Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре Бондарь И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОМВД России по адрес к фио об установлении административного надзора (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-415/2021)
по апелляционному представлению Тимирязевского межрайонного прокурора адрес на решение Тимирязевского районного суда адрес от 26 мая 2021 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОМВД России по адрес обратилось в суд с административным исковым заявлением к фио об установлении административного надзора сроком на 1 год со следующим ограничением: обязать являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц в дни, установленные органом внутренних дел.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что фио имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений.
Решением Тимирязевского районного суда адрес от 26 мая 2021 года постановлено: административное исковое заявление удовлетворить, установить административный надзор в отношении административного ответчика фио, паспортные данные, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: адрес, фактически проживающего по адресу: адрес, на один год со дня вступления решения суда в законную силу об установлении административного надзора. Возложить на административного ответчика фио обязанность являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, в установленные ОВД дату и время.
В апелляционном представлении прокурор, указывая на нарушение закона, просит изменить судебный акт в части срока, на который установлен административный надзор, ссылаясь на то, что в силу закона он составляет срок погашения судимости, то есть в рассматриваемом случае 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (до 30 марта 2029 года); также прокурор в представлении указывает на необходимость дополнения резолютивной части решения суда указанием на начало исчисления срока административного надзора в отношении фио, которым считать день его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В заседание судебной коллегии административные истец и ответчик не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания не ходатайствовали, об уважительных причинах неявки не сообщили; руководствуясь статьями 150 и 152 КАС РФ, судебная коллегия определилао рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Прокурор фио в заседании суда апелляционной инстанции просила апелляционное представление удовлетворить.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционного представления, проверив решение, судебная коллегия находит, что имеются предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для его изменения в апелляционном порядке.
Так, согласно статье 2 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" задачами административного надзора являются предупреждение совершения совершеннолетними лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Статьей 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что в отношении поднадзорного лица устанавливаются, среди прочих, следующие административные ограничения:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
- обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; причем последнее в силу части 2 указанной статьи является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 указанного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 названного Федерального закона срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с частью 1 статьи 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
В соответствии с пунктом "г" части 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Согласно части 4 статьи 86 УК РФ, если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
По смыслу вышеприведенных правовых предписаний начало течения срока погашения судимости при замене неотбытой части наказания более мягким видом связано с моментом отбытия осужденным не первоначального, а более мягкого вида наказания.
Согласно статье 18 УК РФ рецидив признается опасным при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое (умышленное деяние, за совершение которого максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы) или особо тяжкое преступление (умышленное деяние, за совершение которого предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание) к реальному лишению свободы (пункт б части 2).
В соответствии с частью 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
При рассмотрении административного дела установлено, что 13 марта 2017 года фио приговором Новомосковского городского суда адрес по части 2 статьи 228 УК РФ осужден с учетом наличия в его действиях опасного рецидива преступлений к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
На основании постановление Донского городского суда адрес от 01 июля 2019 года фио не отбытое наказание заменено на исправительные работы на срок 1 года 5 месяцев 7 дней с удержанием ежемесячного дохода 20% из заработной платы осужденного в доход государства.
По сообщению ФКУ УИИ УФСИН России по адрес (филиал N 24) 30 марта 2021 года фио снят с учета в уголовно-исполнительной инспекции в связи с отбытием наказания.
Удовлетворяя административные исковые требования органа внутренних дел, суд правильно учел, что в отношении фио, который осужден за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений и судимость которого не погашена и не снята в установленном порядке, имеются основания установить административный надзор с возложением на него вышеуказанной обязанности.
В указанной части выводы суда являются правомерными и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Вместе с тем, судом допущено нарушение в применении императивной нормы закона при установлении срока административного надзора для указанной категории лиц (на срок до погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания), а также не учтено, что срок административного надзора исчисляется в отношении таких лиц не со дня вступления в законную силу решения суда, а со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в решении суда об установлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
При таких данных, решение суда на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ как постановленное с нарушением норм материального права необходимо изменить в части срока, на который установлен в отношении административного ответчика административный надзор, указав на то, что он устанавливается на срок погашения судимости, то есть на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия, то есть 30 марта 2029 года, поскольку иных сроков в указанном случае законодатель не предусматривает, а также дополнить резолютивную часть решения суда указанием на то, что началом исчисления срока административного надзора в отношении фио считать день его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В остальной части решение суда изменению и отмене не подлежит, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к этому по материалам административного дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тимирязевского районного суда адрес от 26 мая 2021 года изменить в части; установить в отношении административного ответчика фио, паспортные данные, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: адрес, фактически проживающего по адресу: адрес, административный надзор на срок погашения судимости, на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия, то есть до 30 марта 2029 года; дополнить решение суда указанием на то, что началом исчисления срока административного надзора в отношении фио считать день его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В остальной части решение Тимирязевского районного суда адрес от 26 мая 2021 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.