Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Лопаткиной А.С, при секретаре Белове Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2269/2021 по административному исковому заявлению ФИО об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, УСТАНОВИЛ:
ФИО обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *, расположенных по адресу: *, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить по состоянию на 1 января 2018 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером * в размере 16 184 650 рублей, помещения с кадастровым номером * в размере 766 550 рублей, помещения с кадастровым номером * в размере 642 250 рублей, помещения с кадастровым номером * в размере 30 798 350 рублей, помещения с кадастровым номером * в размере 29 010 150 рублей, помещения с кадастровым номером * в размере 729 250 рублей, помещения с кадастровым номером * в размере 899 200 рублей, то есть в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "Московская экспертиза независимая".
В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 25 313 285 рублей 07 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *, 2 325 531 рублей 77 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *, 1 968 099 рублей 33 копейки в отношении помещения с кадастровым номером *, 62 947 863 рубля 05 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *, 61 858 603 рубля 42 копейки в отношении помещения с кадастровым номером *, 2 218 674 рубля 13 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *, 2 703 177 рублей 03 копейки в отношении помещения с кадастровым номером *.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представителем административного истца Товарновой Н.Н. в судебном заседании представлено ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Сергеева (Кодзокова) А.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила возражения относительно выводов судебной оценочной экспертизы и ходатайствовала о назначении повторной экспертизы.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, заинтересованные - будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами *,. На праве общей долевой собственности *, ФИО принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:*, расположенные по адресу: *, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости.
По состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость в отношении спорных объектов установлена в размере 25 313 285 рублей 07 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *, 2 325 531 рублей 77 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *, 1 968 099 рублей 33 копейки в отношении помещения с кадастровым номером *, 62 947 863 рубля 05 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *, 61 858 603 рубля 42 копейки в отношении помещения с кадастровым номером *, 2 218 674 рубля 13 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *, 2 703 177 рублей 03 копейки в отношении помещения с кадастровым номером *.
В соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе помещения, строения, сооружения, здания), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение.
Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года N51 "О налоге на имущество физических лиц" на территории города Москвы установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении недвижимого имущества, которые определяются исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности Савельевой Ю.М. как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административный истец 09 августа 2021 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административному истце. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ФИО в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений был представлен отчет, подготовленный ООО "Московская экспертиза независимая", в котором по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером * определена в размере в размере 16 184 650 рублей, помещения с кадастровым номером * в размере 766 550 рублей, помещения с кадастровым номером * в размере 642 250 рублей, помещения с кадастровым номером * в размере 30 798 350 рублей, помещения с кадастровым номером * в размере 29 010 150 рублей, помещения с кадастровым номером * в размере 729 250 рублей, помещения с кадастровым номером * в размере 899 200 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту АНО "Центр судебных экспертиз "Истина" Вишневской И.А.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером * определена в размере 18 089 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером * - в размере 837 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером * - в размере 701 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером * - в размере 53 764 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером * - в размере 39 379 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером * - в размере 796 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером * - в размере 982 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Московская экспертиза независимая", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, проведенной ООО "Московская экспертиза независимая", а по результатам судебной экспертизы, проведенной АНО "Центр судебных экспертиз "Истина" Вишневской И.А.
Вместе с тем представителем административного ответчика выражено несогласие с заключением эксперта в части определения рыночной стоимости нежилых помещений, в обоснование чего представлены письменные возражения.
В ответ на возражения экспертом АНО "Центр судебных экспертиз "Истина" Вишневской И.А. представлены письменные пояснения, в которых экспертом даны ответы на дополнительно поставленные перед ним вопросы.
Эксперт пояснил, что провел полноценный анализ сегмента рынка объекта исследования, выявил предложения, сопоставимые с объектами исследования по ряду цеоннобразующих факторов, применил все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов. Итоговая рыночная стоимость оцениваемых объектов, вопреки доводам административного ответчика, находится в пределах диапазона рыночных цен.
Эксперт отметил, что в рамках подготовки заключения была проведена процедура определения сегмента рынка, к которому принадлежат объекты исследования (стр. 41-43 заключения эксперта). Объекты - аналоги для объектов исследования были подобраны с учетом принадлежности к тому же сегменту рынка, являются наиболее сопоставимыми с ними по ценообразующим факторам.
Экспертом даны ответы и на иные поставленные перед ним вопросы. Указанные пояснения эксперта являются полными, мотивированными, оснований сомневаться в обоснованности применения корректировок, подбора объектов-аналогов не имеется.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, суд также отмечает, что определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2018 года.
Суд также отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности; материалами дела подтверждается, что эксперт Вишневская И.А. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что ФИО не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 09 августа 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, общей площадью 355, 5 кв.м, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года, в размере 18 089 000 (восемнадцать миллионов восемьдесят девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, общей площадью 18, 5 кв.м, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года, в размере 837 000 (восемьсот тридцать семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, общей площадью 15, 5 кв.м, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года, в размере 701 000 (семьсот одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, общей площадью 610, 8 кв.м, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года, в размере 53 764 000 (пятьдесят три миллиона семьсот шестьдесят четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, общей площадью 599, 6 кв.м, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года, в размере 39 379 000 (тридцать девять миллионов триста семьдесят девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, общей площадью 17, 6 кв.м, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года, в размере 796 000 (семьсот девяносто шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, общей площадью 21, 7 кв.м, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года, в размере 982 000 (девятьсот восемьдесят две тысячи) рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 09 августа 2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
Лопаткина А.С.
Настоящее решение суда изготовлено в окончательной форме 10 ноября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.