Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Бондарь И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Терещенко Илоны Вячеславовны к ИФНС России N 27 об оспаривании действий, признании требования и начисления пени незаконным (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-52/2021)
по апелляционной жалобе административного истца Терещенко И.В. на решение Черемушкинского районного суда адрес от 18 января 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, объяснения представителя административного истца по доверенности фио, возражения представителя административного ответчика по доверенности фио и представителя заинтересованного лица ИФНС России N 21 по адрес по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терещенко И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России N 27 по адрес об оспаривании бездействия, выразившегося в ненаправлении ответа на заявление от 20 марта 2019 года; признании требования N 136797 незаконным; также административный истец просила признать незаконным начисление ей пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере сумма
В обоснование заявленных требований административный истец указывала на то, что является адвокатом, уплачивает страховые взносы во внебюджетные фонды, а также налоги как физическое лицо; задолженностей и просрочек по уплате обязательных платежей не имеет, в то же время получила 27 февраля 2020 года требование N 136797, об уплате пени по налогу имущество физических лиц за 2018 год, а также пени, по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированных размерах за 2018 и 2019 годы, начисленных по состоянию на 09 февраля 2020 года.
Истец ссылалась на то, что налог на имущество физических лиц за 2018 год уплатила 21 января 2020 года вместе с пени (сумма), в связи с чем полагала дальнейшее начисление пени по налогу незаконным; страховые взносы уплачены своевременно; подано заявление о розыске и уточнении платежей, ответ на которое ИФНС N 27 по Москве не предоставлен.
Кроме того, обращала внимание на то, что налогового уведомления об оплате налога на имущество физических лиц не получала, о наличии задолженности по данному налогу узнала из информаци, опубликованной на портале Госуслуги.
Решением Черемушкинского районного суда адрес от 18 января 2021 в удовлетворении административного искового заявления Терещенко И.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о нарушении судом норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы заинтересованным лицом ИФНС России N 21 по адрес представлен отзыв.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности фио, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика по доверенности фио и представителя заинтересованного лица ИФНС России N 21 по адрес по доверенности фио, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Как следует из представленных материалов, отказывая в удовлетворении заявленных Терещенко И.В. требований, суд исходил из того, что они являются необоснованными.
Названные суждения признаются судебной коллегией правильными, соответствующими закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, правильно примененному судом, и фактическим обстоятельствам; основанными на материалах дела и подтвержденными доказательствами, получившими надлежащую оценку суда по правилам статьи 84 КАС РФ; оснований не согласиться с ними не имеется.
Так, в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования (пункт 4); эти правила применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
Как определено в пунктах 7, 9 статьи 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации. При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации. При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Указанные правила применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
Согласно статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии со статьей 430 НК РФ, в редакции, действующей в период спорных правоотношений, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает сумма, - в фиксированном размере сумма за расчетный период 2018 года, сумма за расчетный период 2019 года, сумма за расчетный период 2020 года;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере сумма за расчетный период 2018 года, сумма за расчетный период 2019 года и сумма за расчетный период 2020 года.
Согласно письму ФНС России от 24.10.2017 года NГД-4-11/2148@ за 2017 год адвокаты должны уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, в сумме сумма и сумма соответственно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично в государственные органы, что в свою очередь корреспондирует обязанности государственного органа рассмотреть обращение с подготовкой ответа по существу поставленных вопросов.
При рассмотрении дела установлено, что 09 февраля 2020 года ИФНС N 27 по Москве Терещенко И.В. выставлено требование N 136797 об уплате в срок до 03 апреля 2020 года пеней в связи с пропущенными сроками уплаты обязательных платежей:
- пени в размере сумма по налогу имущество физических лиц за 2018 год (сумма), начисленные за 21 января 2021 года, - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ в размере сумма (от суммы взноса за 2018 год - сумма) и сумма (от суммы взноса за 2019 год - сумма), - пени на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере сумма (от суммы взноса за 2018 год сумма) и (сумма (от суммы взноса за 2019 год - сумма).
