Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Ирышковой Т.В, Белинской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Печорского городского суда Республики Коми от 9 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 19 апреля 2021 г. по делу N 2-46/2021 по иску ФИО1 к Государственному Учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Печора Республики Коми (межрайонному) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился с иском к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Печора Республики Коми (далее также-УПФР в г. Печора) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Истец просил признать незаконным решение УПФР в г. Печора от 2.12.2019 в части не включения в специальный стаж периода работы с 25.04.2007 по настоящее время на Печорской дистанции пути Сосногорского отделения Северной железной дороги ОАО "РЖД"; возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж периоды его работы с 25.04.2007 по настоящее время на Печорской дистанции пути Сосногорского отделения Северной железной дороги ОАО "РЖД" и назначить страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), взыскании суммы судебных расходов в общей сумме 15 900 руб, из которых: 15 000 руб. - за подготовку искового заявления и 900 руб. за уплаченную госпошлину.
В заявлении от 05.08.2020 истец просил назначить досрочную страховую пенсию по достижении им установленного законодательством возраста.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ОАО "РЖД", УФСИН России по РК.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 9 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 19 апреля 2021 г, в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные, направить дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы и поданных на жалобу правопреемником ответчика -Государственным учреждением-Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец состоит в трудовых отношениях с ОАО "РДЖ" с 03.04.2002 по 20.04.2007 и с 25.04.2007 по настоящее время, работая в качестве монтера пути линейного участка станции Печора.
В период с 25.04.2007 по 31.12.2010 ФИО1 работал в СП Печорская дистанция пути монтером пути 6-го линейного участка, с 01.01.2011 по 10.12.2019 -монтером пути 8-го линейного участка, расположенных в границах ст. Печора с 1818, 7 по 1821 км.
ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 20.04.2001.
19.08.2019 истец обратился с заявлением в УПФР в г.Печора Республики Коми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Решением УПФР в г. Печора Республики Коми от 02.12.2019 в назначении истцу страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ отказано ввиду недостаточности специального стажа.
По представленным документам, на день обращения истца за пенсией, комиссией установлен следующий стаж его работы: страховой стаж (календарно) - 26 лет 9 мес.27 дн, страховой стаж с учетом льготного исчисления 29 лет 05 мес.04 дн, стаж работы в районах Крайнего Севера (с учетом дополнительной корректировки ОАО "РЖД") - 16 лет 6 мес.24 дн.; стаж работы в качестве рабочего локомотивных бригад -4 г.7 мес.13 дн. Величина ИПК составила 104, 3.
Ответчиком не включены в специальный стаж периоды работы истца в ОАО "РЖД" в качестве монтера пути в Печорской дистанции пути Северной железной дороги на ст. Печора (6 и 8 линейный участок) Печорского района с 25.04.2007 по 31.12.2017 (период с 01.01.2018 по 19.08.2019 не рассматривался в связи с непредставлением ОАО "РЖД" сведений об интенсивности движения поездов по участку ж/д ст. Печора с 1818, 7 км по 1821 км.), что отражено в акте проверки УПФР в г. Печоре (межрайонного) от 11.12.2019.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г..N 1015, оценив представленные в материалы дела доказательства, в числе которых, информационные письма Дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД" СП СЖД от 02.04.2010 NДГДП/510, от 13.04.2012 N ДГДП/452 "Об интенсивности движения", в силу которого участок Ираель-Печора с 1993 по 2011 гг. классифицируется как участок с не интенсивным движением; информационное письмо СП Северная дирекция управления движением филиал ОАО "РЖД" Центральная дирекция управления движением от 14.12.2017 N 5776 Сев Д "Об интенсивности движения", согласно которому станция Печора в период с 1997 по 2016 гг. классифицируется с не интенсивным движением поездов, так как размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику составляли менее 50 пар; информационные письма Дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД", согласно которым указанные станции (ст. Кожва и ст.
Печора) с 2007 по 2017 располагаются на участках с не интенсивным движением поездов; информационное письмо СП Северная дирекция управления движением филиал ОАО "РЖД" Центральная дирекция управления движением "Об интенсивности движения" от 02.04.2018 N 1699, что Сев/Д участок Урдома- Воркута за период 2017 классифицируется, как участок с не интенсивным движением; сведения персонифицированного учета в отношении истца за спорный период, пришел к выводу об отказе истцу иске, установив, что работа истца в качестве монтера пути имела место на участке ж/д Печора с 1818.8 км до 1821 км, который не являлся участком ж/д с интенсивным движением поездов; кроме того, данные индивидуального персонифицированного учета также не подтверждают льготный характер условий труда истца.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований не согласиться с перечисленными выводами суда первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периода его работы в качестве монтера пути на участке ж/д Печора с 1818.8 км до 1821 км.
Пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
В соответствии с указанным Списком, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, а также бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 г.N 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Пунктом 43 Правила от 2 октября 2014 г. N 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 "Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях")
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С приведенными в судебных актах мотивами отклонения доводов истца о незаконности решения ответчика в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 25.04.2007 по настоящее время на Печорской дистанции пути Сосногорского отделения Северной железной дороги ОАО "РЖД", судебная коллегия оснований не согласиться не усматривает, поскольку доказательств работы истца в условиях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 N 272, а именно работы в условиях полной занятости на участке магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, в материалы дела не представлено, сведения индивидуального персонифицированного учета в отношении истца сданы работодателями без указания кода работы в особых условиях труда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы истца проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и изложенную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких -либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Печорского городского суда Республики Коми от 9 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 19 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.