Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное делоN 2а-59/2021 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Коптевского районного суда адрес от 2 апреля 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований фио к Департаменту городского имуществ адрес о признании действий незаконными - отказать, УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными действия Департамента городского имуществ адрес, осуществившиеся в переводе нежилых помещений на 1-м этаже (пом.26, 27, 28) жилого дома, расположенного по адресу: адрес бугры д.9, корп.2, в жилые, мотивируя требования тем, что она совместно с несовершеннолетней дочерью являются сособственниками жилого помещения, расположенного по адресу: адрес бугры д.9, корп.2, пом.102, площадью 12, 9 кв.м. на основании договора передачи от 23 апреля 2015 года. Ранее указанный дом имел статус "общежитие" и относился к специализированному жилищному фонду. 22 декабря 2014 года фио из-за стесненных условий проживания обратилась с заявлением к генеральному директору управляющей компании о разрешении проживания в общежитии в освободившихся. Получив согласие, фио с января 2015 года стала проживать в указанных нежилых помещениях, оплачивать жилищно-коммунальные услуги. В октябре 2020 года фио узнала, что Департамент городского имущества адрес перевел нежилые помещения в жилые помещения. Согласно выписки из ЕГРП правообладателем указанных жилых помещений с 15.04.2019 года является адрес. Указанные жилые помещения входят в состав многоквартирного жилого дома, и для перевода из нежилых помещений в жилые помещения необходимо согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, такового согласия получено не было.
Административный истец фио в судебное заседание явилась, заявленные административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного истца по доверенности фио в судебное заседание явился, поддержал требования.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица ООО "ЕвроТрэвэл" фио в судебное заседание явился, указал, что помещения в многоквартирном доме представлялись фио в пользование, она своевременно на протяжении всего периода проживания вносила плату по жилищно-коммунальным услугам.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца фио, ее представителя по доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавших, представителя заинтересованного лица ООО "Евротревэл", действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщившего об уважительности причин своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, ? на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так при рассмотрении дела установлено, что фио является собственником жилого помещения площадью 12, 9 кв.м по адресу: адрес бугры д.9, корп.2, пом.102.
22 декабря 2014 года фио из-за стесненных условий проживания обратилась с заявлением к генеральному директору управляющей компании о разрешении проживания в общежитии в освободившихся нежилых помещениях на 1-м этаже (пом.26, 27, 28). Получив согласие, фио с января 2015 года стала проживать в указанных нежилых помещениях, оплачивать жилищно-коммунальные услуги.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда адрес NД-РП-66/3 от 20 мая 2013 года жилые помещения, расположенные по адресу: адрес бугры д.9, корп.2, исключены из специализированного жилищного фонда адрес и включены в жилищный фонд социального использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес и ранее использовавшиеся в качестве общежитий, за исключением жилых помещений, ранее исключенных из специализированного жилищного фонда адрес на основании соответствующих распоряжений Департамента жилищной политики и жилищного фонда адрес.
Одновременно с принятием Распоряжения уточнен статус жилых помещений, учтенных в составе указанного здания, жилое помещение N25-28 (тип - общежитие) стало учитываться как квартира N25-28.
Собственником жилых помещений, расположенных по адресу: адрес, Лихоборские бугры д.9, корп.2, кв. N25-28, кадастровый номер 77:09:0003001:3705 является адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРН, и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Каких-либо решений (распоряжений) о переводе нежилых помещений N25-28 в жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме по адресу: адрес, Лихоборские бугры д.9, корп.2, Департаментом городского имущества не принималось, оснований для принятия указанных решений, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что незаконных действий(бездействий) административным ответчикам допущено не было, решения об изменении статуса жилых помещений, являющихся предметом спора, Департаментом городского имущества адрес не принималось.
Судебная коллегия оснований не согласиться с данными выводами суда не усматривает.
Департамент городского имущества адрес является правопреемником Департамента жилищной политики и жилищного фонда адрес в соответствии с постановлением Правительства адрес от 13.11.2014 N 664-ПП, осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом адрес, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества адрес, выполнения полномочий собственника в отношении имущества адрес, использования, охраны и учета земель на территории адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 22.07.2008 N 610-ПП "Об утверждении Порядка отнесения объектов жилищного фонда адрес к определенному виду в зависимости от целей использования" на Департамент жилищной политики и жилищного фонда адрес(правопреемником которого является Департамент городского имущества адрес) возложена обязанность обеспечить выполнение функции по отнесению объектов жилищного фонда адрес к определенному виду в зависимости от целей использования, установленных статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Реализуя возложенные обязанности Департаментом жилищной политики и жилищного фонда адрес принято Распоряжение от 20.05.2013 года N Д-РП-66/3, которым исключен из специализированного жилищного фонда адрес и включено в жилищный фонд социального использование жилые помещения ранее использованные в качестве общежитий, расположенные по адресу: адрес, Лихоборские бугры д.9, корп.2.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Департаментом городского имущества не принимались решения по переводу нежилых помещений в жилые в жилом доме, расположенном по адресу: адрес, Лихоборские бугры д.9, корп.2; административным ответчиком определен вид жилищного фонда с учетом цели его использования.
При этом распоряжение Департамента Департаментом жилищной политики и жилищного фонда адрес от 20.05.2013 года N Д-РП-66/3 не оспорено в установленном законом порядке и является действующим.
Судебная коллегия учитывает, что действиями(бездействиями) административного ответчика права административного истца не нарушены, поскольку помещения на 1-м этаже (пом.26, 27, 28) жилого дома, расположенного по адресу: адрес бугры д.9, корп.2, фио занимает в отсутствие законных оснований.
При таких обстоятельствах решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коптевского районного суда адрес от 2 апреля 2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.