Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан Трофимовой Марины Викторовны на решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 28 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоявшееся в отношении Русанду Дениса Георгиевича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 марта 2021 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Русанду Д.Г. прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 5 мая 2021 года постановление Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 марта 2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения дела постановлением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 июня 2021 года, Русанду Д.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию с применением пункта 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 7 500 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 28 июля 2021 года постановление Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 июня 2021 года отменено, производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Русанду Д.Г. прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело в суд - заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан Трофимова М.В. просит отменить решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 28 июля 2021 года, состоявшееся в отношении Русанду Д.Г, считая его незаконным.
Русанду Д.Г. уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно статье 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации издано постановление от 18 марта 2020 года 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019".
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении Русанду Д.Г. дела об административном правонарушении и в редакции на момент рассмотрения дела судьей Верховного Суда Республики Татарстан) гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) необходимо обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
В соответствии с пунктом 2.2 вышеуказанного постановления (в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении Русанду Д.Г. дела об административном правонарушении) гражданам предписано в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
Постановлением Главного государственного врача от 2 июля 2021 года N 7 и от 28 июля 2021 года N 21 в пункт 2.2. Постановления Главного государственного врача от 18 марта 2020 года внесены изменения.
Так, согласно пункту 2.2 Постановления Главного государственного врача от 18 марта 2020 года (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судьей Верховного Суда Республики Татарстан от 28 июля 2021 года) гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации необходимо пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР. До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
При наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, не требуется.
Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https: www.gosuslugi.ru/400705/1).
Сведения о перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции размещаются в электронном виде на ЕПГУ на основании сведений, полученных из единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Как следует из материалов дела, 9 ноября 2020 года Русанду Д.Г. прибыв авиарейсом на территорию Российской Федерации из Турецкой Республики, не выполнил требования подпункта 2.1 и 2.2 пункта 2 Постановления N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", а именно не обеспечил:
- заполнение на ЕПГУ анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
Так, Русанду Д.Г. заполнил на ЕПГУ анкету для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" с нарушением срока заполнения, анкета заполнена на десятый день после пересечения границы Российской Федерации - 19 ноября 2020 года, при необходимом - до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс), то есть до 9 ноября 2020 года;
не обеспечил в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации прохождение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, и не разместил информацию о результате лабораторного исследования на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста на новую корона вирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https: www.gosuslugi.ru/400705/1).
Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении Русанду Д.Г. по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и последующего его привлечения постановлением судьи городского суда к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Отменяя постановление судьи городского суда судья Верховного Суда Республики Татарстан применил положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекратил производство по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
При этом судья второй инстанции исходил из тех обстоятельств, что Постановлением Главного государственного санитарного врача от 2 июля 2021 года N 17 в Постановление Главного Государственного санитарного врача от 18 марта 2020 года N 7 внесены изменения, согласно которым при наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном заболевании в течении последних 6 месяцев заболевания COVID-19 методом ПЦР, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, не требуется.
Также судья указал в судебном акте о том, что Русанду Д.Г. провел лабораторные исследования COVID-19 методом ПЦР.
Вместе с тем данные выводы являются преждевременными и не основаны на материалах дела.
В материалах дела отсутствуют сведения о лабораторном исследовании Русанду Д.Г. на COVID-19 методом ПЦР предписывающих выполнение соответствующей обязанности в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, либо вакцинации Русанду Д.Г. против COVID-19 в течение последних 12 месяцев, либо сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19, которые получены из единой государственной системы в сфере здравоохранения.
Кроме того, нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в судебном акте суда второй инстанции не получили должной проверки и оценки действия Русанду Д.Г. по заполнению на ЕПГУ анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) с нарушением срока ее заполнения.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены судьей Верховного Суда Республики Татарстан при рассмотрении дела без внимания, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные в жалобе доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, постановила:
Жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан Трофимовой М.В. удовлетворить.
Решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 28 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоявшееся в отношении Русанду Дениса Георгиевича, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.