Также установлено, что согласно представленным квитанциям Терещенко И.В. налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере сумма оплатила 21 января 2020 года; в указанную дату административный истец также уплатила и пени в размере сумма, начисленные за период с 03 декабря по 20 января 2020 года за нарушение сроков уплаты налога.
Согласно данным КРСБ налогоплательщика 14 декабря 2018 года от Терещенко И.В. поступил платеж на сумму сумма, 11 декабря 2019 года - на сумму сумма, 12 декабря 2019 года на сумму сумма, которые учтены в информационных ресурсах в счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 01 февраля 2017 года.
Согласно данным КРСБ налогоплательщика 09 декабря 2019 года от Терещенко И.В. поступил платеж в сумме сумма, который зачтен в информационных ресурсах по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года.
Кроме того, установлено, что от Терещенко И.В. в ИФНС России N 21 адрес, поступили денежные средства в суммах сумма и сумма от 05 декабря 2018 года, которые отражены на счете данного налогового органа как невыясненные поступления (Терещенко И.В. снята с учета в ИФНС России N 21 адрес 22 января 2015 года в связи с изменением места жительства); в связи с обращением налогоплательщика как следует из ответа заинтересованного лица от 08 апреля 2020 года, проводятся мероприятия по отражению указанных денежных средств в КРСБ налогоплательщика Терещенко И.В, открытой у административного ответчика.
Также установлено, что административный истец направила по почте обращение к административному ответчику (л.д 22-24), в котором просила провести сверку и розыск платежей, отменить требование.
Согласно ответу ИФНС России N 27 по адрес от 14 апреля 2020 года Терещенко И.В. сообщено об уплаченных денежных средствах, отраженных в КРСБ налогоплательщика, отмечено о непоступлении в Инспекцию платежей от 05 декабря 2018 года, направлении по этим обстоятельствам запроса в Инспекцию ФНС России N 21 по адрес (л.д. 74, 79).
При этом также установлено, что Терещенко И.В. требование N 136797 об уплате пеней исполнила добровольно; заявление об уточнении платежа применительно к нормам статьи 45 НК РФ к административному ответчику не подавала.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ судебная коллегия полагает, что суд пришел к правомерному выводу об отсутствии предусмотренной статьей 227 КАС РФ совокупности обстоятельств для удовлетворения административного иска; законности требования, так как по данным КРСБ налогоплательщика на дату его выставления за фио числилась задолженность по обязательным платежам; обоснованности доначисления Терещенко И.В. пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год до даты фактической уплаты налога; надлежащем рассмотрении обращения, отсутствии нарушения прав административного истца в спорных правоотношениях.
Решение суда представляется законным и обоснованным. Напротив, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и явиться основанием к отмене или изменению судебного акта, так как не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае, согласно закону, отсутствуют; она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ и признается надлежащей.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная (неверная) оценка фактических обстоятельств дела и собственное (ошибочное) толкование закона, в частности, статьи 75 НК РФ, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; одновременная уплата недоимки по налогу и пени не изменяет предусмотренного названной статьей срока, до которого производится начисление пени на образовавшуюся недоимку.
Также в апелляционной жалобе заявитель не отрицает того, что платежи от 05 декабря 2018 года выполнены по реквизитам ИФНС России N 21 по адрес, что и повлекло за собой отсутствие сведений о них в КРСБ налогоплательщика и, как следствие, явилось основанием начисления Инспекцией ФНС России N 27 по адрес пени в связи с выявленным нарушением установленных сроков оплаты страховых взносов. В то же время при отсутствии сведений об этих платежах в КРСБ налогоплательщика иных уплаченных Терещенко И.В. денежных средств не достаточно для полного исполнения обязательств по уплате страховых взносов на обязательные пенсионное и медицинское страхование за 2018 и 2019 годы.
Ссылки на длительную процедуру розыска платежей во внимание быть приняты не могут, поскольку о незаконности требования и действий непосредственно административного ответчика по начислению пени не свидетельствуют; бездействие Инспекции ФНС России N 21 и Управления ФНС России в этом вопросе предметом административного иска не являются; в любом случае, согласно статье 45 НК РФ при уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда адрес от 18 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Терещенко И.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.