Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Михайловой Р.Б., судей Кирпиковой Н.С., Смолиной Ю.М.
при секретаре Аликсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-394/2021 по административному иску Никитина Е.А, Никитиной Н.В, действующих в интересах несовершеннолетнего фио, к Департаменту образования и науки адрес о признании незаконным бездействия, обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении
по апелляционной жалобе административных истцов фио, Никитиной Н.В. на решение Мещанского районного суда адрес от 11 мая 2021 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
фио, Н.В, действуя в интересах несовершеннолетнего фио, паспортные данные, обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования и науки адрес, просили признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнему фио, обязать Департамент образования и науки адрес предоставить место в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания фио
В обоснование требований указано, что 17 июля 2020 года Никитин Е.А. обратился с заявлением в Департамент образования и науки адрес в интересах несовершеннолетнего фио, паспортные данные, о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении. До настоящего времени место несовершеннолетнему ребенку не предоставлено.
Решением Мещанского районного суда адрес от 11 мая 2021 года в удовлетворении административных исковых требований фио, Никитиной Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы Никитин Е.А, Никитина Н.В. ставят вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца фио, представителя административного ответчика Департамента образования адрес по доверенности Ряскина В.В, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Согласно статье 5 данного Федерального закона право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
В силу статьи 67 того же Федерального закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (часть 1).
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3).
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Таким образом, федеральный законодатель, регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, предусмотрев, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, одновременно закрепил право родителей (законных представителей) ребенка в таком случае для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаться непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях адрес согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона адрес от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в адрес" относится к полномочиям органов исполнительной власти адрес в области образования.
В силу пунктов 2, 3 статьи 14 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в адрес, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти адрес.
Департамент образования и науки адрес является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей адрес, обеспечивающим функционирование в интересах жителей адрес системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 447-ПП).
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в адрес.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Аналогичные положения содержатся во Временных правилах регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес (в редакции от 13 декабря 2013 г. и 13 февраля 2014 г.).
Указанными Правилами регламентируется процедура направления детей дошкольного возраста на программы дошкольного образования в порядке очередности. Механизмом, обеспечивающим направление детей дошкольного возраста в образовательные организации, является Комплексная система оказания государственных услуг в сфере образования в электронном виде (далее - КИС ГУСОЭВ).
В силу раздела 3 Временных правил в едином электронном реестре регистрируются заявления законных представителей (родителей), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета либо по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес. Сведения о регистрации ребенка по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес при подаче заявления в электронном виде указываются в заявлении, заполняемом в интерактивной форме, самим заявителем.
Согласно разделу 7 Временных правил направление детей на зачисление в дошкольные образовательные организации осуществляются при наличии свободных мест. В случае отсутствия свободных мест в выбранных организациях, заявителю предлагаются свободные места в трех других организациях данного или смежного районов в доступной близости от места проживания ребенка. При отказе заявителя или при отсутствии согласия/отказа заявителя от трех предложенных организаций изменяется желаемая дата поступления на 1 сентября следующего календарного года с сохранением даты постановки на учет.
Из материалов дела видно, что Никитин Е.А, Никитина Н.В. являются родителями несовершеннолетнего фио, паспортные данные.
Никитин Е.А. в установленном порядке на Интернет ресурсе автоматизированной информационной системы "Зачисление в образовательное учреждение" 17 июля 2020 года подал заявление на зачисление фио, паспортные данные, в государственную образовательную организацию системы образования адрес, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Заявление принято и ему присвоен номер 4510 00295536.
Заявителем указаны желаемые дошкольные образовательные учреждения: ГБОУ Школа N N 1944 (приоритетное), ГБОУ Школа N 1747 (дополнительное), желаемый год поступления - 2020/2021. Несовершеннолетний фио зарегистрирован в электронную очередь для поступления в дошкольную группу.
Никитин Е.А. обратился в Департамент образования и науки адрес с заявлением, в котором просил предоставить место его ребенку в выбранных им дошкольных образовательных учреждениях.
Согласно ответу "Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки адрес" от 29 сентября 2020 года административный истец был проинформирован, что дошкольные группы ГБОУ Школа N 1944 и ГБОУ Школа N1747 укомплектованы полностью, места по мере освобождения будут предоставляться детям в соответствии с датой постановки на очередь и наличием льгот.
