Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Тиханской А.В., Михайловой Р.Б., при секретаре Карасевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Низкова... об оспаривании решения ГУП г. Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москвы", обязании восстановить нарушенные права (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-496/2020)
по апелляционной жалобе административного истца Низкова А.П. на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 12 октября 2020 года об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения административного истца Низкова А.П, возражения представителя административного ответчика по доверенности Смирнова В.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Низков А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУП г.Москвы "Специальное Предприятие при Правительстве Москвы" о признании незаконным решения, оформленного уведомлением от 13 августа 2020 года, об отказе в предоставлении отсрочки уплаты арендных платежей и списании денежных средств в счет оплаты арендных платежей в сумме сумма; обязании устранить допущенные нарушения законодательства и восстановиьб права заявителя на получение меры экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности.
В обоснование заявленных требований Низков А.П. указывал на то, что зарегистрирован как "самозанятый"; 29 января 2020 года заключил с административным ответчиком договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Москва, адрес; в связи с Указом Президента РФ от 25 марта 2020 N206 и Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ его деятельность при использовании данного помещения была приостановлена с марта по 30 июня 2020 года; он освобождается от уплаты арендных платежей за упомянутое нежилое помещение за период с 01 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года как субъект малого и среднего предпринимательства.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 12 октября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Низкова А.П. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного акта как незаконного.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца Низкова А.П, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика по доверенности Смирнова В.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд правомерно исходил из того, что заявленные Низковым А.П. требования являются необоснованными. Выводы суда первой инстанции признаются судебной коллегией, подробно исследовавшей материалы дела и представленные сторонами доказательства, оценившей доводы сторон по существу спора, правильными, соответствующими закону и фактическим обстоятельствам. Напротив, оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Так, при рассмотрении административного дела установлено, что административный истец зарегистрирован в качестве "самозанятого" и в соответствии с Федеральным законом "О проведении эксперимента по становлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", является плательщиком профессионального налога; в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован.
29 января 2020 года между ГУП г.Москвы "Специальное предприятие при Правительстве Москве" и Низковым А.П. был заключен договор N2/2020 аренды помещения, находящегося в собственности города Москвы, по адресу: Москва, адрес, общей площадью 1495, 80кв.м, с кадастровым номером...
По условиям названного договора арендодатель на условиях платности передал в аренду арендатору предмет договора, (указанное выше нежилое помещение), сроком аренды с 29 января 2020 года по 29 января 2025 года, для его использования в целях: автостоянки, пункта технического обслуживания, склада, помещения торговли и питания, спортивного помещения, бытового обслуживания населения и производственных помещений, и уплатой арендных платежей в размере сумма в месяц.
В соответствии с п.5.4 Договора арендатор обязан вносить арендную плату за объект в размере и сроки, установленные договором, до сдачи объекта арендодателю по акту приема-передачи.
Арендатор ежемесячно, не позднее 5го числа текущего месяца, вносит арендную плату за объект в размере, установленном договором, с учетом НДС - 20%.
Согласно п.7.5 Договора, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) арендатором условий договора, установленных п.7.1, арендодатель удовлетворяет свои денежные требования за счет предоставленного обеспечения, о чем арендодатель уведомляет арендатора письменным отправлением с приложением расчета и оснований использования средств обеспечения.
24 июля 2020 года Низков А.П. направил административному ответчику заявление об освобождении от уплаты арендных платежей по вышеуказанному договору за период с 01 апреля по 30 июня 2020 года на основании пункта 3.1 Постановления Правительства Москвы от 23 марта 2020 года N212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности".
Арендодатель направил в адрес истца уведомление от 13 августа 2020 года об отсутствии правовых оснований для освобождения Низкова А.П. об обязательств договору аренды; сообщил о наличии у Низкова А.П. задолженности по арендным платежам в размере сумма и услугам ЖКХ в сумме сумма.
Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории города Москвы введен режим повышенной готовности, в связи с чем, начиная с 28 марта 2020 года на территории г.Москвы была временно приостановлена работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов, салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, а также был введен особый режим посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения указанных мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений, букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок, а также ввести запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах.
Согласно пункту 3.1. Постановления Правительства Москвы от 23 марта 2020 года N212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности", в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений, по обращениям организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной, просветительской, образовательной деятельности, организации досуга и социально-воспитательной работы с населением, такие организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, за период с 1 числа месяца приостановления их деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы) до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление деятельности, но не ранее 1 июля 2020 г.
От уплаты арендных платежей в соответствии с пунктом 3.1, 3.2 названного постановления освобождаются организации и индивидуальные предприниматели в отношении объектов недвижимости, цели предоставления по договору аренды которых соответствуют виду деятельности, указанному в пунктах 3.1, 3.2 настоящего постановления, при наличии документов, подтверждающих соблюдение указанной в договоре аренды цели предоставления объекта недвижимости (пункт 3.3. Постановления Правительства Москвы от 23 марта 2020 года N212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности").
Таким образом, региональный законодатель, исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий, предусмотрел поддержку в условиях режима повышенной готовности определенной категории лиц при целевом использовании ими объектов недвижимости по договорам аренды по соответствующим видам деятельности; при этом из буквального содержания вышеприведенных положений не следует, что они распространяются на физических лиц, зарегистрированных в качестве "самозанятых" и уплачивающих налог на профессиональный доход, а равно использующих такие объекты в целях: автостоянки, пункта технического обслуживания, склада, помещения торговли и питания, спортивного помещения, бытового обслуживания населения и производственных помещений.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Учитывая изложенное и принимая во внимание статус административного истца, который в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован, представляется законным и обоснованным решение административного ответчика, оформленное уведомлением от 13 августа 2020 года об отсутствии оснований для освобождения от арендных платежей по договору.
Судебная коллегия находит, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям; верно распределил бремя доказывания между сторонами; принял применительно к пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований, установив, что обращение административного истца от 24 июля 2020 года рассмотрено административным ответчиком в установленном порядке; права административного истца в рассматриваемых правоотношениях нельзя полагать нарушенными.
Доводы апелляционной жалобы административного истца не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу; они повторяют правовую и процессуальную позицию Низкова А.П. в суде первой инстанции и направлены на переоценку доказательств и правильно установленных по делу фактических обстоятельств.
В то же время правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют; оценка собранных по делу доказательств произведена судом по правилам статьи 84 КАС РФ и является надлежащей.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Нормативные положения пункта 3.1. Постановления Правительства Москвы от 23 марта 2020 года N212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности" в установленном КАС РФ порядке (глава 21) заявителем не оспорены; ошибочно придаваемое заявителем расширительное толкование данным нормам права, содержащимся в указанном пункте, об обратном не свидетельствует и, как следствие, доводы заявителя о незаконности решения административного ответчика не подтверждает; изменение действующего правопорядка посредством административного судопроизводства по требованиям об оспаривании решения, не допускается; разрешение данного вопроса относится к исключительной компетенции законодателя или уполномоченного им органа, а не суда при рассмотрении административных дел в порядке главы 22 КАС РФ; иное противоречит принципу разделения властей.
По материалам административного дела безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда не установлено.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бутырского районного суда г. Москвы от 12 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Низкова А.П. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.