Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Шаповалов Д.В., рассмотрев административное дело по частной жалобе Ивановой Л.Ю. на определение Тверского районного суда г. Москвы от 12 июля 2021 года, которым постановлено:
"Отказать в принятии административного иска Ивановой Л.Ю, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО, к начальнику Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве Городиской Е.Н, главному специалисту-эксперту Курганову Е.С. о признании действий (бездействия) незаконными, обязании совершить определённые действия", УСТАНОВИЛ:
Иванова Л.Ю, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО обратилась в суд с административным иском к начальнику Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве Городиской Е.Н, главному специалисту-эксперту Курганову Е.С, о признании действий (бездействия) незаконными, обязании совершить определённые действия, мотивируя свои требования тем, что указанные должностные лица не провели необходимые проверочные мероприятия по её заявлению, что повлекло принятие необоснованных решений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Определением Тверского районного суда г. Москвы от 12 июля 2021 года в принятии заявления отказано.
Иванова Л.Ю. не согласилась с указанным определением и подала частную жалобу.
Согласно ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным 34 главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Суд, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующим выводам.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Отказывая в принятии заявления Ивановой Л.Ю. суд пришел к выводу о том, что заявленные требования об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц при принятии решений об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении, подлежат разрешению в порядке, установленном КоАП РФ.
Нахожу выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального и процессуального права.
Согласно ч. 5 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации положения этого Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях, в том числе обжалование вынесенных по этим делам судебных постановлений осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ, что прямо следует из положений статьи 1.1 КоАП РФ.
Осуществление судом производства по правилам КоАП РФ представляет собой иной вид судопроизводства по отношению к производству по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства о публичных мероприятиях при разрешении административных дел и дел об административных правонарушениях Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены лицом, к которому применены такие меры, законным представителем этого лица либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 КАС Российской Федерации (абзац четвертый пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях").
Таким образом, положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не исключают возможность судебного обжалования примененных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе в виде изъятия вещей, в рамках производства по делу об административных правонарушениях либо в порядке административного судопроизводства в зависимости от особенностей конкретной ситуации, коррелирующих с соответствующими процессуальными требованиями и условиями.
По смыслу разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, суды не вправе рассматривать в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании решений, действий (бездействия), которые неразрывно связаны с конкретным делом об административном правонарушении; в этом случае доводы о недопустимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть изложены в ходе рассмотрения дела и в жалобе на постановление (решение) по делу об административном правонарушении; однако если производство по делу об административном правонарушении прекращено, то действия, повлекшие за собой нарушение прав и свобод гражданина или организации после прекращения производства по делу, могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства.
Из материалов дела следует, что по заявлениям административного истца приняты процессуальные решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Соответственно оценка законности указанных постановлений должна быть дана применительно к положениям КоАП РФ, поскольку предметом исследования суда в любом случае будут выступать указанные процессуальные решения.
При таких обстоятельствах, оснований для принятия административного искового заявления, поданного в порядке гл. 22 КАС РФ, у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 313, 316 КАС РФ, суд, ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Тверского районного суда г. Москвы от 12 июля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Ивановой Л.Ю. без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.