Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И., судей Шокуровой Л.В., Кнышевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гаар Ю.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шокуровой Л.В. апелляционную жалобу истца фио на решение Щербинского районного суда города Москвы от 01 июня 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ООО "... ", ООО "... " о признании действий по начислению платежей незаконными, обязании произвести перерасчёт - отказать, установила:
Истец фио обратился в суд к ответчикам ООО "... ", ООО "... " с иском о признании действий по начислению платежей незаконными, обязании произвести перерасчёт, обосновывая тем, что истец является собственником жилого помещения по адресу: адрес. Управление МКД, в котором расположена квартира истца, до 01.07.2020 осуществлял ответчик ООО "... ", ответчик ООО "... " является ресурсоснабжающей организацией. 10 сентября 2020 года между истцом и ответчиком ООО "... " был заключен договор N Г3/1 холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления (теплоснабжения). Истец полагает, что с 01 июля 2019 года ответчик ООО "... " завысил тарифы на предоставляемые услуги, поскольку рост цен на них превысил индексы изменения цен на ЖКУ, установленные распоряжением Правительства РФ от 15.11.2018 N 2490-р, безосновательно включив в тариф компенсацию экономически обоснованных расходов. Считая свои права нарушенными, истец просит признать действия ответчиков по начислению завышенных платежей за предоставленные коммунальные услуги незаконными, обязать произвести перерасчёт платы за коммунальные услуги с учетом установленных индексов изменения размера вносимой гражданами платы ха коммунальные услуги города Москвы начиная с 01 июля 2019 года, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере сумма, расходы на оплату юридических услуг в размере сумма.
Представитель истца в судебное заседание первой инстанции явился, поддержал исковые требования.
Представители ответчиков в судебное заседание первой инстанции явились, исковые требования не признали, по доводам письменных возражений.
Представитель третьего лица - Департамента экономической политики и развития города Москвы в судебное заседание первой инстанции не явился, надлежащим образом извещён.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы, указывая на то, что Распоряжениями Правительства РФ от 15.11.2018 N2490-р и от 29.10.2019 N2556-Р установлены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для города Москвы с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 1, 7 %, с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 4, 8 %, на 2020 год в размере 5, 0%, предельно допустимое отклонение по городу Москве от величины указанного индекса на 2019, 2020 годы, между тем, применяемые ответчиками с 01.07.2019 тарифы свидетельствуют о приросте в 15% за отопление, 59% за холодное водоснабжение, 22% за горячее водоснабжение, 178% за водоотведение, суд при вынесении решения опирается на ответы уполномоченных органов как на основной довод, но делает это выборочно, не беря во внимание факты относительно компенсации экономически обоснованных расходов за счет собственников помещений в многоквартирном доме, суд при вынесении решения обязан самостоятельно принимать решения и не имеет право делегировать свои полномочия или опираться в своих доводах на стороннее лицо, тогда как по результатам обращений истца ни один надзорный орган не смог подтвердить или опровергнуть его доводы о необоснованном начислении завышенных платежей за предоставленные коммунальные услуги, кроме того, судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении судебной экспертизы обоснованности тарифов для установления факта законности их назначения.
Истец фио в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности фиов, который доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ответчика ООО "... ", по доверенности фио, в судебное заседание апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы не признал, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика ООО "... " в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента экономической политики и развития города Москвы в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещён.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть днло при данной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив письменные материалы дела в двух томах, заслушав объяснения представителя истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что фио является собственником жилого помещения по адресу: адрес. /том 1 л.д.14/ Управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца, до 01.07.2020 осуществляло ООО "... ". /том 1 л.д. 24-35/ ООО "... " является ресурсоснабжающей организацией. 10 сентября 2020 года между истцом и ответчиком ООО "... " был заключен договор N Г3/1 холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления (теплоснабжения). /том л.д. 15-23/
Доводы истца о том, что распоряжениями Правительства РФ от 15.11.2018 N2490-р и от 29.10.2019 N2556-Р установлены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для города Москвы с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 1, 7 %, с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 4, 8 %, на 2020 год в размере 5, 0%, предельно допустимое отклонение по городу Москве от величины указанного индекса на 2019, 2020 годы, между тем, применяемые ответчиками с 01.07.2019 тарифы свидетельствуют о приросте в 15% за отопление, 59% за холодное водоснабжение, 22% за горячее водоснабжение, 178% за водоотведение судебная коллегия отклоняет в силу следующего.