Согласно справке ГБОУ Школа N1944 по состоянию на 8 апреля 2021 года дошкольные группы в данном учреждении укомплектованы полностью (л.д.40).
Согласно справке ГБОУ Школа N1747 по состоянию на 8 апреля 2021 года дошкольные группы в данном учреждении укомплектованы полностью (л.д.41).
Таким образом, из материалов дела следует, что на момент обращения административного истца в суд с настоящим иском указанные выше дошкольные образовательные учреждения полностью укомплектованы в порядке, предусмотренном пунктом 3, а также пунктом 5 Временных правил с учетом очередности и имеющихся льгот у граждан, свободных мест нет, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно пункту 7 Временных правил при отсутствии свободных мест в выбранных организациях заявителю в период до 30 апреля предлагаются свободные места в трех других организациях смежного района в доступной близости от места проживания ребенка.
Таким образом, Департамент образования обязан предлагать исключительно свободные места в образовательных организациях при их наличии. Однако, как установлено судом, таких мест не имеется, что, принимая во внимание подачу фио, Н.В. заявления о предоставлении ребенку места в детском дошкольном образовательном учреждении 17 июля 2020 года, о бездействии административного ответчика свидетельствовать не может.
При этом само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности по обеспечению доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка заявителя.
Судом также учтено, что детский сад не может быть укомплектован с нарушением требований СанПиН 2.4.1.3049-13, в соответствии с которыми количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой комнаты - для групп раннего возраста (до трех лет) - не менее 2, 5 квадратных метров на одного ребенка и для дошкольного возраста (от трех до семи лет) - не менее 2 квадратных метров на одного ребенка, и реализация права несовершеннолетнего ребенка истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее.
Таким образом, с учетом изложенных выше обстоятельств, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований, установив, что какого-либо незаконного бездействия при решении вопроса о предоставлении несовершеннолетнему фио места в детском дошкольном образовательном учреждении административным ответчиком допущено не было, при этом в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении ответчик не отказывал.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административных истцов не имеется.
При этом судебная коллегия учитывает, что согласно пункту 9 Рекомендаций по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенных в письме Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2013 года N08-1063, список детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОУ с 1 сентября текущего календарного года, формируется на определенную дату (не позднее даты начала комплектования дошкольных учреждений), установленную учредителем (например, на 1 июня календарного года для предоставления ребенку места с 1 сентября календарного года). После установленной даты в список детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольном учреждении с 1 сентября текущего календарного года, могут быть дополнительно включены только дети, имеющие право первоочередного (внеочередного) приема в ДОУ.
Дети, родители которых заполнили заявление о постановке на учет после установленной даты (после 1 июня текущего календарного года), включаются в список детей, которым место в ДОУ необходимо предоставить с 1 сентября следующего календарного года.
Согласно разделу 7 Временных правил, действующих в адрес, комплектование организаций на 1 сентября текущего календарного года производится ежегодно в период с 1 марта по 31 мая, направление детей на зачисление в дошкольные образовательные организации осуществляется при наличии свободных мест. В случае отсутствия свободных мест в выбранных организациях, заявителю в период до 30 апреля предлагаются свободные места в трех других организациях данного или смежного районов в доступной близости от места проживания ребенка. При отказе заявителя или при отсутствии согласия/отказа заявителя от трех предложенных организаций изменяется желаемая дата поступления на 1 сентября следующего календарного года с сохранением даты постановки на учет.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что заявление на зачисление фио в образовательную организацию было подано 17 июля 2020 года, непредоставление ему места в детском дошкольном учреждении в том же учебном году в связи с отсутствием свободных мест не образует незаконного бездействия административного ответчика.
Доводы апелляционной жалобы административных истцов правомерность изложенных выше выводов суда об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика по существу ничем не опровергают, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
При этом судебная коллегия не дает правовую оценку доводам апелляционной жалобы о том, что мотивировочная и резолютивная части судебного решения содержат выводы об обстоятельствах, которые к данному делу отношения не имеют, поскольку в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции административный истец Никитин Е.А. указанные доводы жалобы не поддержал, отказавшись от них.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 11 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио, фио - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.