Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданные
26 августа 2021 года и 7 октября 2021 года кассационные жалобы межрайонного прокурора Туймазинской межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан (далее - межрайонный прокурор) и Бекшеневой Р.Н. на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2021 года по административному делу N 2а-2378/2020 по административному исковому заявлению
Бекшеневой Р.Н. об оспаривании представления прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения административного истца Бекшеневой Р.Н. и ее представителя - адвоката Шакирова Д.Н, мнение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Туймазинской межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в действиях начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 27 по Республике Башкортостан (далее - МИФНС России N 27 по Республике Башкортостан) Бекшеневой Р.Н.
Прокуратурой выявлены факты приобретения Бекшеневой Р.Н. объектов недвижимости и транспортных средств, стоимость которых явно не соответствует ее доходам, предоставления заведомо недостоверных сведений о полученных доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также неоднократные факты конфликта интересов.
12 августа 2020 года и.о. Туймазинского межрайонного прокурора в адрес руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан внесено представление в связи с выявлением нарушений законодательства о противодействии коррупции в действиях начальника МИФНС России N 27 по Республике Башкортостан
Бекшеневой Р.Н. (л.д. 26-34, том 1).
В указанном представлении прокурор, кроме прочего, просил организовать контроль за расходами начальника налогового органа Бекшеневой Р.Н, по результатам которого решить вопрос о ее увольнении с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия, а также рассмотреть вопрос об ответственности всех виновных в допущенных нарушениях должностных лиц Управления ФНС России по Республике Башкортостан в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
Усматривая нарушение своих прав и законных интересов, Бекшенева Р.Н. оспорила представление в судебном порядке.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2021 года, требования удовлетворены частично. Указанное представление признано незаконным в части требования о решении вопроса об увольнении с государственной гражданской службы Бекшеневой Р.Н. в связи с утратой доверия, рассмотрении вопроса об ответственности всех виновных в допущенных нарушениях должностных лиц Управления ФНС России по Республике Башкортостан в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации. В остальной части в удовлетворении заявленных требований Бекшеневой Р.Н. отказано.
В кассационной жалобе Туймазинский межрайонный прокурор просит об отмене судебных актов в части удовлетворения заявленных требований Бекшеневой Р.Н, указывая на то, что в связи с выявленными нарушениями законодательства о противодействии коррупции, прокурор вправе поставить вопрос об увольнении руководителя государственного органа в связи с утратой доверия, а также рассмотрении вопроса об ответственности всех виновных в допущенных нарушениях должностных лиц Управления ФНС России по Республике Башкортостан.
В кассационной жалобе Бекшенева Р.Н. просит об отмене судебных актов и удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального права. Приводит доводы о том, что, внося оспариваемое представление, прокурор вышел за пределы предоставленных законом полномочий, поскольку правовых оснований для проведения проверки законодательства о противодействии коррупции не имелось. Кроме того, в рамках проведенной ведомственной проверки, обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии понесенных ей расходов уровню ее доходов не установлено. Ссылается на расторжение с ней контракта руководителем Федеральной налоговой службы России в связи с выходом на пенсию, что, по ее мнению, свидетельствуют о неправомерности требований прокурора о ее увольнении в связи с утратой доверия.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения частично допущены судебными инстанциями.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанций, исходил из того, что требование прокурора рассмотреть вопрос об увольнении Бекшеневой Р.Н. с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия, а также о привлечении к ответственности должностных лиц Управления ФНС России по Республике Башкортостан не основано на законе, поскольку применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя. Следовательно, такое императивное требование прокуратуры, за неисполнение которого наступает предусмотренная законом ответственность, является необоснованным вмешательством в компетенцию работодателя - налогового органа и противоречит положениям Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года
N 2202-I).
Вместе с тем, судебными инстанциями не учтено следующее.
В силу части 9 статьи 8, части 3 статьи 8.1 Федерального закона
от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" непредоставление государственным гражданским служащим достоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности
Кроме того, непринятие государственным гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года
N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
В соответствии с пунктами, 1, 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, а также непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона
от 17 января 1992 года N 2202-I прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года
N 2202-I регламентировано, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из приведенных правовых норм следует, что во исполнение представления прокурора должны быть предприняты конкретные меры по устранению не только допущенных нарушений закона, но и причин, условий, им способствующих.
При рассмотрении административного дела судами не принято во внимание, что в оспариваемом представлении содержится требование прокурора рассмотреть вопрос об увольнении Бекшеневой Р.Н. с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия, а также привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Управления ФНС России по Республике Башкортостан, виновных в допущенных нарушениях закона, что не является тождественным требованию о безусловном увольнении Бекшеневой Р.Н. и привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Подобное предписание прокурора не может рассматриваться как незаконное вмешательство в компетенцию работодателя, правомочного на принятие решений о привлечении (отказе в привлечении) к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, судами не учтено, что нарушение вышеприведенных положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ
"О противодействии коррупции" является безусловным основанием для увольнения гражданина с государственной гражданской службы, в связи с чем прокурор в силу предоставленных ему полномочий, был обязан указать в представлении требование рассмотреть вопрос об увольнении
Бекшеневой Р.Н. с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, в соответствии с которой само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
С учетом того, что судами допущены ошибки в применении норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения административного дела, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части признания незаконным представления, содержащего требование прокурора о рассмотрении вопроса об увольнении Бекшеневой Р.Н. в связи с утратой доверия и привлечении к ответственности должностных лиц Управления ФНС России по Республике Башкортостан, с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы Бекшеневой Р.Н. об отсутствии у прокурора полномочий на проведение проверки соблюдения
законодательства о противодействии коррупции, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции где получили надлежащую правовую оценку.
Аргументы Бекшеневой Р.Н. о недоказанности допущенных нарушений законодательства о противодействии коррупции опровергаются материалами административного дела, в том числе протоколом заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в Управлении ФНС России по Республике Башкортостан от 11 ноября 2020 года N 04-20/13. По результатам заседания Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для увольнения Бекшеневой Р.Н. в связи с утратой доверия, направив соответствующее предложение руководителю Федеральной налоговой службы России (л.д. 3-15, том 6).
В целом, аргументы кассационной жалобы Бекшеневой Р.Н. выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
В остальной части суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
от 12 апреля 2021 года в части признания незаконным требований, содержащихся в представлении и.о. Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан от 12 августа 2020 года о решении вопроса об увольнении с государственной гражданской службы начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 27 по Республике Башкортостан Бекшеневой Р.Н. в связи с утратой доверия и рассмотрения вопроса об ответственности всех виновных в допущенных нарушениях должностных лиц Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований Бекшеневой Р.Н. отказать.
В остальной части постановленные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Бекшеневой Р.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
12 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.