Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Ирышковой Т.В, Гилязовой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 25 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 07 октября 2020 года по делу N2-1601/2020 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконными действий работодателя в части отказа в принятии положительного решения по заявлению об изъявлении желания в поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции ФИО4,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Мурманской области о признании действий работодателя незаконными.
В обоснование требований истец указал, что с 1 января 2005 года работал в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов г.Кировска Мурманской области, являлся государственным гражданским служащим.
В соответствии с требованиями статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" им 29 января 2020 года подано заявление об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов "адрес".
10 февраля 2020 года истцом успешно пройдено тестирование на знание законодательства, а 28 февраля 2020 года пройдена проверка уровня физической подготовки с положительным результатом.
Вместе с тем, 25 февраля 2020 года ему вручено уведомление о несоответствии квалификационным требованиям к образованию, необходимом для замещения должности в органах принудительного исполнения, установленным приказом ФССП от 17 января 2020 года N102, в связи с чем он не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения, а по его заявлению не может быть принято положительное решения.
Согласно письменному ответу на его обращение на имя руководителя Управления о несогласии с действиями по отказу в выдаче направления на прохождение профессионального психологического отбора и несоответствии действий Управления порядку, предусмотренному частью 2 статьи 92 указанного Федерального закона, ему отказано в выдаче направления, в связи с несоответствием квалификационным требованиям.
Просил признать незаконным уведомление от 25 февраля 2020 года в части отказа в принятии положительного решения по заявлению об изъявлении желания в поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, обязать ответчика в случае положительного прохождения истцом профессионального психологического отбора и медицинского освидетельствования принять решение о его назначении на соответствующую должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Мурманска от 25 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 07 октября 2020 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к У ФССП России по Мурманской области отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно статье 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, и предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 года N 328-Ф3), вступившего в силу 1 января 2020 года, предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника (часть 1).
Правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - Трудовым законодательством (часть 2 статьи 2 Федерального закона N 328-Ф3).
Частью 1 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-Ф3 определен предельный возраст поступления на службу в органы принудительного исполнения: 60 лет для федеральных государственных гражданских служащих ФССП и ее территориальных органов и 63 года для гражданских служащих, проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено -присвоение специальных знаний.
Как следует из положений части 2 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-Ф3 гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения.
Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и алогических качеств, выявление потребления без назначения врача готических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального кона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом Уполномоченного руководителя.
Гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 года, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в становлением порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (часть 13 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-Ф3).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с 27 апреля 2001 года ФИО1 проходил государственную службу в УФССП по Мурманской области в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, с 1 января 2005 года переведен и назначен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в ОСП г. Кировска, 18 апреля 2005 года руководителем УФССП России по Мурманской области с ним заключен служебный контракт N С-17, согласно которому ФИО1 принят на федеральную государственную гражданскую службу Российской Федерации.
23 января 2020 года ФИО1 уведомлен о том, что в связи с вступлением в силу 1 января 2020 года Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральная служба судебных приставов переходит на иной вид государственной службы. В целях реализации указанного Федерального закона издан приказ ФССП России от 1 января 2020 года N 68 "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания У ФССП по Мурманской области", вступающий в силу с 1 мая 2020 года На основании данного приказа замещаемая ФИО1 должность федеральной государственной гражданской службы подлежит сокращению.
При этом истцу разъяснено право изъявить желание о поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, информировав об этом руководителя, в этом случае необходимо пройти проверку на соответствие требованиям к должности сотрудника органов принудительного исполнения. В случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного увольнения, при наличии возможности ему будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. Также указано на то, что при отсутствии должностей или в случае отказа от предложенной для смещения иной должности гражданской службы, он подлежит освобождению от замещаемой должности и увольнению с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О Государственной гражданской службе Российской Федерации" не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
С указанным уведомлением ФИО1 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил на имя директора ФССП - главного судебного пристава Российской Федерации заявление об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность младшего судебного пристава по ОУПДС отделения судебных приставов г. Кировска УФССП России по Мурманской области.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ на службу в органы принудительного исполнения вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника.
Квалификационные требования к должностям в органах принудительного исполнения установлены статьей 9 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-Ф3, в соответствии с которой, в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, высшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей замещаемой должности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 1 октября N 328-ф3).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 9 Федерального закона от 1 торя 2019 года N 328-ФЭ квалификационные требования к стажу службы в нах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения, устанавливаются в отношении должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава - руководителем федерального органа принудительного исполнения.
