Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Музалевой М.С., поданную на постановление судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 28 мая 2021 года, которым АНО "Экон" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма, УСТАНОВИЛ:
29 марта 2021 года начальником отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия Комитета государственной охраны объектов культурного наследия адрес в отношении АНО "Экон" (далее также Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Хамовнический районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Музалева М.С. просит об отмене состоявшегося по делу судебного акта, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе неверное определение срока предоставления отчетной документации; отсутствие условий для предоставления отчетной документации, поскольку работы по восстановлению объекта культурного наследия не были завершены по истечении действия разрешения на их проведение.
Законный представитель Общества Васильев Н.В, защитник Музалева М.С. в судебном заседании жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав законного представителя Общества Васильева Н.В, защитника Музалеву М.С, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
В силу ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением (ч. 5 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Как следует из материалов дела постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 г. N *** признан объектом культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки города гидростроителей" (далее Комплекс), расположенный по адресу: адрес, ***.
В состав указанного Комплекса входит здание, расположенное по адресу: адрес (далее Объект).
Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия адрес 18 июня 2019 г. выдано разрешение на проведение работ по сохранению Объекта на имя ООО "Управление Фасадремонт Волгоградгоргражданстрой", действительное до 18 июня 2020 г.
Авторский надзор и научное руководство проведения работ по сохранению объекта культурного наследия согласно названному выше разрешению и договору на оказание услуг по осуществлению научного руководства, авторского надзора при проведении работ по сохранению культурного наследия осуществляется АНО "Экон", которым в установленный ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ срок по истечении срока действия разрешения, а именно до 23 ноября 2020 г. не предоставлена в Комитет государственной охраны объектов культурного наследия адрес отчетная документация о выполнении работ по сохранению Объекта.
Указанные действия АНО "Экон" квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; приказом о регистрации объекта культурного наследия регионального значения; приказом об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия; служебной запиской о выявлении правонарушения; заявлением о выдаче разрешения; контрактом на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания; договором на осуществление научного руководства, авторского надзора, при проведении капитальных работ по сохранению культурного наследия; проектной документацией; разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях АНО "Экон" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе об отсутствии у Общества оснований для предоставления отчетной документации о выполненных работах, поскольку до истечения срока действия разрешения на проведение ремонтных работ по сохранению Объекта они не были полностью выполнены, не может служить основанием для освобождения АНО "Экон" от административной ответственности по настоящему делу.
В соответствии с п. 7.9 ГОСТ Р 56200-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения в обязанности юридических лиц, осуществляющих авторский надзор включено, помимо прочего, информирование (в официальной форме) заказчика и соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о несвоевременном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от проектных решений и нарушений требований нормативных документов; приостановление работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно п. 8.2 данного ГОСТа юридические лица, осуществляющие авторский надзор несут ответственность за качественное и своевременное исполнение обязанностей, возложенных на них в соответствии с настоящим стандартом, а также договорами на осуществление научного и авторского надзора; за своевременную и качественную подготовку исполнительной документации в соответствии с решениями, принятыми в процессе осуществления научного руководства и авторского надзора.
При этом, согласно Примечанию к указанному выше п. 8.2, исполнительная документация включает текстовые и графические материалы, фиксирующие результат проведенных производственных работ на объектах культурного наследия с учетом внесенных изменений в процессе осуществления научного руководства и авторского надзора.
В данном случае, АНО "Экон", осуществляющий научное руководство, авторский надзор за работами по сохранению Объекта культурного наследия, проводимыми на основании разработанной Обществом проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов и кровли здания, расположенного по адресу: адрес, входящего в состав объекта культурного наследия "Комплекс застройки города гидростроителей" 1951-1962 гг, установив невозможность завершить ремонтные работы в срок, определенный выданным 18 июня 2019 г. разрешением N **, а именно до 18 июня 2020 года, решение об их приостановлении до указанной даты не принимало; орган охраны объектов культурного наследия о невозможности в указанный в разрешении срок выполнить ремонтные работы Заказчик работ не извещал; мер к согласованию новых сроков выполнения работ путем обращения в орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о получении нового разрешения либо с заявлением о приостановлении сроков действия разрешения N ** не также не приняло.
Утверждение в жалобе о неверности вывода судьи о том, что срок выполнения работ по сохранению Объекта культурного наследия должен соответствовать сроку действия разрешения на проведения работ, также не может быть признано заслуживающим внимания, поскольку по смыслу ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия должно иметься на всем протяжении их осуществления.
Следовательно, истечение срока действия выданного разрешения, без приостановления такого срока либо получения нового разрешения, порождает правовую обязанность АНО "Экон" как лица, осуществлявшего научное руководство проведением работ по сохранению Объекта культурного наследия и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представить в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.
Не выполнив данную обязанность при изложенных выше условиях, АНО "Экон" тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Довод жалобы о неверном исчислении срока предоставления отчетной документации также не может быть признан состоятельным, учитывая, что данная обязанность не исполнена Обществом до настоящего времени.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов судьи районного суда и свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую судья первой инстанции дал фактическим обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Административное наказание назначено АНО "Экон" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. По своему виду и размеру назначенное наказание соответствует содеянному и является справедливым.
Срок давности и порядок привлечения АНО "Экон" к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 28 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении АНО "Экон" оставить без изменения, жалобу защитника Музалева М.С. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.