Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В., судей Шокуровой Л.В., Лагуновой О.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кубиковым Д.М., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шокуровой Л.В. апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ МВД России по доверенности фио на решение Тверского районного суда города Москвы от 13 мая 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к... о признании незаконным решения от 03 июня 2020 года о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, отмене протокола N 6-1 от 03 июня 2020 года в части снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из четырех человек, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи из четырех человек, предоставить единовременную социальную выплату в соответствии с очередностью на момент принятия решения о снятии с учета, удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии ГУ МВД по городу Москве от 03 июня 2020 года, отменить протокол N6-1 от 03 июня 2020 года в части снятия фио в составе семьи из четырех человек с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать за фио право на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из четырех человек.
Обязать... восстановить фио на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из четырех человек, предоставить фио единовременную социальную выплату в соответствии с очередностью с учетом восстановления на учете для получения таковой, установила:
Истец фио обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ответчику... о признании незаконным решения от 03 июня 2020 года о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, отмене протокола N 6-1 от 03 июня 2020 года в части снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи из четырех человек, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи из четырех человек, предоставить единовременную социальную выплату в соответствии с очередностью на момент принятия решения о снятии с учета, обосновывая тем, что он с 06 сентября 1990 года по 07 ноября 2012 года он проходил службу в органах внутренних дел, откуда был уволен в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, выслуга лет на момент увольнения составила 24 года 04 мес. 06 ноября 2012 года истец подал в ФГКУ УВО... заявление о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, решением комиссии от 15 ноября 2012 года он был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты в составе семьи из 4-х человек. 25 апреля 2017 года истцом повторно были представлены в комиссию документы для получения единовременной социальной выплаты, решением комиссии от 30 июня 2017 года он в составе семьи из 4-х человек был включен в состав очередников.., а решением комиссии... от 03 июня 2020 года N 6-1 истец в составе семьи из 4-х человек был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты, в связи с тем, что на момент постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты он был уволен из органов внутренних дел. Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Истец в судебное заседание первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя по доверенности фио, который в судебном заседании доводы искового заявления поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание первой инстанции явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
13 мая 2021 года судом первой инстанции принято указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика ГУ МВД России по доверенности фио, указывая на то, что законодательством РФ предусмотрено два условия сохранения права на получение единовременной социальной выплаты за гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел: гражданин должен быть уволен со службы с правом на пенсию и быть принятым на учет в период прохождения службы, таким образом при увольнении истца со службы в органах внутренних дел 07.11.2012, истец утратил одно из оснований для получения единовременной социальной выплаты, так как был принят на учет только 15.11.2012 - после увольнения, кроме того, судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что фио был уволен в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, истец был уведомлен о предстоящем увольнении в письменной форме за два месяца до увольнения, в связи с чем, мог обратиться с заявлением о постановке на учет на получение ЕСВ раньше.
Истец фио в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности фио, который доводы апелляционной жалобы не признал, просил оставить решение без изменения.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Москве по доверенности фио в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив письменные материалы дела, заслушав объяснения представителя истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 247) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно ч. 6 ст. 4 ФЗ N 247 право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец фио с 06 сентября 1990 года проходил службу в органах внутренних дел в ФГКУ УВО... в должности заместителя командира - начальника штаба 3 батальона полиции 7 полка полиции, имел специальное звание майор полиции. /л.д.11-13/ Приказом от 07 ноября 2012 года N 464 л/с истец был уволен со службы из органов внутренних дел на основании п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ - в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, выслуга лет на момент увольнения для назначения пенсии составила - 24 года 04 мес, для выплаты единовременного пособия - 24 года 03 мес. /л.д.14/
Судом первой инстанции также установлено, что согласно сообщению от 16 октября 2012 года N 1159, оформленному телеграммой, подписанной заместителем начальника ФГКУ УВО.., в ФГКУ УВО... во исполнение ФЗ N 247 и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 создана комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; прием заявлений сотрудников будет осуществляться в ФГКУ УВО.., начиная с 25 октября 2012 года по вторникам и четвергам. /л.д.15/
Согласно телеграмме N 105 от 23 октября 2012 года, подписанной ВРИО заместителя командира полка - начальника отделения кадров, в связи с переездом сотрудников, осуществляющих прием документов по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, телеграмма ФГКУ УВО... от 16 октября 2012 года отменяется, прием сотрудников временно приостановлен, о дате и времени возобновления приема будет сообщено дополнительно на совещании. /л.д. 16/
Из представленной в материалы дела копии телеграммы N 1274 от 01 ноября 2012 года следует, что прием заявлений сотрудников осуществляется в ФГКУ УВО... по адресу: адрес/9-11, корпус 1, начиная с 06 ноября 2012 года. /л.д.17/
Судом первой инстанции установлено, что 06 ноября 2012 года истцом в комиссию ФГКУ УВО... были сданы документы для получения единовременной социальной выплаты, что подтверждается справкой от 06 ноября 2012 года. /л.д. 18/
Решением комиссии ФГКУ УВО... от 15 ноября 2012 года (протокол N 4), истец в составе семьи из 4-х человек принят на учет для получения единовременной социальной выплаты. /л.д. 19/
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что 03 июня 2020 года комиссией... принято решение, изложенное в протоколе N 6-1, утвержденное 03 июня 2020 года, согласно которому истец в составе семьи из 4-х человек был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании п. 1 ст. 6 ФЗ N 247 и п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации./л.д.23-24, 51-52/
На основании пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа по форме согласно приложению N 3.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 Правил, комиссия принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.
