Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) по доверенности Минчук Н.В. на постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы (Мосжилинспекция) Ревина Н.А. от 24 марта 2020 года N ***, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 27 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, установил:
Постановлением должностного лица Мосжилинспекции от 24 марта 2020 года N *** ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 27 ноября 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд решение судьи районного суда обжалует защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по доводам поданной жалобы, согласно которым, постановление должностного лица Мосжилинспекции и решение судьи районного суда незаконно и необоснованно, так как объект правонарушения является общежитием, а не многоквартирным домом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Минчук Н.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении жалобы и отмене постановления должностного лица Мосжилинспекции и решения суда первой инстанции.
Представитель Мосжилинспекции Богачева А.Е. возражала против удовлетворении жалобы, указывала на законность и обоснованность решения районного суда.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав защитника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Минчук Н.В, представителя Мосжилинспекции Богачеву А.Е. прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ состава административного правонарушения выражается в действие или бездействие ниц, в том числе и юридических лиц, состоящее в нарушении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила).
Лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляет Мосжилинспекциия.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N ***, лицензии от 26 июля 2017 года N *** осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Москва, ***. Согласно плана-графика, утвержденного 09 января 2020 года начальником жилищной инспекции по ЦАО города Москвы, должностными лицами Мосжилинспекции 29 января 2020 года произведен осмотр подъездов многоквартирного дома и земельного участка в пределах многоквартирного дома по вышеназванному адресу, в результате которого установлено, что подъезде 1 на 1 этаже размещены информационные стенды, на которых не размещена информация об управляющей организации ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, отсутствует информация предусмотренная подпунктом "б" пункта 31 Правил, за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
Факт совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, Уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России; договором управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N *** с приложениями; лицензией от 26 июля 2017 года N ***; планом графиком от 09 января 2020 года; актом осмотра от 29 января 2020 года N ***; уведомлением о рассмотрении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица; протоколом об административном правонарушении от 04 февраля 2020 года в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, указаны нормативные правовые акты, нарушение которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, составлен в отсутствие законного представителя Учреждения, в установленном порядке извещенного о месте и времени составления протокола, копия протокола для сведения посредством Почты России направлена по адресу места нахождения юридического лица, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, протокол содержит все сведения, предусмотренные статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе подпись должностного лица, его составившего.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
Должностное лицо, в чьем производстве находилось указанное дело об административном правонарушении, приняло процессуальное решение, исследовав все обстоятельства дела и подтверждающие их доказательства.
Из материалов дела достоверно следует, что юридическое лицо ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России нарушило вышеуказанные требования законодательства, в связи с чем Учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России имелась возможность для соблюдения законодательства, а именно подпункта "б" пункта 31 Правил, за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям закона, в нем содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные должностным лицом.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Довод жалобы защиты о том, что объект, расположенный по адресу: г. Москва, ***, является общежитием, а не многоквартирным домом, в связи с чем состав административного правонарушения отсутствует, судом второй инстанции откланяется, как незаконный и необоснованный, так как указанный объект значится в перечне жилищного фонда, закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации, передаваемых в управление управляющей организации (л.д. 68).
Административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб. назначено в соответствии с требованиями статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в материалах дела не имеется.
Презумпция невиновности, установленная статьей 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
Право на защиту не нарушено.
Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, решил:
постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы от 24 марта 2020 года N ***, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 27 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.