На основании ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что к полномочиям Правительства РФ в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 6 ч. 1 ст. 4).
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Правила определяют порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, а также порядок согласования федеральным органом регулирования тарифов решений региональных органов регулирования тарифов об утверждении ими тарифов в размерах, которые повлекут превышение предельного индекса (п. 1 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).
Пунктом 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определено, что тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Федеральной антимонопольной службой (Приказ ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э "Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", далее - Регламент).
Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда Правилами предусмотрено иное (п. 12 Правил).
Под тарифами в сфере теплоснабжения понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 23 ст. 2 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"
Тарифы на теплоснабжение подлежат частичному государственному регулированию.
Основные положения о госрегулировании тарифов установлены гл. 3 Закона о теплоснабжении. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении регулируются следующие виды цен (тарифов): 1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; 2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; 3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; 4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; 5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 5.1) тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения); 6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; 7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой
мощности при отсутствии потребления тепловой энергии; 8) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат (ч. 2 ст. 8 Закона о теплоснабжении).
Государственное регулирование тарифов осуществляется:
а) федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (ст.7 Закона о теплоснабжении).
В частности, к его полномочиям частью 2 названной статьи отнесено утверждение методических указаний по расчету цен, установление единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций; установление предельных уровней тарифов; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в части обоснованности установления и изменения цен (тарифов) и др.;
б) органы исполнительной власти субъектов РФ.
Непосредственно регулируют тарифы в пределах границ субъекта РФ, в частности утверждают предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), а также осуществляют региональный контроль (надзор) в части обоснованности установления и изменения цен и тарифов и иные полномочия, указанные в ч. 3 ст. 7 Закона о теплоснабжении;
в) органы местного самоуправления.
Законом субъекта РФ таким органам могут передаваться полномочия на (ч. 7 ст. 7 Закона о теплоснабжении):
- утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения;
- государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (за исключением тепловой энергии (мощности), производимой электростанциями в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Также органы местного самоуправления в порядке осуществления полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения обращаются в орган исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования цен (тарифов) с предложением о принятии решения об отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность) (ч. 5 ст. 7 Закона о теплоснабжении).
Регулирование тарифов осуществляется на основании: 1) Закона о теплоснабжении (гл. 3); 2) Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым, в частности, утверждены: Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования); Правила регулирования цен (тарифов).
При этом госорганы и органы местного самоуправления руководствуются Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2). При этом указанные Методические указания не применяются при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами (Приказ ФАС России от 29.05.2019 N 686/19).
Цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются (ч. 3 ст. 8 Закона о теплоснабжении): в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения; в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Тариф на тепловую энергию (мощность) может быть одноставочным или двухставочным. Тариф на теплоноситель - одноставочный (ч. 1, 2 ст. 11 Закона о теплоснабжении). При этом тарифы могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования (ч. 3 ст. 11 Закона о теплоснабжении), например, могут учитываться вид теплоносителя и его параметры, системы теплоснабжения, схемы подключения теплопотребляющих установок, категории потребителей и др. (п. 23 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения).
При регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы (ст. 9 Закона о теплоснабжении, п. 16 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения): а) метод экономически обоснованных расходов (затрат) - используется, как правило, при установлении тарифа в отношении организации или вида деятельности впервые, если ранее не осуществлялось госрегулирование тарифа (п. 17 Основ ценообразования); б) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; в) метод индексации установленных тарифов; г) метод сравнения аналогов.
Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. В случае отсутствия названных документов тарифы устанавливаются с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями (п. 22 Основ ценообразования).
При установлении тарифов учитываются, в частности: затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя, за исключением случаев, когда теплоснабжающая организация осуществляет реализацию с использованием только собственных тепловых сетей (ч. 3 ст. 8 Закона о теплоснабжении); нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии (ч. 3 ст. 9 Закона о теплоснабжении).
Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней - не менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства РФ. Также исключение предусмотрено для случаев, когда между теплоснабжающей организацией и потребителем заключается долгосрочный договор теплоснабжения - тогда устанавливается долгосрочный тариф (ч. 2, 3 ст. 10 Закона о теплоснабжении). Цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования (п. 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075).
Таким образом, с учётом распределения бремени доказывания суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец не представил суду каких-либо доказательств в обосновании своих требований об установлении ответчиками завышенных тарифов на услуги по предоставлению холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления (теплоснабжения).
Данный вывод судом первой инстанции принят с учетом действующего законодательства, а также представленных в материалы дела ответов из Департамента экономической политики и развития города Москвы от 22.01.2020 N ДПР-11-36/20 и от 07.08.2020 N ДПР-4-609/20, согласно которым в соответствии с вышеприведенными нормами права, а также положением о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утверждённому Правительством Москвы от 17.05.2011 N 210-ГП, в отношении ООО "... " Департаментом установлены тарифы на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и отопления (теплоснабжение) соответствующими приказами с учётом необходимой валовой выручки ООО "... ". /том 1 л.д.79-94/
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд при вынесении решения опирался на ответы уполномоченных органов как на основной довод, не беря во внимание факты относительно компенсации экономически обоснованных расходов за счет собственников помещений в многоквартирном доме, несмотря на то, что истец указывал, что по результатам его обращений ни один надзорный орган не смог подтвердить или опровергнуть его доводы о необоснованном начислении завышенных платежей за предоставленные коммунальные услуги, судебная коллегия признает несостоятиельными, поскольку с учётом представленных сведений о применяемых тарифах ООО "... ", соответствующих установленным Департаментом тарифам, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, ООО "... ", исполняя распоряжения Департамента об установлении тарифов, применяет тарифы на соответствующие виды услуг в рамках распоряжений Департамента.
Поскольку нарушений ООО "... " и ООО "... " закона в данной части судом первой инстанции не установлено, действия ответчиков по исчислению платы за рассматриваемые виды услуг согласуются с изданными распоряжениями Департамента по установлению тарифов, фактов нарушений установленных тарифов ответчиками не установлено, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требованиях о признании действий по начислению платежей незаконными, обязании произвести перерасчёт
При этом судом дана надлежащая оценка обоснованности включения необходимой валовой выручки ООО "... " в размер тарифа, определение самой величины тарифа, в том числе, его соответствие и соотношение с индексом изменения цен на ЖКУ, установленных распоряжением Правительства РФ от 15.11.2018 N 2490-р, а также установил, что эти действия не входят в компетенцию ответчиков, поскольку данный вид деятельности подлежит государственному регулированию.
Суд первой инстанции установил, что надзорными органами не выявлено нарушений деятельности ответчиков, являющейся предметом настоящего спора, надзорными органами не выносилось каких-либо предписаний о необходимости изменения тарифов.
Суд первой инстанции правомерно в силу ст.98 ГПК РФ не взыскал судебные расходы, поскольку в удовлетворении исковых требований о признании действий по начислению платежей незаконными, обязании произвести перерасчёт было отказано.
Доводы истца о том, что судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении судебной экспертизы обоснованности тарифов для установления факта законности их назначения, судебная коллегия не принимает, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, устанавливаются судом при разрешении спора по существу, экспертное заключение, является одним из видов доказательств по гражданскому делу, подлежат оценке с позиции относимости, допустимости, достоверности по правилам, предусмотренным ст. ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ.
Доводы истца о том, что суд при вынесении решения обязан самостоятельно принимать решения и не имеет право делегировать свои полномочия или опираться в своих доводах на стороннее лицо, судебная коллегия отклоняет, поскольку суд первой инстанции оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и нормах закона, существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие обстоятельства судом при рассмотрении апелляционной жалобы не установлены, в связи с чем, требования апелляционной жалобы об отмене решения не подлежат удовлетворению.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене постановленного судом первой инстанции решения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены правильно. В решении дана надлежащая оценка представленным доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Судебная коллегия с изложенными выводами суда согласна, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Щербинского районного суда города Москвы от 01 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.