В соответствии с приведенной выше нормой, Приказом Федеральной службы судебных приставов от 17 января 2020 года N102 (далее - Приказ ФССП России от 17 января 2020 года N102), зарегистрированном в Министерстве юстиции России 30 января 2020 года N57363, установлены квалификационные требования к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, согласно приложению.
Согласно Приложению к приказу ФССП России от 17 января 2020 года N102 в разделе IV установлены квалификационные требования к образованию сотрудника, необходимому для замещения должностей в территориальном органе принудительного исполнения, согласно которым для замещения должностей младшего начальствующего состава требуется наличие среднего профессионального или высшего образования, родственно соответствующего военно-учетной специальности (пункт 18 Приложения).
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 замещал должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по ОУПДС ОСП г.Кировска У ФССП России по Мурманской области, имеет среднее полное образование, согласно аттестату о среднем (полном) общем образовании в 1994 года окончил среднюю школу N 4 г.Апатиты Мурманской области, иного образования истец не имеет.
Также из материалов дела следует, что распоряжением ФССП России от 22 ноября 2019 года N 76-р с целью реализации положений Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-Ф3 на руководителей территориальных органов ФССП - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации возложена обязанность по образованию оперативных штабов в возглавляемых территориальных органах ФССП в срок до 29 ноября 2019 года, включить в состав оперативного штаба наиболее опытных руководителей структурных
Подразделений и отделов аппарат управления территориального органа УФССП, проводить заседания оперативного штаба еженедельно.
Во исполнение указанного распоряжения распоряжением УФССП России по Мурманской области от 29 ноября 2019 года N 33-р образован оперативный штаб УФССП России по Мурманской области, утвержден его состав, установлена периодичность проведения заседаний.
Таким образом, при разрешении возникшего спора судом первой станции установлено, что сокращение штата УФССП России по Мурманской области, в том числе должности, замещаемой истцом, имело место в связи с переходом ФССП России на иной вид государственной службы, при этом деятельность по переходу федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, осуществлялась посредством деятельности оперативного штаба УФССП России по Мурманской области, уполномоченного рассматривать документы государственных гражданских служащих.
Как следует из протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Мурманской области от 19 февраля 2020 года N 9 по разделу III "О результатах реализации мероприятий в соответствии с предписанным алгоритмом действий на II этапе переходного периода. О соответствии квалификационным требованиям по образованию федеральных государственных гражданских служащих", членами оперативного штаба принято решение, что гражданские служащие не соответствующие квалификационным требованиям к уровню образования не смогут поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, в том числе ФИО1 - судебный пристав по ОУПДС, имеющий среднее полное образование, окончивший в 1994 года среднюю школу N "адрес". Начальнику отдела государственной службы и кадров поручено подготовить и выдать уведомление (образец 7.3) о несоответствии квалификационным требованиям.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано уведомление о несоответствии квалификационным требованиям к образованию, необходимым для замещения должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
ФИО6 ФССП России по Мурманской области от 18 мая 2020 года N 446-К служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N С-17 расторгнут, ФИО1 освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов г. ФИО5 ФССП России по "адрес" и уволен с федеральной государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными нормами материального права, суд первой инстанции, не усмотрев в действиях ответчика каких-либо нарушений при принятии спариваемого уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и правовых оснований для признания данного уведомления незаконным, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку государственный гражданский служащий ФИО1 не соответствует установленным квалификационным требованиям к уровню образования сотрудника, что исключает возможность его назначения на должность в органы принудительного исполнения.
При этом, с учетом установленных статьей 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ требований назначения на должности в органы принудительного исполнения Российской Федерации действующих федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, суд первой инстанции, отметил, что пунктом 15 данной нормы предусмотрена возможность назначения на должности сотрудников в органы принудительного исполнения без наличия соответствующего образования только гражданских служащих, замещающих должности судебных приставов-исполнителей, обучающихся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования, соответствующего направлению деятельности, не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности.
С указанным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции отклонив доводы апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Вопреки доводам кассационной жалобы, что суды проигнорировали доводы заявителя, всем представленным сторонами доказательствам судами первой и апелляционной инстанции дана надлежащая оценка. Несогласие с оценкой доказательств, данной судами, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности ссылок представителя ответчика на сокращение занимаемой ФИО1 должности, судебной коллегией отклоняются, поскольку законность увольнения истца предметом рассматриваемого спора не является.
Иные доводы кассационной жалобы фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые являлись предметом исследования, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 25 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 07 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.