд первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 11 мая 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу *** - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.