Согласно пункту 15 Правил, решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа, с указанием фамилий, имен и отчеств (при наличии) сотрудников, их дат рождения, состава семьи и дат принятия заявления.
Пунктом 20 Правил определено, что сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Согласно пункту 25 Правил уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета, на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в пункте 17 настоящих Правил.
Таким образом, суд первой инстанции проанализировав нормы ч. ч. 1, 2, 5, 6 ст. 4 ФЗ N 247, п. п. 5, 10, 11, 15, 16, 19, 20, 24 Правил N 1223, пришел к обоснованному выводу, что правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органов внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения имеет именно дата приема заявления сотрудника органов внутренних дел на получение единовременной социальной выплаты и приложенных к нему документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам, которая в свою очередь обязана принять решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником такого заявления и документов. При этом, если документами, приложенными к заявлению, подтверждается наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на учет, он подлежит принятию на учет с даты подачи заявления, а не с даты принятия комиссией решения о постановке на учет.
Судебная коллегия также соглашается с выводам суда первой инстанции о том, что ни ФЗ N 247, ни Правила N 1223 среди условий, с которыми закон связывает право сотрудника полиции на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, не указывают обязательность прохождения службы сотрудником на день рассмотрения комиссией его заявления и приложенных к нему документов.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм права, дав оценку, представленным в материалы дела доказательствам, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку решение комиссии ГУ МВД России по городе Москве от 03 июня 2020 года, изложенное в протоколе N 6-1 о снятии истца в составе семьи из 4-х человек с учета для получения единовременной социальной выплаты, мотивированное тем, что истец не мог быть принят на учет в 2012 году после увольнения из органов внутренних дел, не соответствующим ФЗ N 247 и Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, так как при рассмотрении дела было установлено, что заявление о принятии на учет было подано истцом в период службы, следовательно, его право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты в случае наличия оснований, возникло именно с даты подачи заявления, таким образом, право сотрудника состоять на учете не может быть поставлено в зависимость от даты принятия компетентным органом решения о постановке на учет, принимая во внимание то, что таковое подлежит принятию в течение двух месяцев с момента подачи заявления.
При этом судебная коллегия учитывает, что 25 апреля 2017 года истцом в комиссию ФГКУ УВО... были повторно сданы документы для получения единовременной социальной выплаты, что подтверждается справкой от 25 апреля 2017 года /л.д. 20/ и решением комиссии... от 30.06.2017 истец в составе семьи из 4-х человек включен в списки очередников.., состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты со времени постановки на учет в ФГКУ УВО ГУ МВД России по городе Москве. /л.д.21, 47-48/
Судебная коллегия не признает доводы ответчика о том, что при увольнении истца со службы в органах внутренних дел 07.11.2012, истец утратил одно из оснований для получения единовременной социальной выплаты, так как был принят на учет только 15.11.2012, поскольку при наличии этих обстоятельств, истец был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в 2012 году и это право было подтверждено решением в 2017 году.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие обстоятельства судом при рассмотрении апелляционной жалобы не установлены, в связи с чем, требования апелляционной жалобы об отмене решения не подлежат удовлетворению.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене постановленного судом первой инстанции решения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены правильно. В решении дана надлежащая оценка представленным доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Судебная коллегия с изложенными выводами суда согласна, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 13 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.