Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Группа компаний "Олимп Энергетика" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, УСТАНОВИЛ:
ООО "Группа компаний "Олимп Энергетика" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *1, *2, *3.
В административном исковом заявлении ООО "Группа компаний "Олимп Энергетика" просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "Альянс "Оценочная компания", по состоянию на 1 января 2018 года в размере 9 120 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *1, в размере 6 787 152 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *2, в размере 20 790 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *3.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами *1, *2, *3, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 18 033 540 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *1, в размере 15 626 998 рублей 52 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *2, в размере 44 468 400 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *3.
Поскольку административный истец является собственником земельных участков, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права ООО "Группа компаний "Олимп Энергетика" как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представитель ООО "Группа компаний "Олимп Энергетика" по доверенности Белов А.В. в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества в размере рыночной, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Есин И.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, возражал относительно выводов судебной экспертизы, ходатайствовал о назначении повторной экспертизы.
Представитель заинтересованного лица ООО "УК" АБСОЛЮТ Эссет Менеджмент" по доверенности Самонкин А.В. оставил разрешение административного иска на усмотрение суда.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, а также заинтересованное лицо Скловец В.Д. будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Группа компаний "Олимп Энергетика" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами *1, *2, *3, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости (т. 1, л.д. 11-30). Бывшими собственниками земельных участков являются заинтересованные лица ООО "УК" АБСОЛЮТ Эссет Менеджмент", Скловец В.Д, что подтверждается договорами купли-продажи (т. 1, л.д. 31-40).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (то есть земельные участки, расположенные в пределах города федерального значения Москвы, на территории которого введен налог), являются плательщиками земельного налога.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2018 года установлена в размере 18 033 540 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *1, в размере 15 626 998 рублей 52 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером *2, в размере 44 468 400 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *3 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости - т. 1, л.д. 41-43).
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных земельных участков влияют на права и обязанности ООО "Группа компаний "Олимп Энергетика" как плательщика земельного налога.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 11 мая 2021 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Группа компаний "Олимп Энергетика" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков представило в суд отчет, подготовленный по заданию заявителя ООО "Альянс "Оценочная компания", в котором по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость определена в размере 9 120 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *1, в размере 20 790 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *2, в размере 6 787 152 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *3.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Независимого партнерства судебных экспертов и оценщиков "СОЮЗ" - *.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *1 по состоянию на 1 января 2018 года по результатам судебной экспертизы определена в размере 7 038 000 рублей, участка с кадастровым номером *2 - в размере 6 410 000 рублей, участка с кадастровым номером *3 - в размере 20 940 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Альянс "Оценочная компания", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "Альянс "Оценочная компания", а по результатам судебной экспертизы.
Вместе с тем представителями административного ответчика выражено несогласие с заключением эксперта в части определения рыночной стоимости земельных участков, в обоснование чего представлены письменные возражения.
В ответ на возражения административных ответчиков экспертом Независимого партнерства судебных экспертов и оценщиков "СОЮЗ" *представлены письменные пояснения, в которых экспертом даны ответы на дополнительно поставленные перед ним вопросы.
Письменные пояснения эксперта на поставленные перед ним вопросы приобщены к материалам дела. Указанные пояснения эксперта являются полными, мотивированными, оснований сомневаться в обоснованности применения корректировок, подбора объектов-аналогов не имеется.
Эксперт пояснил, что провел исследования в полном объеме, обоснованно применил корректировку на коммуникации к ценам аналогов, которые имеют газоснабжение по границе и прямую возможность подключения; обоснованно применил корректировку на назначение земельного участка с учетом ограничений прав на часть земельного участка с кадастровым номером *1, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также эксперт, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охраняемых зон объектов электросетевого хозяйства и особенностей условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", на Правила охраны магистральных трубопроводов, установленных Постановлением Госгортехнадзора России от 24 апреля 1992 года N 9 и утвержденных Приказом Минэнерго России от 29.04.1992, подчеркнул, что охранные зоны на частях участка с кадастровым номером *1 площадью 353 кв.м и 932 кв.м установлены к высоковольтной линии электропередачи напряжением 220 кВ, охранные зоны на части участка площадью 654 кв.м. установлены к магистральному трубопроводу высокого давления, в связи с чем применена корректировка на назначение земельного участка с учетом ограничений прав на части земельного участка с кадастровым номером *1, запрещающих капитальное строительство.
Кроме того, эксперт разъяснил порядок применения корректировки на удаленность объектов оценки.
Эксперт пояснил, что согласно используемому экспертом источнику Statrielt - информационного портала рынка недвижимости: корректировка предусмотрена для земельных участков вытянутой формы с длинной, превышающей ширину, более чем в 4 раза, в диапазоне от 0, 79 до 0, 90. Оцениваемый земельный участок с кадастровым номером *2 имеет длину, превышающую ширину более, чем в 15 раз, в данном случае целесообразно применена корректировка на форму земельного участка в размере минимального диапазона 0, 79.
Не могут быть приняты во внимание и иные доводы представителей административных ответчиков о недостоверности результатов судебной оценочной экспертизы. Так, все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности; материалами дела подтверждается, что эксперт * имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
В свою очередь сведений о наличии соответствующих специальных познаний у административных ответчиков и их представителей не имеется.
Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у суда не имеется. Напротив, суд находит, что суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами.
Позиция административного ответчика о неверном определении результатов рыночной стоимости земельных участков в рамках экспертного исследования основана на субъективном толковании законодательства об оценочной деятельности и методологии проведения такой оценки.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что ООО "Группа компаний "Олимп Энергетика" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорных объектов. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами *1, *2, *3 должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 11 мая 2021 года.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Определенная экспертом рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами *1, *2, *3 отличается от оспариваемой кадастровой на 60, 9%, 58, 9%, 52, 9% соответственно, то есть более, чем в два раза. Таким образом, судебная экспертиза, по существу, подтвердила доводы административного истца о необоснованном завышении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *1, *2, *3.
В такой ситуации, принимая во внимание, что настоящим решением требования административного истца удовлетворены, несмотря на то, что представленный административным истцом отчет об оценке составлен с нарушениями требований законодательства об оценочной деятельности; при этом доводы истца о завышении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *1, *2, *3, на которых он настаивал при обращении в суд, нашли свое подтверждение при проведении судебной экспертизы, суд полагает необходимым взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу НП "СОЮЗ" расходы по проведению экспертизы в сумме * рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 7 038 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *2 - в размере 6 410 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером *3 - в размере 20 940 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 мая 2021 года.
Взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу НП "СОЮЗ" расходы по проведению экспертизы в сумме * рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 17 ноября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.