Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Белинской С.В, судей: Рогачевой В.В. и Ирышковой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Хлебалина Юрия Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 марта 2021 года по делу N2-1028/2020 по иску Хлебалина Юрия Николаевича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонному) об обязании произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хлебалин Ю.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонному) об обязании включить период прохождения им военной службы по призыву с 23.04.1982 по 25.04.1984 в стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом спорного периода, ссылаясь в обоснование своих требований на то обстоятельство, что решением ответчика ему необоснованно отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 02 декабря 2020 года на ГУ УПФ РФ в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) возложена обязанность произвести Хлебалину Ю.Н. перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с 23 апреля 1982 года по 25 апреля 1984 года с 01 сентября 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 марта 2021 года решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 02 декабря 2020 года отменено. По делу принято новое решение об отказе Хлебалину Ю.Н. в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе, направленной по почте 31 мая 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 11 июня 2021 года, истец Хлебалин Ю.Н. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 марта 2021 года, считая его не соответствующим нормам материального права и принятым без учета всех юридически значимых обстоятельств.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик ГУ ОПФ РФ по Республике Карелия (правопреемник ГУ УПФ РФ в г.Сереже Республики Карелия (межрайонного)) просит оставить обжалуемое судебное постановление без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Хлебалина Ю.Н. и представителя ответчика ГУ ОПФ РФ по Республике Карелия, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание апелляционного определения и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Хлебалин Ю.Н, 22.01.1963 года рождения, с 22.01.2008 является получателем страховой пенсии по старости.
24 августа 2020 года истец обратился к ответчику с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в удовлетворении которого решением N731 от 28.08.2020 ему было отказано по причине отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.
В период с 23.04.1982 по 25.04.1984 истец проходил действительную военную службу по призыву в войсковой части 68258, дислоцировавшейся в г. Мурманске. После увольнения с военной службы 28.05.1984 был принят на работу мастером производственного обучения в Сегежское ГПТУ-6, расположенное в Сегежском районе Республики Карелия.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Хлебалиным Ю.Н. требования, суд первой инстанции руководствовался ст.ст.12, 17 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 N181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N1029, а также разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума ВС РФ от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", и исходил из того, что истец проходил действительную срочную военную службу в районе Крайнего Севера и устроился на работу в организацию, располагавшуюся в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в течение трех месяцев после увольнения в запас, в связи с чем период прохождения военной службы по призыву подлежит включению в стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в целях установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе Хлебалину Ю.Н. в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон).
Согласно ч.8 ст.13 Закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с ч.ч. 4, 6 ст.17 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч.1 ст.18 Закона размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления и соответственно перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном ч.4 ст.17 Закона (за работу в районах Крайнего Севера) и ч.6 ст.17 Закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Положения ст.17 Закона являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное указанной нормой правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы суда апелляционной инстанции считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку суда апелляционной инстанции исходя из положений пенсионного законодательства.
Доводы кассационной жалобы истца о необходимости подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в таком же порядке, который применяется для назначения пенсии за работу в указанных районах и местностях, не основаны на законе.
При этом, вопреки соответствующим утверждениям истца, ухудшения условий реализации его прав на пенсионное обеспечение, на которое он рассчитывал до введения в действие нового правового регулирования, не произойдет, поскольку на момент прохождения истцом военной службы по призыву возможность установления фиксированной выплаты к страховой (трудовой) пенсии по старости законом не была предусмотрена и при внесении впоследствии соответствующих положений в нормативный правовой акт законодатель был вправе установить условия их реализации, в том числе, отличные от условий реализации права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Таким образом, доводы кассационной жалобы истца основаны на неправильном понимании им положений закона, регламентирующих право на установление и перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильного по существу постановления, судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хлебалина Юрия Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.